В интернете немало фотографий природы, которые бьют в самое сердце. Но что стоит за их созданием? Такие может сделать каждый или же у хорошего снимка есть рецепт успеха? О секретах получения впечатляющих фотографий и особенностях пейзажной съемки мы побеседовали с минским фотографом и воодушевляющим энтузиастом Владом Соколовским.
— Когда и почему начали заниматься пейзажной фотографией?
— В принципе, можно было бы сказать, как часто принято в отношении этого вопроса: «Когда-то мне родители подарили первую камеру / с детства мечтал стать фотографом / в школе посещал фотокружок...» Но врать не буду. К фотосъемке меня никто не подталкивал, в кружки в школе я не ходил. Интерес проснулся в 90-x годах, когда я часто ездил на рыбалку. Сначала появилась пленочная Minolta, после нее — Olympus IS-300 (неплохая, кстати, камера по тем временам, с нее были сделаны несколько отпечатков формата 20×30, которые хранятся до сих пор). Чуть позже я купил свою первую «цифру» — Olympus Camedia C-4040Z. Фотоаппараты в то время у меня были для сюжетов «Я тут был». Пейзажи тогда не снимал, остались лишь кадры природы, рыбалки и стандартные бытовые сцены.
В 2007 году в моей семье появились две собаки. Для съемки на кинологических выставках приобретал камеру за камерой. Докатился с Canon 400D до 5D Mark II. С появлением животных мы часто бывали на природе, и интерес к фотосъемке пробудился сам собой. Я подмечал разные интересные моменты — сюда включаю невероятные закаты и рассветы, которые бывают очень впечатляющими.
Сфотографировать красивый пейзаж — это как поймать большую рыбу. Мои друзья-рыболовы до сих пор спрашивают: «Как ты мог уйти?» Я отвечаю, что не получается совмещать — и там и там самое активное время утром и вечером. А рыбы в свое время я наловил достаточно…
Минский Ботанический сад, 2012 г. Nikon D90, Nikkor 70-210, штатив
Минский р-н, д. Лапаровичи, 2011 г. Canon 5D Mark II, Canon 24/f1.4, C-PL
Чехия, 2014 г. Nikon D610, Nikkor 80-200
Закарпатье, 2013 г. Nikon D7000, Sigma 10-20/4-5.6, C-PL, штатив
Чехия, 2014 г. Nikon D610, Nikkor 80-200/2.8
— Что нужно для съемки пейзажей?
— Пейзаж, как и жанр, можно снимать любой камерой, хоть даже и смартфоном. Кадры, которые не несут ценности, но хочется запечатлеть, я так и делаю. Дальнейший результат зависит от человека, который держит фотоаппарат. Если есть сюжет и композиция, можно не придавать значения технике. Многое зависит от условий, в которых ведется съемка. Разумеется, для фотографирования ночного пейзажа понадобится камера со светосильной оптикой и высокими рабочими ISO.
Пять следующих фотографий сняты на iPhone:
С учетом особенностей ландшафта Беларуси и размера наших территорий, в большей степени будут востребованы или широкоугольный объектив, или средние фокусные расстояния. Но в целом у меня на данный момент куда больше кадров, сделанных на телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм и даже выше (включая работы, снятые в Беларуси).
В данный момент я фотографирую на Nikon. В свое время мне попался в руки D90 с китовым объективом, и результат более чем устроил. Пробовал после этого отличные в плане хвата репортажные D300 и D300s, но вернулся на D90. Сейчас снимаю на D610, которую мне подарили на Новый год участники совместных поездок в Карпаты. Также возможности съемки расширил мой новый объектив Tamron 150—600. Он позволяет четко выделить главный объект в кадре и своеобразно передать перспективу.
В настоящее время все мои объективы закрывают фокусные расстояния 16—600 мм на полном кадре. На коротких выдержках снимаю с рук, но если сюжет представляет ценность, обязательно использую архиважную вещь — штатив. При вечерней и ночной съемке без него не обойтись, а на больших фокусных он просто необходим.
На штативе люди экономят, не понимая его некоторых особенностей. Ведь штатив за $20 при многотысячной стоимости комплекта техники — это неразумно и ненадежно. Одно дело, к примеру, снимать на асфальте, а другое — поставить в воду, где на длительной выдержке картинку убьет вибрация воды. А еще есть ветер, который банально сдувает штатив. Дешевые штативы, рассчитанные на камеры с малым весом, имеют иные, не всегда надежные крепежные элементы. Согласитесь, обидно, если фотоаппарат просто возьмет и отвалится во время съемки.
Но и не нужно сразу покупать дорогой карбоновый Gitzo в надежде на шедевры. Алюминиевые Manfrotto и даже Slik справятся не хуже. Стоимость более-менее надежного комплекта, который закроет нужды обычного пользователя, — около $130. Я пользуюсь легким карбоновым Manfrotto с магниевой «головой» и выравнивающей площадкой для съемки ровных однорядных панорам.
