«Есть люди, которых можно бить, и есть те, которых бить нельзя. Этот парень не из тех, кого бить нельзя, но он почти из таких», — учил Билли Костигана (Леонардо ДиКаприо) бугай по кличке Француз (Рэй Уинстон) в «Отступниках». Примерно так же можно сказать о главном герое Mafia 3, который мстит крупному мафиози и его приближенным за убийство своей приемной семьи. Вроде и опасный тип, но на деле ничего из себя, увы, не представляет. В отличие от героев прошлых частей Mafia.
Линкольн Клэй вернулся с войны во Вьетнаме и занялся мелким криминалом под руководством людей, вырастивших его. На дворе конец шестидесятых, город Нью-Бордо, списанный с Нового Орлеана, кишит мафиози. Всюду рэкет и грязные дела, поэтому заниматься чем-то другим, особенно ветерану боевых действий, было бы странно.
Первая же крупная работа сначала идет как по маслу: знакомая команда, крупный куш — все-таки банковское хранилище выносят. Затем дела рушатся. Близких Линкольна убивают, он сам еле выживает, но, придя в себя, твердо решает уничтожить предателя. Им оказывается фактически главарь города, у которого в кармане все бандиты рангом пониже.
Главный герой — темнокожий, а в шестидесятые годы отношение к ним было, скажем так, намного хуже, чем сейчас. Mafia 3 даже открывается предупреждением о том, что разработчики не терпят любых проявлений расизма и неравенства по какому бы то ни было признаку, никого не хотели оскорбить своей игрой и вообще им всячески противно, что в США когда-то кого-то угнетали. Действительно, тема поднята серьезная, но отражена слабо.
В первые пару часов игра старается показать все социальные несправедливости. Охранник банка, не стесняясь Клэя, сокрушается: его друг долго не может найти работу, а «всяких черномазых» берут сразу, чтобы сохранялся принцип равенства. Периодически проскакивают неприятные фразы в диалогах, касающиеся цвета кожи, а в магазинах вам намекнут, что лучше бы вы шли подальше отсюда. Но постепенно это перестаешь замечать.
Не встречаются ситуации, в которых афроамериканцев по-настоящему прессуют: беспричинные задержания полицией, избиения в подворотнях, издевки местной шпаны — ничего нет. В свежей Deus Ex: Mankind Divided ненависть общества к Адаму Дженсену чувствовалась гораздо сильнее, там люди действительно на каждом шагу хаяли героя-киборга.
Новый антураж стал для Mafia 3 без пяти минут роковой ошибкой. Первая часть проходила во времена Великой депрессии и сухого закона, сиквел отправлял во вторую половину сороковых годов — война закончилась, начался переход к мирной жизни, пошел расцвет преступности. Третья игра серии в этом плане самая вялая: атмосфера совершенно не цепляет.
У героя банальная, но мощная мотивация, эдакий одиночка бросает вызов королю города. Только вот разборки не похожи на мафиозные, да и Линкольн — обыкновенный бандюган, он не вызывает сочувствия. Раньше серия была о людях в дорогих костюмах, которые выходили из роскошных апартаментов, садились в громадный «Кадиллак», по дороге курили сигары и в одну секунду философствовали о вечных ценностях, а в следующую — выхватывали Томми-ганы и без пощады расстреливали ресторан со всеми посетителями, потому что к владельцу заведения «были вопросы».
Игра лишилась лоска и эстетики. Посмотрите на Линкольна: вместо сшитых на заказ костюмов — помятая куртка цвета хаки и армейские сапоги (в готовящемся DLC можно будет переодевать героя). И это главный герой игры под названием «Мафия»? Размышлениям о сути бытия места тоже нет — есть только слепая злость. К тому же возникают сомнения в чистоте намерений Клэя: порой он, как и его партнеры, куда больше озабочен расширением бизнеса, чем желанием отомстить.
Миссии представляют собой обыкновенный «отжим» владений. Если так пойдет и дальше, Mafia 4 будет игровой версией «Бригады», а пятая часть расскажет о разборках между владельцами шаурмичных. Разница в атмосфере прошлых Mafia и этой части — как между «Крестным отцом» и «Антикиллером». Нет того антуража и романтики, нет специфического трепета перед людьми, которым, по-хорошему, самое место в камере пожизненного заключения, однако к ним почему-то проникаешься симпатией.
Игра стала гораздо ближе к какой-нибудь GTA: Vice City, чем к своим предшественницам. Серия потеряла в самобытности, и это расстраивает. Если бы проблемы касались только атмосферы, то было бы не так страшно. В конце концов, такие недочеты можно безоговорочно списать на субъективное восприятие и нытье о насыщенности зеленого цвета травы в давние времена. Но Hangar 13 сильно напортачила еще и с игровым процессом.
