29 сентября 2016 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

$43 миллиона на мобильное приложение и контроль сновидений. Топ «технологических» мошенничеств и провалов

Автор: Ян Альшевский

«На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь и делай с ним что хошь», — многие слышали эту песню на слова Булата Окуджавы в «Приключениях Буратино». Сколько существуют деньги, столько будут существовать и способы их отъема. И необязательно процесс будет сопровождаться насилием: достаточно придумать правдоподобную «обертку» и пообещать побольше.

Существует набор распространенных обманных схем, а иногда мошенники применяют несколько подходов. Примеры финансовых пирамид — легендарная МММ, «Хопёр-инвест», «Властилина» и многие другие. Приторговывают и технологиями: в 2002 году, например, делец из США одурачил инвесторов, показав проект по беспроводной передаче видеоданных на расстояние до 20 км. Заработал сотни тысяч долларов, а потом оказался в тюрьме.

В конце 80-х и на протяжении 90-х годов прошлого века распространять информацию помогало «сарафанное радио» и реальные СМИ. Такого охвата, который обеспечивает интернет, не было, но желающих заработать с минимальными вложениями всегда достаточно. Развитие же технологий вело к появлению более «технологичных» способов привлечения страждущих, да и добраться до целевой аудитории стало проще.

Сейчас речь все чаще идет о какой-нибудь новой, «прорывной» технологии или продукте, на самом деле несуществующем или же нереализуемом. Или же опережающем время слишком уж сильно.

Ныне технологические мошенники успешно применяют и «схемы Понци», и «матричные схемы» (товары продаются с нереальной скидкой), а могут просто сказать «дайте денег». Цель осталась прежней — заработать на доверчивых людях, а потом по возможности «соскочить». Средства поступают от тысяч и тысяч людей, уверенных, что вот именно их обмануть нельзя, да и «выглядит все официально, по-деловому».


Мы подготовили подборку показательных примеров — в сфере технологий — того, как из ничего можно сделать деньги, одурачив десятки, сотни и даже десятки тысяч людей.

1. Начнем с самого безобидного варианта разбогатеть. Это и мошенничеством-то назвать нельзя: тот редкий случай, когда покупатель четко знает, что он не получит ничего, заплатив деньги. Приложение I Am Rich вышло в 2008 году и было ориентировано на пользователей техники Apple. Спустя год после анонса первой модели, iPhone считался статусной и дорогостоящей вещью — его владельцы могли себе позволить тратить деньги.

Фото: «Википедия»

Программа стоила $999,99 — это максимальный ценник в магазине мобильных приложений Apple. На тот момент I Am Rich стала, вероятно, самым дорогостоящим набором нулей и единиц для «яблочного» мобильника. Главная ее «фишка» заключалась в том, что программа не делала ничего. Спустя сутки после размещения в каталоге ее удалили. В 2014 году вышло похожее приложение для Android — Virus Shield, но стоило оно всего $3,99. Программа, меняющая цвет собственной иконки, даже пробралась в топ рейтинга приложений.

Сейчас в App Store можно встретить множество дорогих — за тысячу «зеленых» — программ. Однако они все-таки предназначены для выполнения определенных задач.

2. У организаторов следующего предприятия было все в порядке с чувством юмора. В середине 90-х годов прошлого века очень успешная (на бумаге) компания Centennial Technologies Inc якобы занималась поставками комплектующих для компьютеров. Такая информация предоставлялась инвесторам и финансовым организациям, вкладывающим в фирму средства. В декабре 1996 года, например, глава компании Эмануэль Пиньез предоставил отчеты, согласно которым доходы его предприятия составили $2 млн.

Все было подтверждено документально, и акции Centennial на нью-йоркской бирже прибавили в цене 451%, достигнув стоимости в $55 за штуку. Тогда же фирма заняла 12-ю позицию в списке 100 успешных компаний по версии Bloomberg.

Но чуть позже выяснилось, что за период с 1994 по 1996 год Пиньез завысил финансовые показатели предприятия на $40 млн. Одним из примеров стала ситуация, когда при минусе в $28 млн Centennial сообщила о плюсе в $12 млн. Правда раскрылась, и акции подешевели вначале до $16, а потом — до $3. В итоге 20 тыс. инвесторов оказались не у дел.

Компания согласилась заплатить штраф в размере $5,3 млн для урегулирования споров, а Пиньеза на пять лет отправили за решетку.

Фото: wallpaperscraft.com

Да, самый сок в том, что Centennial никогда не занималась поставками комплектующих для PC, а специализировалась на продаже фруктовых корзин.

3. Одним из инкубаторов по производству фейковых стартапов стал, к сожалению, сервис Kickstarter. С его помощью можно не только исполнить мечту детства, получить финансирование на реализацию проекта или накормить картофельным салатом голодных, но и неплохо «подняться» на, скажем так, доверчивых людях.

Фото: robomart.com

Сколько раз приходила в голову мысль — «когда же наконец появится компания, которая оборудует пульты ДУ звоночками для их поиска?» И вот в 2014 году с очередным решением для таких случаев выступила некая фирма WeTag, представившая миру iFind — Bluetooth-девайс, не требующий источника питания и позволяющий с помощью смартфона найти ключи, пульт дистанционного управления, флешку и так далее. Для реализации проекта требовалось всего $25 тыс., но за короткий промежуток времени было собрано $546 тыс.

В чем же проблема? В том, что WeTag сразу заявила — никому о своей запатентованной технологии она рассказывать не будет, «дабы защитить ее». Нередко за такими словами кроется либо обман, либо не готовая к коммерческому использованию разработка.