Также у меня есть два градиентных фильтра Hitech с плавным затемнением 4x и 8x, «тысячный» ND-фильтр и поляризационный. Фильтры Hitech, в отличие от Cokin, имеют прямоугольную форму. Их можно просто приложить к объективу и сделать одиночный снимок, не попадая пальцами в кадр. Они не дают паразитного фиолетового оттенка, как Cokin. Кроме того, фильтры Hitech меняют цвет, но он ближе к холодному синему цвету дымки.
Если градиентные фильтры в редакторах можно сымитировать, то поляризационный — едва ли. «Полярик» дает контрастное небо и при определенном угле убирает блики со стекла и водной поверхности. Также его можно использовать при съемке в лесу в пасмурную погоду: улучшится контрастность сцены, а листва будет сочнее.
Фотографируя, я стараюсь максимально скадрировать, сделать все, чтобы упростить жизнь на стадии обработки. Я не пользуюсь защитными UV-фильтрами. При перемещениях на природе рекомендую надевать бленду — она спасет от капель воды, от паутины и ударов.
Что может пригодиться еще? Пульт дистанционного спуска. У меня он самый простой, без таймера, но пользуюсь им редко. Для подбора нужной выдержки использую программу LE Calculator. Для чистки устройств полезны грушка и тряпочка из микрофибры.
Беларусь, р. Свислочь, 2011 г. Nikon D90, Sigma 10-20/4-5.6, G-ND Cokin 4x, штатив
Чехия, 2014 г. Nikon D610, Nikkor 80-200/2.8
Минская обл., р. Вилия, 2011 г. Nikon D90, Nikkor 18-105, штатив
Чехия, 2014 г. Nikon D610, Nikkor 80-200/2.8
Беларусь, р. Свислочь, 2011 г. Nikon D90, Sigma 10-20/4-5.6, штатив
Беларусь, р. Свислочь, 2014 г. Nikon D610, Nikkor 16-35/4, штатив
— Что важно в пейзажной фотографии?
— Пейзажная фотография должна быть интересной не только автору, но и зрителю. Должны быть сюжет, эстетическая составляющая и композиция. Желательно хорошее освещение. Важно предварительно знать условия съемки. Например, понимание того, куда падает тень на местности, как идет свет на ней, является весомым плюсом при съемке пейзажей.
Научить композиции в школе нельзя — таково мое мнение. Хотя я могу ошибаться. Понимание тут приходит с опытом. Есть базовые понятия золотого сечения, включения диагональных линий в кадр. Желательно также избегать центрального кадрирования. На одном снимке срабатывает то, на другом — это. То, что можно считать пейзажем, сильно отличается от «запечатлевания местности», неопытный человек здесь легко теряется.
Минское море, 2014 г. Nikon D610, Nikkor 16-35/4, B&W ND1000
Закарпатье, 2012 г. Nikon D90, Nikkor 18-135, штатив
Беларусь, р. Свислочь, 2011 г. Nikon D90, Sigma 10-20/4-5.6, ND8x + G-ND4x
Беларусь, Голубые озера, 2014 г. Nikon D610, Tamron 150-600
Задача пейзажиста состоит не в том, чтобы показать что-то красивое, а в том, чтобы показать красиво то, мимо чего прошли остальные. Выходя в полдень на улицу, камеру оставляйте дома. Утро и вечер — золотые часы для пейзажной съемки. Мне нравится съемка в пасмурную погоду, когда присутствует туман. Для фотографирования в лесу он однозначно интереснее. Совершенно меняется видение, так как туман создает воздушно-капельную перспективу, придает снимку загадочность и романтичность.
Фотография, снятая вечером или утром, имеет другую цветовую температуру, более ровный контраст по отношению к светлым и темным участкам местности. Наличие правильного освещения является одним из важных пунктов в пейзажной съемке. Вечерний и утренний свет тоже может быть абсолютно разным. Лично мне нравится, когда солнце имеет не малиновый оттенок во время безоблачного заката, а более теплый желтый при легкой облачности.
Выбираться на золотые часы нужно в зависимости от времени года — масса калькуляторов помогают высчитать время рассвета и заката на смартфонах в зависимости от геолокации. Однако если вы будете находиться прямо у леса или, наоборот, в горах, это внесет свои коррективы. Еще до восхода или заката стоит присмотреть место, которое вы будете запечатлевать.
— Где можно пофотографировать в Беларуси?
— Я могу посоветовать такие места, в которых, наверное, снимают все. Если в пределах Минска — осенью, например, Ботанический сад. Хотя видно, что это облагороженный лес, и сюжетов вряд ли будет много. Парк «Дрозды» очень интересен и осенью, и зимой. Да и в любой лесопарковой зоне можно постараться что-то найти. Берег Минского моря, опять же. Там также можно поискать различные сюжеты.
