рецензия

Чувственный зомби-хоррор, снятый на «айфон». Рецензия на фильм «28 лет спустя»

8330
24 июня 2025 в 8:00
Автор: Дима Михеев
рецензия

Чувственный зомби-хоррор, снятый на «айфон». Рецензия на фильм «28 лет спустя»

Автор: Дима Михеев

Фильм «28 дней спустя», вышедший в 2002 году, вдохнул новую жизнь в жанр зомби-хорроров. Тогда сценарист Алекс Гарленд и режиссер Дэнни Бойл сделали зомби быстрыми и яростными вместо использования заезженного образа медлительных и нерасторопных инфицированных. А снимали кино на цифровые камеры, что тогда было не принято в профессиональном художественном кинематографе. Спустя 23 года дуэт киноделов вернулся с фильмом «28 лет спустя», чтобы вновь привнести в жанр свежесть. А сняли новую картину в этот раз на «айфоны». Рассказываем, удалось ли снова всех удивить.

Информация о фильме
Название: «28 лет спустя» (28 Years Later).
Режиссер: Дэнни Бойл.
Сценарист: Алекс Гарленд.
Актеры: Алфи Уильямс, Аарон Тейлор-Джонсон, Рэйф Файнс, Джоди Комер.
Жанр: ужасы, боевик, триллер.
Страна: Великобритания, США.
Где смотреть: в кинотеатрах.

28 лет после чего?

Оригинальный фильм «28 дней спустя» начинается с того, что из научной биолаборатории во внешний мир попадает вирус ярости — инфекция, которая за считаные секунды делает из здоровых людей агрессивных плотоядных монстров. В отличие от классических зомби, в той ленте сценарист Алекс Гарленд («Из машины», «Аннигиляция», «Падение империи») и режиссер Дэнни Бойл («На игле», «Пекло», «Миллионер из трущоб») сделали инфицированных быстрыми и резкими, что несло большую опасность персонажам картины.

Именно в «28 дней спустя» пережил свой первый мировой успех актер Киллиан Мерфи, который ныне снимается в больших фильмах в статусе суперзвезды. А зрители получили потрясающую сцену, в которой главный герой Джим блуждает по абсолютно пустому и безжизненному Лондону спустя 28 дней после начала эпидемии. Образ безлюдного города стал в каком-то смысле пророческим, ведь во время глобального карантина из-за пандемии коронавируса люди часто вспоминали эту сцену.

Тогда создателям разрешили перекрыть улицы столицы лишь на очень ограниченное время на рассвете. Для съемок же были выбраны цифровые, а не пленочные камеры, что в те времена еще было не распространено.

«28 дней спустя» понравился зрителям и критикам, а в прокате фильм многократно окупился. В 2007-м вышел бодрый сиквел — «28 недель спустя», но ту картину снимали совсем другие люди. А дуэт сценариста и режиссера оригинальной ленты вернулся в 2025-м с третьим фильмом киновселенной — «28 лет спустя», где действия происходят, соответственно, через 28 лет после начала пандемии вируса ярости. Киллиан Мерфи тоже поработал над новой частью, однако только в роли исполнительного продюсера.

В этот раз кинематографисты вновь удивили всех технической стороной, ведь «28 лет спустя» полностью сняли на iPhone 15 Pro Max, что сделало картину самой большой, снятой на смартфон, на сегодняшний день. Для съемок экшен-сцен 20 «айфонов» поместили на специальную платформу, чтобы запечатлеть кадры с разных ракурсов. По словам режиссера, это позволило съемочной группе быть более мобильной, не доставляя громоздкое и тяжелое оборудование в труднопроходимые места дикой природы.

Что происходит в новом фильме?

Если оригинальный фильм 2002 года впечатлял безжизненной пустотой мегаполиса, который никогда не бывает безлюдным, то в «28 лет спустя» показана радикально другая среда — действия происходят на севере Англии в сеттинге почти нетронутой природы. А главные герои живут на маленьком острове, который соединен с материком узкой полоской суши, исчезающей во время прилива.

Через 28 лет после старта эпидемии вирус локализован в Великобритании, а остальная материковая часть Европы живет нормально. Европейские корабли постоянно патрулируют весь британский остров, чтобы не допустить распространения вируса ярости. Так британцы Гарленд и Бойл, вероятно, отражают ощущение изолированности Великобритании после брексита, которое испытывают многие жители страны.

Тем временем из-за мутаций появилось два новых вида зараженных. Одни — ползающие и малоподвижные, поедают червей с земли и представляют меньшую опасность, чем остальные зомби. Другие же, наоборот, очень сильные и быстрые, так как вирус на них подействовал как стероиды. Их персонажи фильма называют альфами.

