Инвест-аналитик Алексей Мельничек: «Если ты пять лет учился строить тракторы и тебе было неинтересно, то ты потерял время»

 
25 января 2016 в 8:00
Источник: Екатерина Петухова. Фото: Егор Войнов
Источник: Екатерина Петухова. Фото: Егор Войнов

Мы живем в эпоху, когда одна фантастическая идея талантливого человека, получив поддержку и развившись в рекордные сроки, меняет мир и приносит десятки миллиардов прибыли. Взрывной рост числа технологических стартапов во 2-й половине 90-х журнал The Economist сравнил с Кембрийским взрывом. Сегодня же в тройку самых дорогих компаний мира входят Apple, Microsoft и Google. Следующее поколение — Uber, Xiaomi, Airbnb, Snapchat, Palantir — уже вступило в клуб «20 миллиардов» и уверенно завоевывает мир.

В Беларуси нарастает движение стартапов, выстраивается экосистема и все чаще СМИ радуют новостями об очередной прорывной разработке, талантливом инженере, выстрелившей компании.

За каждым интересным стартапом стоит яркий человек. Со своей историей, знаниями, умением мыслить нетривиально и системно. Проект «Территория стартапа» познакомит читателей со всеми звеньями цепи: от идеи, начала разработки, формирования команды, развития продукта до венчурных инвесторов. Потому что своевременные инвестиции для стартапа как топливо для ракеты: не зальешь — не полетит!

Справка: Алексей Мельничек. Родился в Минске. Окончил Московский физико-технический институт, cооснователь благотворительного проекта 1minute.ru, участник Startup Leadership Program, инвест-аналитик в международном венчурном фонде Maxfield Capital. Инвестировал в такие проекты, как Jelastic, DrChrono, Weaved, eMoove.

— Расскажи про себя. С кем ни поговорю, кругом одни гении физики. Ты в IT тоже пришел через физику?

— Ну да, я много занимался физикой. Получаться она начала в классе 7-м. Я сходил на районную олимпиаду и неожиданно получил 1-е место, даже не читая учебник. Меня пригласили в 51-ю школу, в физический класс. Я пришел туда и подумал: «Ого, какие все заучки вокруг!» И тут же перестал быть самым умным.

У меня был просто потрясающий учитель — Рабинович Оскар Соломонович, доктор наук. Он приносил нам на уроки высоковольтные установки по 50 000 вольт, засовывал туда пальцы и говорил: «Смотрите, какие разряды! Сейчас мы увидим эффект свечения заряженного острия! В древние века его называли огнями святого Эльма, когда мачты кораблей светились во время грозы! Смотрите! Смотрите!..» Побольше бы таких учителей, которые формируют интерес к предмету. А потом я увлекся Турниром юных физиков…

Школьникам часто говорят: «Нет, тебе не стоит заниматься архитектурой! Ты себя этим не прокормишь! Мы найдем тебе какую-нибудь „нормальную“ профессию». Я через это проходил. Мне родители сказали: «А давай-ка ты пойдешь заниматься связью, связь будет всегда». В итоге я два года проучился в РТИ, изучая всякие телекоммуникационные системы, теорию шифрования… Мне было совсем неинтересно, не хватало фундаментального подхода в преподавании. В общем, бросил все это и поступил на Физтех (МФТИ).

Приехал в Москву и опять подумал: «Вау, ничего себе! Они все такие умные?!» Много учился, чтобы догнать, и на 2-м курсе понял, что я не физик вообще, а скорее гуманитарий, которому нравится формулировать на понятном языке открытия о мире и организовывать работу в команде.

На одном из курсов Физтеха про предпринимательство, где нужно было за короткое время придумать проект, я запустил 1minute.ru — рекламную площадку, основанную на благотворительности. Этот проект и привел меня в IT.

— Что в современном мире делает человека специалистом? Опыт, количество накопленных знаний?..

— В современном мире специалистом человека делает не само знание, которое очень быстро теряет уникальность, а желание быть специалистом. Желание отдавать большой ресурс своего времени и внимания какому-то делу. Это возможно только в том случае, если есть увлеченность и интерес.