Одно время я ездил на Свислочь в точке пересечения трассы М1. Чуть выше расположен поселок Гатово, где находится сброс теплых вод. От Свислочи начинает идти пар, что способствует появлению инея. Однажды там упала вода и обнажились очень интересные отмели, огромные камни. Свислочь, знакомая всем как узкая речушка, протекающая через центр города, предстала в совершенно нехарактерном для нашего региона виде.
Так получилось, что последние пару лет я снимал за пределами страны. Опять же, это не к тому, что в Беларуси нет сюжетов. Просто так сложилось. Хотя недавно в рамках международного фотопроекта «Say cheese!» вместе с фотографами из других стран я проехал свыше 1500 километров по Беларуси и сделал некоторые кадры на Голубых озерах, в Нацпарке «Припятский» и других местах.
Закарпатье, 2013 г. Nikon D7000, Nikkor 70-210/f4, штатив
Беларусь, Мирский замок. Nikon D7000, Sigma 10-20/4-5.6, ND 64x, штатив
Закарпатье, 2013 г. Nikon D7000, Nikkor 50/1.8D, штатив
Беларусь, Мирский замок. Nikon D610, Nikkor 16-35/4, штатив
Беларусь, р. Свислочь. Nikon D90, Sigma 10-20/4-5.6, штатив
Бытует мнение, что нашей местностью сильно никого не удивишь. Отчасти это правда. Наша местность для нас привычна. Если показать бедуину снимок пустыни и Арктики, то что ему больше понравится? Конечно, он выберет более непривычную и интересную заснеженную фотографию. Снимки гор и моря также в приоритете, морские закаты-рассветы с симпатичным фоном будут интереснее, чем наша природа, это вполне естественно. Другое дело, что даже наши места можно показать зрителю совершенно иначе.
Я бы не отказался поучаствовать в проекте продвижения Беларуси по пейзажным фотографиям. Не так, как сейчас ее рекламируют — на билбордах вдоль дорог «полем и небом», а несколько иными кадрами. Представленные снимки однотипные и не привлекают внимания. Как будто есть какая-то идеологическая цензура, которая не позволяет размещать более зрелищные фотографии для рекламы своей страны. Ведь на самом деле красивых снимков нашей местности белорусскими фотографами сделано очень-очень много.
— Расскажите про пейзажные фототуры и фототуризм.
— В Беларуси они абсолютно не развиты, хотя очень популярны в России и Украине. У нас люди готовы отдавать большие суммы, чтобы просто съездить на природу поесть мяса, поболтать и попить пива. Но мало кто согласен потратить деньги для своего удовольствия и куда-либо съездить. Когда мы ездили в туры за пейзажными снимками в другие страны, 90% фотографов были из России, причем с разным уровнем образования — от студента до председателя Союза адвокатов.
Что касается поездок по Беларуси, то у нас достаточно высокий уровень цен и далеко не каждый человек сможет позволить себе как-то разнообразить съемку пейзажей. Приведу простой пример. Услышал я недавно, что в Березинском заповеднике есть вышка, доступная для посещения. Конец августа и начало сентября — самое время туманов. Почему бы туда не съездить? Как позже выяснилось, такое действительно есть и стоит «недорого» — «всего» 250 000. Кроме того, чтобы добраться до вышки в пределах заповедника, нужен велосипед. Плюс необходим сопровождающий. Велосипед напрокат там можно взять за 30 000 в час, и понадобится он не на час-два. По итогу поездка до места, аренда велосипедов, тур, сопровождающий и прочее обойдутся в круглую сумму. Другими словами, хобби (съемка пейзажей) внезапно получается достаточно дорогостоящим занятием.
В прошлом году я побывал в Беловежской пуще. К вечеру первого дня мы поняли, что без велосипедов здесь делать нечего. Прокат, к счастью, там организован. Мне нужен велосипед с 5 до 10 часов утра. Но я хочу взять его сейчас. Я не буду кататься, мне нужен для съемки завтра. Мне говорят, берите, но считать мы будем с того момента, когда возьмете. Таким образом, мне надо брать велосипед на 12 часов со стоимостью проката 2,5 доллара в час. За 30 евро в Европе машину можно взять! Понятно, что велосипеды везде дороги, но мы ведь страна с умеренными ценами на услуги. Кстати, поставить палатку в пуще стоило 120 000 рублей по ценам прошлого года. Много это или мало — каждый решит сам.