Создатели iFind лишь поясняли, что энергия будет поступать от электромагнитного излучения других устройств и даже минимального ее количества окажется достаточно для работы гаджета. Когда волна недоверия поднялась на внушительную высоту (рассказывать о «космических» технологиях можно долго, но не бесконечно), глава WeTag начал пропадать, ссылаться на различные сложности технического и личного характера. А затем Kickstarter заморозил кампанию, и деньги остались у их владельцев. В определенной мере хеппи-энд.

Не исключение и платформа Indiegogo. Примером служит проект по созданию гибридного устройства Dragonfly Futurefön. В 2014 году его авторы собрали $725 тыс. (6460% от требуемой суммы), но продолжение истории практически такое же, как у WeTag, — отговорки, «завтраки» и отсутствие продукта.

4. Еще одна «прорывная» разработка была предложена около трех лет назад компанией GXP Technologies. Она обещала выпустить девайс, который позволяет контролировать собственные сны и поведение в них. Присутствовало красивое, но очень краткое объяснение того, как работает технология, имелось фото платы с электронными компонентами и простой рендер прибора под названием LUCI.

Идея казалась действительно интересной: мало кто сомневался в том, что авторы проекта обеспечили прорыв в технологиях, учли все физиологические и иные аспекты и действительно способны собрать систему управления сновидениями. Однако дальше все уперлось в нежелание показать настоящий прототип устройства (который, по словам представителей GXP, имеется, но вот доступа к нему почему-то нет), документацию или как минимум рассказать технические детали.

Одновременно разработчики сообщали об удачных экспериментах, которые показали эффективность примерно в 60%: люди, которые не имели опыта использования подобных девайсов, смогли управлять своими снами. С выходом новых прототипов (которые никому не показывали) эффективность выросла до 80%. И она заметно превышала показатели, которых в прошлом добились инженеры и ученые из различных университетов и исследовательских учреждений спустя годы и десятилетия работы. Уже около года о LUCI ничего не слышно, GXP даже перестала кормить «завтраками» и сообщать, что устройство уже готово, просто не отгружено.

5. Десятки, сотни тысяч долларов на разработку и выпуск мобильного устройства? Это слишком мелко. Ведь можно получить десятки миллионов долларов инвестиций за несуществующее приложение для смартфонов — «убийцу Facebook» с уклоном в фототворчество. Основатель проекта Color даже проехался по IBM, предположив скорую кончину корпорации. Да, за плечами Билла Уина было несколько очень успешных и затем проданных стартапов, но такие заявления вызывают опасения. Новую соцсеть пиарили на каждом шагу, поднимая вокруг нее тот самый «хайп». Еще до запуска Color Уин заявил об инвестициях в размере $41 млн.

Фото: nytimes.com

Выйдя в App Store, приложение моментально оказалось на втором месте по популярности (сразу за Facebook), а потом все «сломалось». Однако некоторые источники утверждают, что проблемы начались задолго до этого момента.

Специфика Color подразумевала наличие большого количества пользователей рядом. Схема такова: юзеры публикуют фотографии, которые затем в реальном времени появляются на экране. При этом снимки выводятся только в том случае, если рядом находятся другие пользователи с аналогичным установленным приложением. В случае отсутствия «соседей» программа становилась бесполезной. И, как пришли позже к выводу некоторые журналисты, подобная соцсеть изначально была бесперспективной.

В итоге инвесторы смогли вернуть 50 центов с каждого вложенного доллара, а все активы (начиная от телефонов и кресел и заканчивая исходным кодом ПО) компании-разработчика выставили на продажу. Излишняя самоуверенность и раздутые щеки, как видно на этом примере, могут привести к определенному финалу.

6. Завершим список мнением журналиста Financial Times, который не слишком доверяет криптовалютам в целом и биткоинам в частности. По словам Дэна МакКрама, система имеет многие черты финансовой пирамиды, в основании которой нет ничего существенного.

Фото: torontogold.com

Интересно, что аналогичного мнения (хоть и в менее категоричной форме) придерживается Бобби Ли, глава биржи BTCC, на которой проводятся криптовалютные сделки. По его словам, для биткоинов характерны некоторые признаки финансовой пирамиды, но не в большей степени, чем, например, в сфере недвижимости. Как полагает эксперт, нельзя сказать наверняка — плохо это или хорошо. Ли также считает, что ценность биткоинов, среди прочего, основана на их постоянном недостатке — спрос значительно превышает предложение.

Желание причислить Bitcoin к пирамидам возникло вскоре после того, как легендарная МММ сообщила о намерении получать платежи именно в этой виртуальной валюте. МакКрам из Financial Times, проводя параллели, считает, что ценность биткоинов может поддерживаться только за счет привлечения новых пользователей, держателей этой криптовалюты. Причем их количество должно расти по экспоненте.

Впрочем, это достаточно спорное утверждение, особенно если учитывать колебания курса и отсутствие зависимости доходов от даты получения первого биткоина. Мнение о том, что Bitcoin является высокотехнологичной финансовой пирамидой, базируется скорее на недостаточном понимании того, как все работает, считают некоторые журналисты.


Примеров подобных проектов, за которыми может не быть ничего, кроме амбиций и желания обогатиться или потешить свое эго, множество. Хорошо, когда все заканчивается малой кровью, однако иногда потери могут исчисляться миллиардами долларов. Странно, но даже сегодня старые и проверенные схемы работают все так же эффективно: люди клюют на огромные скидки, нереальные проценты, не поддающиеся объяснению технологии и обещания светлого будущего, покупают «акции», о которых не слышали ни на одной из авторитетных бирж, и так далее. Как не попасться? Все просто: нужно понимать, что золотые горы бывают только в сказках.

Список использованных источников:
Investopedia, Los Angeles Times, BGR, Kickstarter (1, 2), Indiegogo, PC Mag, Fast Company, Reddit, Dreamviews, Cryptocoinsnews.

Оптические накопители в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by