Почувствуй себя полководцем. Десять лучших стратегических игр

17 сентября 2016 в 8:00
Источник: Станислав Иванейко

Почувствуй себя полководцем. Десять лучших стратегических игр

Источник: Станислав Иванейко
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Жанр стратегий сейчас не так популярен, как раньше. На джойстике играть в RTS проблематично, а издатели редко выпускают РС-эксклюзивы. По этой причине осталось несколько крупных серий и мелкие проекты, что пытаются пробиться к успеху. Мы составили список лучших стратегий в реальном времени — пошаговые (Sid Meier’s Civilization, XCOM) не включены, иначе игр было бы слишком много.

StarCraft

StarCraft — один из столпов стратегий. Выверенный баланс между тремя сторонами конфликта сделал игру популярной для мультиплеерных битв, а затем и киберспорта. Но StarCraft — это в первую очередь отличный геймплей и насыщенный сюжет, что нетипично для стратегий. Конфликт зергов, протоссов и терранов принимает большие масштабы, у каждой расы свои интересы и видение ситуации.

StarCraft предлагает динамичный игровой процесс, все время подбрасывая новые задания. Выстояли осаду — некогда отдыхать, вперед за агрессорами. Только почувствовали себя свободно и на секунду забыли о базе, как ее уже вовсю атакуют. Плотность событий высокая, здесь не получится вдумчиво накапливать ресурсы и долго прикидывать, какое улучшение выбрать. Все части StarCraft — образцы стратегий. Впрочем, от Blizzard другого никто и не ждал.

Dune

Серия заложила основы RTS: строительство собственной базы и добыча ресурсов появились именно здесь. Действие происходит в общей с книгой «Дюна» (Фрэнк Герберт) вселенной. Издатель Virgin Interactive купил права на использование литературного первоисточника и дал распоряжение двум компаниям сделать игры «по мотивам». В результате два проекта вышли с небольшой разницей во времени. Так объясняется наличие просто Dune и Dune 2: Battle for Arrakis, известной на приставках как Dune 2: The Building of Dynasty. То есть на самом деле это не оригинал и сиквел.

Если бы Dune выходила в наши дни, то ей могли бы заинтересоваться определенные органы и до кучи запретить за пропаганду наркотиков. На планете Арракис, она же Дюна, есть залежи ценного ресурса — спайса. И вам нужно этот спайс добывать, но не для целей, в которых вещества с таким названием используются сейчас, а всего лишь для постройки зданий и войск.

Dune 2 более прогрессивна, основоположницей стратегий считается именно она. В игре появились ключевые элементы жанра, которые затем стали использоваться в других RTS. Например, экономическая составляющая — сбор ресурсов, возведение базы. Также важным новшеством стал «туман войны»: если локация не изучена, то невозможно узнать, что на ней находится.

Total War

В этой серии встречается геймплей как в реальном времени, так и в пошаговом режиме. Total War невероятно масштабная игра. Это касается не только самого размаха действий, но еще и доступных возможностей. Виды построения войск, несколько заготовленных тактик для армий, линии поведения и учет особенностей разных сторон: одни бойцы делают ноги при малейшей потере преимущества, другие сражаются до последнего.

Британская студия Creative Assembly прошлась по видным историческим эпохам. Действия первой части (Shogun: Total War) разворачиваются в Японии 16-го века. Затем была Medieval: Total War в средневековой Европе, потом вышли Rome, Empire, Napoleon и Attila с сиквелами к прошлым частям между ними. Последняя на данный момент игра серии — Total War: Warhammer, впервые шагнувшая в фэнтези-мир.

Если хочется посвятить свободное время умной стратегии с обилием возможностей, лучше Total War вряд ли что-то найдете. Можно, конечно, вспомнить Sid Meier’s Civilization. Но игра от Сида Мейера, во-первых, целиком пошаговая, а во-вторых, она меньше ориентирована на сражения и больше — на мирное развитие. Кстати, недавно стало известно о выходе Rome: Total War на iPad, даты релиза пока нет.

Total Annihilation

Еще одна стратегия наряду с Dune, внесшая важное нововведение в RTS. В игре за авторством Криса Тейлора появилось третье измерение, а без него сейчас невозможно представить ни стратегию, ни большинство других проектов. 3D сделало картинку гораздо реалистичнее и приятнее.

Трехмерность нужна не только для красоты. Юниты могли прятаться в оврагах, занимать удобные позиции на возвышенностях — то, что сейчас кажется обыденным в играх, в 1997 году было революцией.

Геймплей не сводился к излюбленной тактике «раша» — настроить побольше юнитов, обвести их рамкой и разнести вражескую базу. Принцип «камень — ножницы — бумага» используется в полной мере: у каждого типа войск есть не только минусы, которые делают воюющих уязвимыми для других врагов, но и плюсы, которые помогут в бою с третьими противниками. Сражения происходят большими армиями, поэтому логично, что разработчики сделали ресурсы неисчерпаемыми — в противном случае слишком много времени уходило бы на создание войск. При этом большую роль играет скорость добычи ценных веществ.

Вторая часть стратегии так и не появилась, зато геймдизайнер Крис Тейлор руководил созданием Supreme Commander — еще более масштабной RTS, в которой есть немало общих черт с Total Annihilation.