Не нужно пять лет учить человека строить тракторы, потому что технологии за это время меняются и знания становятся неактуальными. Плюс есть интернет, в котором ты можешь найти все что угодно, включая людей, которые научат и объяснят. Ребенка нужно учить моделям мира, мыслить фундаментально, быть креативным, не бояться ошибаться и выражать себя, быть счастливым, строить отношения, управлять вниманием… И если ты пять лет учился строить тракторы и тебе было неинтересно, то ты просто потерял время. Современный мир движется вперед за счет людей, у которых есть страсть. Которые хотят в чем-то разбираться, что-то менять, делать. Таких сложно заменить компьютерами.

— Расскажи, как ты пришел в Maxfield Capital? И почему так и не сделал свой стартап?

— В предпринимательство я пришел вместе с 1minute.ru. Мне, студенту 2-го курса, удалось попасть в невероятную компанию людей. Сейчас всех разбросало по миру, но они — ведущие специалисты в мире стартапов и IT.

Проект 1minute.ru — это было больше, чем один стартап. В рамках направления благотворительности в интернете мы попробовали несколько моделей, придумали и реализовали систему cause related marketing (маркетинг через благотворительность) для электронной коммерции. Лишь через полгода после нас такой сервис появился в Amazon.

У нас получилось сделать несколько интересных кейсов с компаниями в России, но в итоге стало понятно, что наш рынок к благотворительности в интернете не готов. Поэтому, несмотря на внутреннее желание продолжать, проект перешел в пассивную стадию.

Отличным опытом стало начало работы с Максимом Гинжуком над проектом по анализу данных из соцсетей Double Data. У нас был список из 15 гипотез, как можно монетизировать социальные сети. Мы начали их проверять, собирать команду… Запустились. А параллельно я участвовал в первом московском классе Startup Leadership Program, глобальной образовательной программы для предпринимателей, идущей в 20 городах мира. В рамках программы я и познакомился с партнерами фонда Maxfield Capital. Они в это время как раз формировали команду. Я был самый молодой на программе, задавал много вопросов, компенсируя недостаток опыта активностью. Меня пригласили на собеседование, и мне понравилось: было похоже на Турнир юных физиков, но только про бизнес.

С Максом в Double у нас как раз шла 5-я или 6-я гипотеза про монетизацию данных, я подумал: «Ну, как-нибудь они там справятся без меня». И ушел в Maxfield.

А через три месяца 6-я гипотеза сработала, проект Double Data получил инвестиции в несколько миллионов долларов. Теперь это лидер рынка, у них 30 человек команда, а среди их клиентов несколько десятков ведущих банков.

— Расскажи, чем конкретно ты занимаешься в фонде?

— Команда Maxfield довольно маленькая, всего шесть человек. Поэтому, по сути, я занимаюсь всей аналитикой, связанной с поиском и оценкой проектов, подготовкой материалов для принятия решения, а после закрытия сделок — работой с этими проектами: мониторингом, выяснением, каким образом мы можем помочь, развитием…

Помимо этого, как правило, у меня есть какая-то большая стратегическая задача — в частности, найти сегмент, в который стоит инвестировать.

— Какие стандартные ошибки совершают стартаперы, когда приходят в фонд за деньгами?

— Чаще всего они не умеют рассказывать про свою идею понятно. Проект живет в своей реальности, внутри небольшой команды, имеет определенный контекст. Многие вещи кажутся настолько очевидными и понятными, что их не считают нужным транслировать наружу. От слушающего же ожидают 100% вовлеченности, понимания ценностей и установок проекта. Рассказчики забывают, что никакой вовлеченности нет и быть не может. Есть начальный интерес. Часто слушающий человек даже не владеет словарем терминов, которыми оперирует рассказчик. Так что основная проблема — в коммуникации. Важно уметь донести, чем ваша идея отличается от двух десятков других на рынке.

— Ты сталкиваешься с большим количеством идей: хороших и плохих, оригинальных и банальных, глупых… Какие срабатывают?

— За время работы в фонде у меня эволюционировало представление о том, что такое хорошая и плохая идея. И вообще, непонятно: что есть глупая идея?

Я бы хотел донести следующую мысль: как только идея кажется хорошей — инвестировать в нее уже поздно. Венчур — это большие риски, именно поэтому есть возможность большой отдачи. А если в комнате уже толпа инвесторов, которые считают направление перспективным, значит, уже поздно. Идеи должны казаться не глупыми, но безумными. Тогда венчур сработает хорошо. Найдутся люди, которые смогут разделить с тобой это безумие.

