Так сложилось, что Первая мировая война получает куда меньше внимания, чем Вторая. Со времени ее начала минуло больше ста лет — имена героев подзабыты, ветеранов нет в живых, дарить гвоздики некому. Школьники, вызубрившие «ранним утром двадцать второго июня…», вряд ли вспомнят месяц (если не год) начала Первой мировой войны, не говоря уже о точной дате.
DICE и Electronic Arts воздают должное событиям, о которых большинство людей знает только мельком — на уровне «кто-то кого-то убил и из-за этого случилась заварушка». Пусть Battlefield 1 не претендует на полную достоверность, но составить впечатление об условиях ведения войн в то время получится.
Убийство одного человека — наследника австрийского престола Франца Фердинанда — повлекло за собой миллионные жертвы. Первая мировая война пришлась на период бурного развития научно-технического прогресса. То, чем люди уничтожали друг друга в последующих конфликтах, впервые было опробовано именно в 1914—1918 годах.
Танковые сражения, химическое и зенитное оружие, огнеметы, широкое использование авиации — человечество нашло много оригинальных способов доказать свою правоту силой. Сетующим на «молодежь нынче пошла» пенсионерам стоит вспомнить, чьи поколения развязали самые кровопролитные войны.
Разработчики совместили голливудскую постановку с историями обычных людей, которые и выиграли войну. Кампания Battlefield 1 делится на пять не связанных между собой отрывков из разных уголков планеты. Это отличный сборник эпизодов, который пусть и слабо воспринимается целостным, но показывает, что герои есть везде — независимо от расы, языка и отношения к событиям. Будь то закаленный боями австралиец, который берется опекать желторотого новобранца, или итальянец, пытающийся найти брата среди горы трупов, — каждый персонаж запоминается, хотя уделено им по часу-полтора времени.
Можно сказать, что некоторые события явно преувеличены: джентльмен удачи, угнавший боевой самолет, вряд ли так свободно участвовал бы в сражениях. Но в контексте Battlefield 1 все смотрится уместно — ведь если реальная история немного скучна, нужно ее приукрасить, добавить романтики и умеренного пафоса. Пожалуй, лучшей вышла кампания о танковом экипаже: люди попадают в безвыходные ситуации, есть место и предательству, и внезапному порыву героизма. Авторы определенно вдохновлялись фильмом «Ярость» с Брэдом Питтом.
В то же время итальянский эпизод — самый короткий и блеклый, он пробегается всего за тридцать-сорок минут. От сражений в Синайской пустыне тоже ждешь куда большего. Защищенный поезд, гроза всех бедуинских поселений, уничтожается примерно 13—15 выстрелами из бронебойной винтовки — это никуда не годится.
Есть линейные игры, есть «песочницы» — проекты, в которых вам дается задание и полная свобода действий. Battlefield 1 в некоторых эпизодах совмещает обе концепции: до цели далеко, как к ней подобраться, решать вам. Идти в открытую или пробраться незаметно, какую дорогу и оружие лучше выбрать — порой весьма сложно определиться. Но игра ближе к линейному формату. Зачастую свобода действий не является таковой. Просто карты огромны, и кажется, что можно пойти куда вздумается.
При запуске игра вызывает смешанные чувства. С первых минут понимаешь — это стопроцентная Battlefield. Анимация, интерфейс и графические особенности моментально узнаются. Но игра не кажется Battlefield 4 в обертке Первой мировой, хотя по сути так и есть. Battlefield 1 учитывает нюансы той эпохи, которые влияют на игровой процесс.
Например, немало проблем доставят газовые гранаты: если не надеть противогаз, герой задохнется, но в маске нельзя как следует прицелиться. Огнеметчики способны испортить даже самый хороший день — проблем от них много, никакая броня не спасет. Подойдете близко, и ваш боец за секунду превратится в стейк прожарки well done.
Шутер отлично показывает столкновение той эпохи с техническими достижениями, которые вторглись в привычный уклад жизни. Причудливые танки делают в домах новые проходы одним выстрелом, а где-то рядом проносится всадник на коне — представитель старой закалки. Солдаты с винтовками, в которых нужно дергать затвор после каждого выстрела, пытаются сбить самолеты-этажерки, и над всем этим хаосом плывут цеппелины. DICE показывает войну, которую в видеоиграх обходят боком, и делает это с невиданным ранее масштабом.
Не сказать, что проектов о Первой мировой нет вообще. Вспоминаются, например, NecroVision, сетевой шутер Verdun и ряд других, но по дороговизне, зрелищности и холености равных Battlefield 1 точно нет. Шутер выглядит невероятно хорошо. Разработчики сделали картинку не только детализированной и красочной, но еще поработали над деталями, которые добавляют реализма.
Практически во всех играх оружие выглядит так, будто пять минут назад сошло с конвейера — деревянные части целые, металл блестит. Здесь же на стволы налипли комья грязи, пушки ржавые и покрыты копотью. Сразу понимаешь, что они побывали во многих передрягах и, вероятно, пережили нескольких владельцев. Техника тоже знала лучшие времена: танки и броневики обшарпанные, пыльные, с помятыми боками.