World in Conflict

Игра не очень известна, и можно возразить, что ей не место в списке рядом с Dune, StarCraft, Warcraft и другими иконами жанра. Однако студия Massive Entertainment тоже смогла предложить свой взгляд на стратегии, который оказался довольно оригинальным. Проект считался одним из самых красивых для своего времени, но взамен требовал топовое «железо».

Предшественницей World in Conflict была Ground Control от тех же разработчиков. У двух игр много схожих особенностей: не нужно искать ресурсы, развивать свою базу, покупать исследования. Отсутствие всей мишуры выводит на первый план самое интересное — бои.

World in Conflict — экшен от мира стратегий. Тратите доступные очки на юнитов, и сразу в битву. За уничтожение врагов вы получаете новые баллы, которые снова расходуются на приобретение свежей техники. В результате получился ураганный геймплей, который по скорости приближается чуть ли не к шутерам от первого лица. Игра создана для тех, кому не нравится медлительность стратегий. Но диванным экспертам в области геополитики и истории лучше не запускать ее: вымышленный от первой и до последней строчки конфликт развивается между СССР и США, и для кого-то это все еще больная тема. Хотя тут все намного безобиднее, чем в Company of Heroes 2.

Warcraft

Снова игра от Blizzard, которую невозможно не упомянуть. Стратегия уже тогда сводилась не к обычному противостоянию двух сторон, а к рассказу вполне интересной истории. Мертвый мир орков стал окончательно непригодным для жизни, и они принялись искать новое пристанище. Подходящим местом оказался Азерот, мир людей. Конфликт, по сути, начался из-за «понаехали тут». Орки знают только язык силы, жить не могут без битвы, поэтому вопрос мирного сосуществования с человеческой расой даже не рассматривался. Те, в свою очередь, удивились наглости зеленокожих и начали точить клинки.

К третьей части игра стала трехмерной и получила более динамичный геймплей. Основное внимание уделялось не развитию базы, а битвам и прохождению заданий. Вышедшее дополнение The Frozen Throne сильно переработало стратегию: подправленный баланс, продолжение сюжета, полноценные новые кампании, редактор карт... Да уж, это не DLC за $4,99 с новыми скинами для персонажа.

Homeworld

Компания Relic Entertainment в 1999 году решила перенести стратегию в открытый космос. Кроме пейзажа это сулило много особенностей в ведении боевых действий. Ни оврагов, ни укрытий — юниты как на ладони. Для решения проблемы была введена система построения кораблей: игроки получили возможность ставить звездолеты как угодно. К примеру, сделать круг из легких истребителей, а внутри разместить медлительные, но невероятно мощные корабли.

В игре обнаружился интересный сюжет о поиске родного края. Жители пустынной планеты Кхарак находят разбитый космический корабль, на котором обнаруживается звездная карта со стрелкой к одной из галактик и подписью «дом». Начинается строительство судна, которое планируется отправить с экспедицией в указанную точку. Появляются соперники и враги, дорога к планете превращается в настоящую войну. Вышли две номерные части, а также дополнения к ним, плюс переиздание Homeworld: Remastered Collection и приквел Homeworld: Deserts of Kharak о наземных событиях.

Age of Empires

В этой стратегии исторические эпохи меняются аки перчатки. Все начинается в каменном веке, юниты используют примитивные орудия труда и сражаются палками-дубинками. Затем действие переносится ближе к нашему времени, и постройки с войсками становятся куда серьезнее.

Для успешного развития своей нации нужны еда, дерево, камень и золото. Игра довольно неторопливая, можно долго развивать поселение и особо ни с кем не воевать. Как обычно, вам необходимо обойти соперников, то есть разнести их города и войска. Новые выпуски Age of Empires затрагивали разные эпохи — например, третья часть стартует в середине 16-го века.

Stronghold

Игра посвящена средневековой Англии. В стране большие проблемы: король оказался в плену, а вам нужно встать у руля преданного войска и вернуть правителя в родную крепость. Придется выкурить из замков мятежников, которые, воспользовавшись отсутствием монарха, поделили территорию. Разработчики проводят параллели с реальными историческими событиями. После захвата короля Ричарда Львиное Сердце в 1192 году принц Джон с баронами занялся самоуправством.

Stronghold делится на два режима: боевой и экономический. В первом нужно оборонять либо осаждать замки. На помощь приходят лучники, пехота, бойцы с алебардами, арбалетчики и другие войска. Во втором режиме необходимо следить за ресурсами и адекватными условиями для жителей — если ваша популярность снизится, люди просто сбегут. В управлении поселением реализованы интересные моменты: нужно строить развлекательные заведения, но это может привести к пьянству и разгулам, что негативно скажется на трудоспособности населения. Точно как в жизни.

Серия насчитывает семь игр, последняя (Stronghold Crusader 2) вышла в 2014 году.

Rise of Nations

Игра похожа на Age of Empires, но со своими уникальными чертами. Rise of Nations почерпнула несколько идей из глобальных стратегий: развитие идет долго, нужно следить за границами своих владений и расширять их, большое внимание уделять развитию цивилизации, а не просто всех уничтожать.

Один из ресурсов довольно любопытный — это знания. Они нужны для научных открытий и исследований, причем не всегда мирных. На поздних этапах игры можете хоть атомную бомбу создать. Захват соседних территорий происходит не по готовому сценарию, а по вашему желанию: на кого захотели, на того и напали.

Консольные игры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by