Photokina 2010: лидеры рынка и его тенденции

 
3544
24 сентября 2010 в 21:15

Рынок «классической» цифровой фотографии оценивается в $130 млрд. Правда, позиция эта неустойчива: кроме кризиса и падения покупательской активности сказывается первичное насыщение (по статистике NPD Group, оно равно примерно 70—80%). Так, прошлые два года были не очень успешными для рынка фотоаппаратов: он вырос за это время не на 200%, как в предыдущие годы, а всего лишь на 70%. Пик приобретения камер, случившийся этим летом, — это замена старых моделей, которые не поддерживают HD-видео и не оснащены современными автоматическими функциями.

Основные драйверы рынка — фотоаппараты со сменной оптикой, как зеркальные, так и беззеркалки. Традиционно высок интерес к компактным камерам с большим зумом. Топ каталога фототехники нашего сайта это только подтверждает: первые места заняты бюджетными зеркалками Nikon D3000 и D5000, Canon EOS 550D и EOS 500D, ультразумом Canon SX120 IS.

Примечательно, что еще два года назад о выборе зеркального фотоаппарата задумывалось вдвое меньшее количество людей. Однако в этом нет ничего неожиданного. Ровно два года назад зеркальные камеры наделали много шуму: впервые была реализована съемка HD-видео, отличавшегося превосходным качеством картинки при плохом освещении и на высоких ISO. Владельцы компактных камкордеров могли только мечтать об этом. Сейчас же все наоборот: камкордер снимает приличные фотографии, а фотоаппарат — достойные видеоролики.

Вопрос, что делать — снимать видеоролики или фотографии, также лишен смысла, если вы собираетесь печатать в формате 10×15 см и располагаете устройством с функцией FullHD-видеосъемки. Именно такова реализация печати в новых фотокиосках Kodak: записывается видеоролик и любой его кадр готов к печати.

Тотальное упрощение

Технологии программной обработки и функционала камер отчетливо движутся в сторону глобального упрощения. То, что раньше делали виртуозы Adobe Photoshop, теперь доступно из коробки вашего нового фотоаппарата. Захотели эффект миниатюры, как на tilt-shift-объективе, — пожалуйста. Захотелось делать панорамы одной проводкой камеры в любом направлении (Sony Panorama Sweep, Fujifilm Motion Panorama) — нет проблем.

Если хочется, можно применить один из эффектов, имитирующих пост-обработку, — вроде имитации пленочного зерна или даже отдельных цветных и черно-белых пленок. Эффектность таких изощрений пока еще не успела надоесть, однако понятно, что через какое-то время это станет таким же надоевшим и избитым штампом, как свадебные фотографии «невеста на ладони».

Эффект миниатюры, реализуемый программной имитацией tilt-shift-объектива

Времена, когда для получения хорошего кадра нужно было делать несколько снимков, прошли. Теперь камеры специально делают несколько кадров подряд в режиме серийной съемки. Новинки Panasonic, Fuji, Nikon, Casio, Olympus и Ricoh для создания одного кадра используют возможности серийной съемки, что позволяет им выборочно накладывать изображения, снятые с различными настройками, для достижения нужного эффекта.

Какого эффекта при этом можно добиться? Здесь у каждого бренда свое видение. К примеру, Ricoh CX4 оснащен режимом сюжетной съемки ночных пейзажей, в котором объединяются четыре сделанных подряд снимка и получается изображение с пониженным уровнем шумов. Удаление шумов за счет объединения нескольких кадров подряд практикуется на некоторых компактных камерах Sony, только используется уже не четыре, а шесть снимков.

Создание таких «композитных» фотографий позволяет добиться и других эффектов. Например, объединив снимок, на котором основной объект съемки находится в фокусе, со снимком, на котором фон снят нарочито размытым, получим эффект глубины резкости как на дорогой зеркальной камере с не менее дорогим светосильным объективом.

Однако одна из самых массовых тенденций — это, разумеется, автоматическое создание фотографий с расширенным динамическим диапазоном (HDR-изображения). Очень многие из представленных камер, включая как компактные модели вроде Canon A95, так и зеркальные фотоаппараты (например, Sony A33 и A55), способны автоматически снимать серию из трех или более кадров с разными настройками экспозиции и объединять их в один HDR-кадр с четкой детализацией как в ярких, так и в затемненных участках. Все это теперь делается без подключения к компьютеру и в дополнение к кадру со стандартной экспозицией, поэтому если вам не понравится результат — кадр можно удалить сразу же.

Пример HDR-изображения, склеенного из трех кадров с различной экспозицией

С учетом изменений, произошедших на рынке фотоаппаратов, можно утверждать, что теперь для получения отличных результатов от владельца камеры не требуется никаких специальных знаний. Все, что нужно в большинстве случаев, — это навестись и нажать клавишу спуска.

Тяжелая обработка, коррекция искажений объектива — теперь это осуществляется программными алгоритмами прямо в фотоаппарате. А в новых камерах Samsung даже есть функция Smart Crop, автоматически исправляющая проблему заваленного горизонта, искаженных линий при съемке архитектуры.

Навязчивое 3D

Переход в третье измерение — это, пожалуй, еще одна массовая тенденция на Photokina 2010. Представлено огромное число продуктов, затрагивающих как фотоаппараты и камкордеры, так и устройства для просмотра снятых материалов, а также комплексные решения вроде собранных в сети камер.

Увлечение 3D носит массовый характер: от видео и фото до печатной продукции

Эта тенденция всегда вызывала множество дискуссий на предыдущих выставках, но в этот раз она переживает настоящий ренессанс. Впрочем, это было ясно еще год назад, когда ведущие бренды, такие как Panasonic, Sony и Samsung, наперебой представляли решения для просмотра 3D-контента (телевизоры и специальные очки, специальные матрицы) и его получения (камкордеры и видеокамеры).