Снаряды при артобстрелах выгрызают большие куски земли, песок летит прямо в глаза, в пяти метрах от головы проносятся истребители, из подбитой техники вырывается пламя и черный дым — Battlefield 1 убедительно показывает хаос сражений. Пожалуй, здесь лучшая демонстрация военных действий в играх. Нет стерильности, которая присуща многим шутерам: когда с формы бойцов только ярлыки срезали, а на оружии ни царапинки — в таких случаях кажется, что по окопам начнут смузи разносить.
«Сингл» удался, хотя некоторые эпизоды явно слабее других, и это слегка портит впечатление. Но Battlefield всегда была серией о мультиплеере. В одиночной кампании вас поочередно знакомят с тем, что встретится в сетевых матчах: управление танком, самолетом, захват флагов, марш-броски под пулями.
Появился новый режим «Операции». Перед каждым матчем идет короткий брифинг, из которого становится ясна расстановка сил. Нападающим нужно захватывать одну за другой линию обороны, а защитникам — сохранять контроль над точками. Не сказать, что режим стал ноу-хау для мультиплеерных шутеров. Это обыкновенное удержание позиций, но с минимальным сценарием.
Условия боя часто меняются прямо по ходу матча. На подмогу высылают поезда и дирижабли, локацию может укрыть густой туман. Или поднимется песчаная буря, и авиация окажется бесполезна, равно как снайперы-виртуозы. В итоге преимущество моментально теряется, проигрывающая сторона оказывается на коне. Лошади, кстати, тут заменяют мотоциклы из Battlefield 4.
Такие нюансы накладывают отпечаток на геймплей. Battlefield 1 не для тех, кто бежит вперед с зажатой кнопкой стрельбы, ловит пулю, возрождается и повторяет ту же тактику. В игре нужно учиться на ошибках, смотреть, как ведут себя другие пользователи. По этой же причине лучше сразу не идти в режим «Схватка команд», где побеждает сторона, убившая как можно больше соперников. Тамошний матч превращается в мясорубку, которой хватает и в любой Call of Duty.
Кроме привычных классов (штурмовик, медик, поддержка и разведчик), появились готовые наборы, которые разбросаны прямо по картам. Можно найти амуницию и оружие для огнеметчика или пулеметчика, быстро надеть и показать всем, кто тут главный. При умелом обращении получится даже в одиночку захватить не один флаг.
Изначально были подозрения, что прыжок на сто лет назад замедлит скорость игрового процесса. Техника была не такой маневренной и шустрой, автоматическое оружие редко использовалось. Однако разработчики умудрились сохранить заданный прошлыми частями темп геймплея.
Только не отказывайтесь сразу от винтовок: на средних дистанциях они зачастую оказываются удобнее, чем автоматы с их большим разбросом пуль и слабоватым уроном. По стрельбе Battlefield 1 практически не отличатся от прошлых частей, действие которых происходит в наши дни.
Подобно другим частям, игра выглядит превосходно. На компьютерах доступно разрешение 4K и высочайшие настройки графики, которые приближают шутер к слову «фотореалистичный». Но увидят эту красоту хорошо если несколько процентов пользователей — у подавляющего большинства банально нет такого железа. Поэтому разводить очередные баталии «на РС лучше графика, чем на консолях» никакого смысла нет. Все равно на основной массе компьютеров картинка будет плюс-минус такая же, как на приставках.
В этом случае жаловаться тоже не на что. Battlefield 1 радует красочными взрывами, трассирующими пулями, которые пронзают всю карту, детализированным огнем, реалистичными отражениями и светом. Металл хорошо бликует на солнце, при этом не превращаясь в зеркало, как в недавней Mafia 3. Синайская пустыня по красоте может сравниться лишь с Руб-эль-Хали из Uncharted 3: Drake’s Deception — она впечатляет не только днем, но и в свете луны.
Отдельных слов заслуживает звук. Можно не открывая глаз определить направление выстрела, по какому покрытию движется герой, а также ползет он или идет. Что уж говорить о звонко падающих гильзах на металлический пол танка, щелчках и скользящих звуках при перезарядке — работа проделана великолепная. С хорошей акустикой впечатлений от игры будет гораздо больше.
Battlefield 1 выстрелила мощно. Разработчики оставили прежнюю механику и заменили одни модели техники другими, но этого хватило, чтобы вновь затянуть игроков в долгие сражения. К тому же появились свежие элементы: смена погодных условий, дирижабли и бронепоезда, огнеметчики.
Серия движется вперед, шведы в DICE не боятся экспериментов. Call of Duty: Infinite Warfare придется несладко: там, похоже, разработчики тяжелы на подъем и еще долго будут доить футуристичный антураж. В итоге получили красивейший боевик с интересными нововведениями и наконец-то годной одиночной кампанией.
Компьютерные игры в каталоге Onliner.by
Благодарим магазин «Геймпарк» за предоставленную игру
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by