Но это если мы говорим про поиск единорогов, про миллиардные компании. В мире же гораздо больше возможностей. Можно создавать бизнесы не на миллиарды, а на десятки и сотни миллионов, просто выбирая направление, идею и двигаясь в сторону идеи.

Сама по себе идея ничего не стоит, она все равно поменяется. Никогда не стоит бояться, что ее украдут (это, кстати, одна из проблем белорусских стартапов). На начальном этапе нужно вообще ходить и всем рассказывать свою идею: это поможет протестировать ее. Если после общения с умными людьми твоя уверенность будет расти — значит, ты на правильном пути. Если же нет — время менять идею.

— Какие вопросы ты обычно задаешь тем, кто приходит в фонд за деньгами?

— У меня список этих вопросов эволюционировал. Раньше я спрашивал очень много: и про стратегию, и про стоимость, и про функции… Но чем дальше, тем больше понимал, насколько это все неважно. И сейчас, по сути, я задаю три простых вопроса:

  • Почему именно это? Здесь предполагается описание продукта и проблемы, которую этот продукт решает.
  • Почему именно вы? Почему вы — та команда, которая может эту проблему решить? Почему именно вы будете быстрее и лучше всех? Самое важное на раннем этапе — насколько хорошие у вас отношения. Если между членами команды нет абсолютного доверия, возникают трения, то это — смерть. В стартапах важна скорость движения, недоверие эту скорость снижает. Мне данная задача кажется одинаковой по сложности с созданием семьи. Потому что ближайшие 5—7 лет ты с этими людьми по 8—9—14 часов в день будешь решать очень важные вопросы. И нужно, чтобы отношения и нервы были крепкими. Можно, конечно, этот вопрос не задавать, а просто приехать в офис и посмотреть, как они там работают.
  • Почему именно сейчас? И это очень сложный вопрос. Часто идеи витают в пространстве: приходят в голову разным людям в разных частях света. Важно понимать, почему именно сейчас пришло время для конкретной идеи. Показательна история с Facebook. Ведь до этого были Friendster и MySpace, но тогда в экосистеме чего-то не хватало. Колесо было придумано более 6 тысяч лет назад, чемоданы — в середине 19-го века, так почему чемоданы на колесиках придумали лишь 40 лет назад? Какое структурное изменение произошло? Почему Airbnb случился сейчас, а не 15 лет назад? Что поменялось в сознании людей?

— Продукт, сделанный заранее, опередивший время, не выстреливает потом?

— Проблема в том, что ты можешь не дожить до момента, когда он выстрелит. Или через год появится новая технология, которая упростит процесс, и ребята, ее использующие, получат рынок. Мне кажется, что сложность и мастерство инвестирования — это именно умение прочувствовать, «почему сейчас». Есть множество факторов, определяющих успех или неуспех: команда, идея, время… Но время зачастую наиболее определяющий фактор.

— Находясь со стороны фонда, не будучи экспертом в области, как можно вообще понять, будет ли проект интересным?

— Фонд Maxfield работает по доменному принципу. Мы выбираем большой сегмент, в котором давно не было инноваций, и ищем в нем точки, где за счет технологий может произойти прорыв. Я сажусь, включаю все свои базы данных, составляю список проектов, которые делают что-то в этом направлении, общаюсь с экспертами — становлюсь экспертом в данной области. И это пока единственный вариант. Я не вижу возможности, как с чистого листа, без доменной экспертизы, принять правильное решение. В фонде время — достаточно ценный ресурс. Я экономлю много времени, общаясь с сериями стартапов в определенной области: сельское хозяйство, системы хранения, управления и обработки больших объемов информации… Каждый следующий стартап увеличивает мое понимание, достраивает неизвестные участки карты реальности.

— Какие направления интересны лично тебе?

— С точки зрения научного интереса привлекают когнитивная психология и поведенческая экономика. Это полезно и для построения b2b-продаж, и для создания продукта, и для личностного роста, и для финансов. Это фундаментальное знание про мир (как физика), которое можно использовать в любой из областей…

Ну а с точки зрения создания проектов, сегмент, который кажется мне сегодня очень интересным, это, например, космос: все, что связано со спутниками и возможностями, которые открывают перед нами новые знания про планету. Скоро появятся точные знания про погоду, и это поменяет финансовый мир, транспортную систему, сельское хозяйство (что сеять, как сеять), строительство, понимание транспортных и человеческих потоков в городе, а значит, их перераспределение. Отсюда — новое планирование городов, формирование городской среды.