Теперь 3D прорастило корни еще глубже: снимать 3D-панорамы могут фотоаппараты Sony NEX, а трехмерные фотографии — камеры Minox и Fujifilm Real 3D W3. Последняя, к слову, умеет снимать не только 10-мегапиксельные 3D-фото, но и 3D HD-видеоролики. Благодаря уникальной конструкции двухслойного дисплея для просмотра материала не требуются очки.

Камера Fujifilm Real 3D W3 с двумя объективами
умеет снимать трехмерные фотографии и видеоролики

К счастью, пока увлечение 3D не носит обязательного характера и все представленные устройства полноценно могут снимать обычные 2D-фотографии и видео. «Трехмерная» тенденция работает на пару производителей домашних телевизоров, которые изо всех сил стараются наделить покупателей возможностью создавать 3D-контент везде и всеми доступными способами. Это жизненно важно для всучения потребителю тех же 3D-телевизоров.

Возвышение гибридов

За последние два года мощнейшее развитие получил сегмент так называемых гибридных камер. В их конструкции нет зеркала, но есть большая матрица, обеспечивающая хорошее качество снимков и глубину резкости. Кроме того, они позволяют использовать сменную оптику. Такие фотоаппараты заинтересовали как любителей (благодаря легкости в работе и отличному качеству снимков), так и профессионалов (благодаря серьезным настройкам и компактности).

И все-таки многие профессиональные пользователи не воспринимают данные камеры всерьез. Покупатели хотят видеть компактные модели со сменной оптикой от Nikon и Canon. Очевидно, что многие современные зеркалки по инерции выкатились из пленочной эры, неся на себе бесполезные рудименты. На стенде Canon нам объяснили, что демонстрация гибридного фотоаппарата будет в 2011 году, а сейчас компания занята реконструкцией модельного ряда объективов EF.

Представители Nikon также подтвердили наличие интереса к производству такой камеры. Однако неизвестным моментом по-прежнему остаются волнующие многих габариты матрицы — будет ли это APS-C, как в обычных зеркалках, или же что-то меньшее?

Эксперты полагают, что в начале 2011 года появится так называемое «второе поколение» беззеркальных камер, которые по соотношению удобство/качество снимков/габариты успокоит страждущих покупателей надолго.

Однако ни Nikon, ни Canon не представили в этот раз ничего такого, что было бы действительно инновационным. Бренды просто довели до ума свои старые модели, внедрив новые матрицы и желаемые функции автофокусировки во время видеосъемки и поворотного дисплея соответственно.

Зеркальная камера Nikon D7000 снимает FullHD-видео со следящим автофокусом

Nikon D7000 и Canon EOS 60D — великолепные зеркальные камеры, но они не принесли ничего нового. Их миссия более чем прагматична — закрыть пустые позиции в рядах зеркальных фотоаппаратов. Модель D7000 навязывает конкуренцию EOS 7D, а EOS 60D нацелена на нишу, в которой находится Nikon D90.

Зеркальный фотоаппарат Canon EOS 60D оснащен поворотным дисплеем

Продукты Nikon и Canоn пользуются высоким доверием покупателей в странах Восточной Европы. Однако стоит отметить, что объективы той же системы Sony Alpha можно без труда найти в магазинах, а вот стоят новые зеркальные камеры Sony не в пример дешевле. Понятно, что ценовая политика — это промежуточный шаг, и как только производитель уверенно закрепится на рынке, цены вырастут.

Вместе с тем в попытке увеличить охватываемый сегмент рынка (в случае с беззеркальными камерами NEX компании удалось в максимально короткие сроки захватить больше половины рынка гибридных моделей) Sony стала продвигать инновации. Особенно это видно по представленным фотоаппаратам с полупрозрачным зеркалом — SLT A33 и A55.

Камера Sony SLT A55 отличается скоростью съемки до 10 кадров/c
и быстрой автофокусировкой во время съемки видео

Компания Pentax пока концентрирует внимание на зеркальных фотоаппаратах среднего и нижнего ценового диапазона, а также активно продвигает среднеформатную камеру 645D стоимостью около $10 000.

Зеркальный фотоаппарат Pentax K-5

Есть все предпосылки для диверсификации по цене: гибридные фотоаппараты станут в 1,3—1,5 раза дешевле и вступят в борьбу с компактными камерами, что будет стимулировать развитие новых технологий захвата изображения. Технология Backside Illuminated была признана в итоге годной для использования лишь в очень маленьких матрицах фотомодулей мобильных телефонов.

Наиболее интересное нас ожидает этой зимой на выставке CES 2011, а Photokina лишь подчеркнула заданное направление с ориентацией на массового покупателя.

Смешивание функциональности продолжается — одно и то же устройство может использоваться и для съемки видеороликов, и для фотографий. Граница качественного различия становится все менее четкой.

Камкордер Sony NEX: кроме FullHD-видеосъемки делает и 14-мегапиксельные фотографии

Прогноз на будущее весьма оптимистичен: в результате конкуренции между зеркалками и гибридами появятся еще более дешевые качественные устройства, а производители компактных камер вынужденно продемонстрируют рывок в сфере технологий производства матриц и оптики.

К счастью, новых фотоаппаратов сейчас представляется все больше и больше, поэтому времена, когда раз в полгода производители неохотно презентовали камеры, которые лишь минимально превосходили решение конкурента, канули в Лету.

Фото: Влад Борисевич, пресс-служба Photokina 2010