Помните прошлогоднюю Assassin’s Creed: Syndicate? Там прохождение сводилось к незамысловатой схеме: чтобы получить новую крупицу сюжета, надо захватить район, а для этого требуется выполнять однообразные поручения — что-то уничтожить и кого-то убить. Без каких-либо изменений, не считая антуража, эта идея используется в Mafia 3. В первые несколько часов кажется, что игре просто нужно раскачаться, дальше начнутся нормальные сюжетные миссии. Но их за все прохождение можно по пальцам пересчитать: убийство крупной шишки в отеле, перестрелка на строительной площадке и еще парочка.
Остальные задания совершенно одинаковые. Линкольн захотел добраться до своего обидчика, и делает он это с низов: захватывает бизнес мелких сошек, подминает под себя район, передает управление бизнесом одному из своих единомышленников. На такое безобразие обращает внимание приближенный к боссу человек. Он выходит из тени, чтобы вернуть контроль территории, и тут-то его настигает наша пуля. Район захвачен, переходите к следующему, где все повторится.
Hangar 13 бессовестно эксплуатирует придуманную Ubisoft механику. Но если французы поняли свою ошибку и в новых играх всячески разнообразят геймплей (см. последние Far Cry), то разработчики Mafia 3, похоже, искренне считают, что больше двадцати часов одних и тех же действий — это увлекательно.
Типичный захват бизнеса выглядит следующим образом. Получаем информацию о мелком гангстере, который владеет борделем, торгует оружием или наркотиками, продает алкоголь — что-нибудь в таком стиле. Бизнес идет хорошо, и гад не высовывается из своего укрытия, а вам нужно его выманить. Для этого требуется разрушить предприятие на указанную сумму.
Есть несколько вариантов действий: выведать через стукачей информацию о складах с товаром, перебить бандитов, украсть заначку на черный день и, скажем, взорвать машины с людьми и грузом этого бандита. Как только нанесете солидный урон, гангстер объявится на одной из своих точек. Едем туда, убиваем его либо деликатно убеждаем при помощи ножа у горла, что тот теперь работает на Линкольна.
Этим предстоит заниматься 90% игрового времени. Будь подобные задания второстепенными — еще полбеды. Но так выполнены как раз сюжетные миссии, и по мере прохождения меняется только сумма ущерба, который нужно нанести.
После перехода бизнеса под ваше крыло его следует отдать одному из своих партнеров. Чем выше их доход, тем больше бонусов вам открывается. Можно отменить вызов полиции, привлечь на помощь бойцов, быстро вызвать фургончик с арсеналом и так далее, но это не решает проблемы тотального однообразия, а всего лишь делает выполнение заданий легче.
Проще всего не бежать на противников в упор. Напротив, стелс зачастую наиболее удобный вариант прохождения. Враги, словно коровы на бойне, идут один за другим на ваш свист из-за угла. Их не смущает, что туда отправились уже двое и никто не вернулся. На всякий случай можно спрятать тело противника, чтобы точно никто не всполошился.
Неприятности способны доставить только дозорные, которые при виде Линкольна сразу бросаются к телефону звать подмогу. Если не мешкать, то появится возможность быстро их убрать: при виде героя у противников заплетаются ноги, и они уморительно падают на пятую точку. Да уж, гангстеры измельчали.
Слабый геймплей дополняется дрянной технической реализацией. После релиза игроки начали жаловаться на беспричинные вылеты, особенно часто они происходят во время загрузок. Консольных версий это касается в меньшей степени, но за время прохождения на PlayStation 4 однажды Mafia 3 сообщила об ошибке и прекратила работу. К тому же есть другие недочеты: дважды миссии подвисали, не срабатывали триггеры, которые активируют следующий этап задания — первая цель выполнена, вторая не запускается. В обоих случаях помог перезапуск миссий.
Графика, как видно по скриншотам, ничем не блещет. Разработчики перебарщивают с размытием фона, дальность прорисовки оставляет желать много лучшего, а на ярком солнце кузова машин слишком сильно бликуют. Зато в роликах полный порядок: естественная лицевая анимация, качественно прорисованная одежда, кинематографичные ракурсы.
Mafia 3 — временами неплохой экшен, но никудышная Mafia. Игра потеряла стиль, атмосферу, интересные задания. Взамен Hangar 13 предлагает ужасающе однообразный захват районов, что уже порядком надоело в других проектах и нет причины заниматься тем же самым еще и в Mafia 3. Потенциально урожайный на хиты год оборачивается годом сплошных провалов и обманов покупателей. Mirror’s Edge: Catalyst, No Man’s Sky, Mafia 3 — кто следующий?
Благодарим магазин «Геймпарк» за предоставленную для обзора копию игры
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by