Еще одно интересное направление — сервисы, связанные с мессенджерами. Возможно, на меня повлияла поездка в Штаты, где я общался с ребятами из Facebook, которые делают Messenger, и теми, кто делает экосистему для Telegram.

Также мне интересно, как меняется модель потребления у людей в сторону collaborative consumption (совместного потребления). Привлекает модель sharing economy (экономика обмена), UBER-like-модель. Раньше чтобы получить опыт проживания в Париже в своей квартире, надо было ее купить. Сейчас можно заплатить 1/1000 от ее стоимости — и жить на здоровье. Тебе не нужна своя яхта — ты можешь ее арендовать. Тебе не нужно ходить в магазин и покупать один и тот же набор продуктов: молоко, фрукты, сыр, хлеб. Это могут сделать за тебя. Возможно, какие-то вещи можно получать по подписке.

Четвертое направление — роботы. В какие сферы они придут раньше всего? Как они поменяют наше общество? Будет ли оно автоматизировано, будет ли следующая революция? Когда люди перестанут работать на заводах?

Далее — все, что происходит с обучением нейронных сетей. Области, где компьютер может дополнить человека, помочь ему быть более эффективным. То, что делают Palantir, Double Data, системы, помогающие принимать решения в медицине (системы по диагностике и алгоритмизации принятия решений).

В общем, интересных сегментов много. Можно выбирать. Думать о том, какое будущее нас ждет и как к нему прийти, — это во многом и есть задача предпринимателей.

— Что больше всего мотивирует на работу?

— Увлеченные люди. Такие, у которых есть осознанное понимание того, что они делают. Чувствовать себя сопричастным — основная причина, почему я работаю в венчуре.

— Ты плотно работаешь с Беларусью. Помимо неумения рассказать об идее и страха, что ее украдут, какие еще проблемы характерны для белорусских стартапов?

— Чего точно не хватает, так это открытости, общности, общения… У страны есть уникальная возможность, связанная с большим количеством технических талантов. Одной из точек роста я вижу развитие предпринимательской среды.

Что стараюсь делать лично: увеличивать количество сообществ, делать так, чтобы люди интегрировались в мир, знакомить ребят из Беларуси с такими же из Долины. Лучший катализатор — выстрелившие компании, те, кто уже прошел этот путь. Я сам активно участвую в мероприятиях, помогаю всем, чем могу: знакомствами с нужными людьми, советами. Я верю в сообщество людей. В открытости и сотрудничестве — большая сила.

— Можешь назвать 3—4 стартапа в Беларуси, заслуживающих внимания?

— Серия в области мобильного маркетинга — Splitmetrics, сервис по тестированию иконок и скриншотов внутри AppStore. Компания MetricsCat — делает обзор конкурентов и AppStore-оптимизацию. Компания UltraLab — делает продвинутые технологии для ведущих рекламных агентств Америки. Стартап, который мне очень нравится, — Zoner.ag: ребята делают софт для агроконсультантов. Выходцы из Viaden, Sport.com начали делать свои проекты.

— Что тебя связывает с Беларусью?

— Теплые воспоминания о детстве. В Беларуси у меня семья: мама, папа, сестра. Я туда приезжаю периодически. Не так часто, как хотелось бы. Я очень люблю Минск.

— Мог бы вернуться?

— Да, если бы нашел место, где мои сильные стороны совпали бы с потребностями мира. Хотя сейчас у меня есть желание быть человеком мира и не привязывать себя к конкретному месту. Сегодня для этого имеются все возможности, и, думаю, их количество будет только увеличиваться.

— На что бы потратил свой первый миллион?

— Я бы его не тратил. Я бы его инвестировал. Запустил бы несколько интересных для меня проектов, хотя миллион — это не так много для инвестиций.

— Во что еще ты инвестируешь свое время?

— Сейчас большую часть времени я инвестирую в собственное развитие. Например, я думаю, как можно реализовать себя в творчестве, лучше осознать свое иррациональное начало, связанное с эмоциями. Это очень серьезная часть человека. Тем более сейчас много стартапов в данной области. Кто знает, может скоро даже научатся синтезировать эмоции… Тогда все люди будут счастливы.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by