В середине августа в рамках все того же фотопроекта «Say cheese!» довелось побывать в Нацпарке «Припятский». Очень там понравилось: отношение людей, места — там можно получить красивый снимок природы с животным в кадре (в парке много оленей, кабанов и пр.). По приезде домой решил уточнить, сколько будет стоить съездить самостоятельно. Оказалось, 1 250 000 на одни сутки. Это цена съемки, без проживания. Для обычных людей простая экскурсия стоит 150 000 рублей за пару часов. Вас провезут во время, удобное сотрудникам парка. Когда удобно фотографу — сумма совсем другая. И вроде все тут правильно, но такая сумма — очередной барьер для фотографии. Ну а про, например, аэросъемку я просто умалчиваю. Час полета на воздушном шаре — $250—300, 5—7 минут на маленьком вертолете — 300 000. Для сравнения, в соседней Литве полетать над Тракайским замком можно за $80—100. Таким образом, планировать съемки в последнее время приходится и с финансовой стороны.
Понятно, что поездка в эти места не является залогом успешного кадра. Можно снимать и в иных, более доступных регионах. Но если захочется разнообразить съемку, велик шанс столкнуться с определенными финансовыми трудностями. А ведь пейзажная съемка не приносит глобальных денег, она приносит моральное удовлетворение. Да, какие-то работы приобретаются организациями для печати или иных нужд, для календарей, от случая к случаю покупают из-за рубежа. Целенаправленно на фотобанках я снимки не продаю. Если фотографии идут на коммерческий поток, придется подстраиваться под вкусы массовых зрителей, и это будет уже не то.
В первую очередь пейзаж — это состояние души. Ехать на съемку интересно не тогда, когда нужно / есть возможность, а когда хочешь, когда стоит соответствующая погода и есть душевный комфорт. Тогда получается самая удачная работа. Фотографий у меня достаточно много, но показать зрителю не стыдно лишь пару десятков.
Закарпатье, 2013 г. Nikon D7000, Nikkor 80-200/2.8, штатив
Адыгея, Россия, 2013 г. Nikon D7000, Sigma 10-20/4-5.6, штатив
Беларусь, р. Свислочь, 2011 г. Nikon D90, Sigma 10-20/4-5.6, G-ND Cokin 8x, штатив
Закарпатье, 2013 г. Nikon D7000, Nikkor 80-200/2.8, штатив
Беларусь, Нацпарк «Припятский», 2014 г. Nikon D610, Tamron 150-600, штатив
— А как вы снимаете и обрабатываете фотографии?
— Я снимаю только в RAW, в режимах Av и M, с ручным балансом белого и ISO не выше 200 (если условия съемки не требуют других значений). Начальная конвертация идет через Adobe Camera RAW, иногда пользуюсь «родным» редактором Nikon Capture NX. Некоторые кадры получаются лучше в одном редакторе, некоторые — в другом. Неплохой результат можно получить и путем совмещения двух картинок из разных редакторов в режиме наложения Color. Брекетинг по экспозиции при съемке использую редко. HDR как таковой не делаю, использую iHDR (расширение динамического диапазона создается вручную за счет яркостных масок и работы кистями в слоях).
Пейзаж — это не репортаж, он несет в себе не документальную, а художественную составляющую. Кроме композиции и сюжета пейзаж всегда требует постобработки. Много обработки или мало — каждый решает для себя сам. Дорисовать солнце на небе в Photoshop — это одно, а цветокоррекция — совсем другое. Основная обработка сводится к работе в слоях и масках. Для работы с цветом использую Nik Color Efex Pro.
— Что отличает хорошую пейзажную фотографию от плохой?
— Это сложный для ответа вопрос. Что такое «хорошо», а что такое «плохо»? Есть одна хорошая фраза: фото должно «штырить», и «штырить» не автора, а зрителя. Хороший снимок вызывает очень много споров. Знаменитый «Рейн» Андреаса Гурского — это хорошая фотография или плохая? Она дорогая, вызывает различные суждения — от недоумения до восторга. И с той и с другой стороны находятся люди, которые хорошо разбираются в искусстве. Одни говорят, что это шедевр, другие не видят в снимке ничего впечатляющего. Кому из них верить?
Я не скажу нового. «Если бы я знал, как сделать хорошую фотографию, я делал бы их каждый день». И это не мои слова — они принадлежат одному известному фотографу. Пейзажный снимок должен вызывать какую-то эмоцию, а не просто демонстрировать запечатленную местность. В хорошей пейзажной фотографии должны быть композиция, сюжет, свет. Она должна выгодно выделяться среди других. Техническая и композиционная грамотность — это базовые требования.
Кадр, в котором нет ничего, вызывает у зрителя безразличие, и это самое ужасное. Если вы задержали на одном снимке внимание больше, чем на другом (условно), значит в нем что-то есть. Даже если в отношении этой работы развернется (к примеру) дискуссия о неподходящей или избыточной обработке, фотография состоялась только по той причине, что много людей проявили к ней интерес.
Удачных кадров!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by