В центре сюжета семья: отец Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон), больная неизвестным недугом мать (Джоди Комер) и их 12-летний сын Спайк (Элфи Уильямс). Папа ведет мальчика на обряд инициации — поход на материк, чтобы впервые пострелять в «живых» инфицированных. Спайк — отличный стрелок из лука, основного оружия островитян, но он никогда не покидал остров.

После посвящения парня во взрослые мужчины он начинает вести себя соответствующе и устраивает бунт против отца, который разочаровал сына своим поведением. Мальчик очень переживает за мать — ее мучают головные боли, провалы в памяти и лихорадка. Врачей в коммуне нет, и никто не может понять, что происходит с женщиной. Однако внезапные приступы ярости будто тревожно намекают, что вирус, уничтоживший бóльшую часть населения, можно подцепить и без укуса или попадания зараженной крови в организм.

Неподалеку от острова, на материке, живет странный человек, который в мирной жизни был врачом. Жители деревни считают его сумасшедшим, так как он проводит загадочные обряды с трупами и зачем-то регулярно жжет костры. Отчаявшийся Спайк решается на опасное путешествие, чтобы отвести мать к доктору в надежде, что тот сможет поставить диагноз и вылечить женщину.

Memento mori

«28 лет спустя» транслирует нервный дух эпохи. Люди разделены, они пожирают друг друга, боятся один одного, а в воздухе витает тревожная атмосфера, сводящая с ума. Дэнни Бойл вкрапляет в повествование кадры из старинных фильмов, жуткие фрагментарные флешбэки и неуютный саундтрек, что придает ленте психоделичный окрас. Все это иллюстрирует ментальное состояние персонажей, почти 30 лет находящихся в разрушенном мире, и заодно отражает настроения людей реального мира, которых все чаще посещает апокалиптическое настроение в связи с различными глобальными потрясениями.

Отсюда и персонаж безумного врача, которого блестяще играет Рэйф Файнс (его вы знаете как минимум по роли Волан-де-Морта из фильмов о Гарри Поттере). Однако доктор Келсон оказывается добрым чудаком, который строит впечатляющие монументы из человеческих останков.

Персонаж Файнса становится проводником главной темы фильма — напоминания, что смерть ждет каждого из нас, а порой она настигает совершенно неожиданно. «Знаешь, что такое memento mori?» — спрашивает доктор Келсон Спайка и затем объясняет, что эта крылатая фраза на латыни означает «помни о смерти». А причина самой душераздирающей гибели в картине — та, с которой сотни людей сталкиваются каждый день в реальности.

Доктор выступает в роли своеобразного мудреца и наставника для мальчика. Он принял правила нового мира, но остался гуманистом, ведь не убивает инфицированных, а лишь усыпляет их специальным наркотическим веществом. Персонаж Келсона, а также младенец, который не должен был выжить, проливают луч света в беспросветном мраке погибающего мира.

Достойное продолжение серии?

Алекс Гарленд и Дэнни Бойл вновь проделали отличную работу, создав неглупый зомби-хоррор, в котором есть место захватывающему экшену, семейной драме и истории взросления подростка. Каст выполнен превосходно — все главные актеры играют свои роли замечательно, а для молодого Элфи Уильямса, кажется, это станет началом большой успешной карьеры, и мы еще не раз увидим его выразительные брови на большом экране.

По необъяснимым причинам нам — зрителям — очень интересно наблюдать, что будет с миром в случае глобальной катастрофы, будь то масштабный природный катаклизм, вторжение из космоса или эпидемия опасного вируса. Однако создатели «28 лет спустя» не только показывают, как может выглядеть и функционировать постапокалиптический мир, но и пытаются разобраться в природе людей в условиях жуткого бедствия.

Вступительная и заключительная сцены фильма работают в качестве тизера к еще одной части киносерии. Начало ленты одновременно напоминает нам о старте пандемии и знакомит с сыном священника, который видит, как отца раздирают на части инфицированные. В конце «28 лет спустя» Спайк встречает повзрослевшего мальчика (Джек О’Коннелл), который стал главарем религиозной банды и носит перевернутый крест на груди. Как рассказали Гарленд и Бойл, он станет центральным персонажем следующей части наряду с доктором Келсоном. Всего же запланированы три картины, включая вышедшую. В третьей части планируется вернуть персонажа Киллиана Мерфи из «28 дней спустя».

Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, HLG, DTS:HD, DTS:X, Wi-Fi, смарт пульт
саундбар 2.0, 30 Вт, частота 80-20000 Гц, Bluetooth, цвет черный

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by