Google купила YouTube

 
260
11 октября 2006 в 18:42
Источник: Александр Стельмах
Источник: Александр Стельмах
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!

В интернете свершилась очередная революция. Компания Google приобрела YouTube Inc. за $1.65 млрд. в виде акций. Еще один проект, зародившийся на голом энтузиазме, принес его создателям сотни миллионов. Неожиданное решение Google аналитики оценили, как разумное. Компания приобретает готовое решение для проникновения на рынок видеорекламы, а также получает огромную армию посетителей: по некоторым оценкам, за август 2006 аудитория YouTube.com составила 74 млн. человек.

YouTube.com – классическое дитя эпохи Web 2.0. Компанию в феврале 2005 года основали бывшие работники PayPal Чед Херли и Стивен Чен, которые теперь, 19 месяцев спустя, стали полноправными мультимиллионерами и живым воплощением пресловутой американской мечты. Сайт YouTube.com, по их задумке, должен был стать простым инструментом для обмена видеофайлами. С технической стороны все выглядело безупречно: пользователь буквально за два клика мышки мог закачать со своего компьютера видеофайл и разместить его в интернете. YouTube.com использует flash-графику, так что проблем с совместимостью нет (почти), и ролик может смотреть любой. К тому же, на странице с flash-видео находится HTML-код, при помощи которого видео можно перенести на свой блог или сайт. Система быстро стала пользоваться повышенной популярностью: в американский интернет как раз в то время пришел феномен “социального общения”, а сайты вроде MySpace.com в кратчайшие сроки приобрели миллионы поклонников.

Посещаемость YouTube росла невероятными темпами: на протяжении последних месяцев у сайта была самая быстрорастущая аудитория в США. По данным ComScore Networks, в августе аудитория ресурса составила 72.1 млн. человек. При этом YouTube был далеко не единственным ресурсом, предлагающим обмен видеофайлами: аналогичный сервис, однако гораздо менее популярный, был даже у Google.

“Социальное общение” в рамках YouTube подразумевало распространение видеороликов, снятых собственноручно (примерно так же при помощи Flickr распространяются фотографии). Однако вскоре стало ясно, что YouTube превратился в необъятное хранилище разного рода видеофайлов. Хотите увидеть запись покушения на Джона Кеннеди? Атаку на Всемирный торговый центр? Столкновение Шумахера и Хилла на Гран-при Австралии 1994 года? Пожалуйста. Буквально все события в истории человечества, которые были сняты на камеру, попали в базу YouTube. Ограничение по продолжительности ролика (10 минут) и его размеру (100 Мб) не позволяют пользователям загружать, к примеру, копию фильма “Титаник”, однако самые интересные моменты картины вполне доступны. В целом, создатели YouTube нашли золотую жилу: сайт стал одним из самых популярных в интернете, причем на его контент не было потрачено ни цента.

Вместе с тем, компания начала быстро ощущать проблемы. Родной гараж был, конечно, уже покинут, но новое офисное здание явно не походило на место работы современной, динамичной компании. Посещаемость сайта росла, однако его основатели не были готовы использовать этот рост для получения серьезной прибыли. Огромный трафик (более 100 млн. показов видео в день) требовал от YouTube Inc. серьезных трат – стоимость услуг хостинга превышала $1 млн.
Разумеется, ежемесячная прибыль с лихвой покрывала издержки, однако говорить о том, что YouTube.com приносил сотни миллионов долларов, нельзя. Персонал YouTube состоял из 67 человек, работавших в здании, где водились крысы, в дождь протекала крыша, а у руководства не было четкой стратегии извлечения прибыли. Стало ясно – ресурс будет продан, особенно когда появилась информация о том, что конгломерат News Corp. приобрел еще один “социальный” сайт MySpace.com.

Таким покупателем в итоге оказалась компания Google. Активность интернет-гиганта, который таким образом поставил крест на собственном видеосайте video.google.com, пришлась по душе наблюдателям: компания обошла своих конкурентов в лице, к примеру, Yahoo и нанесла сокрушительный удар по Microsoft, которая недавно запустила бета-тестирование аналогичного сервиса soapbox.msn.com. К тому же, в лице YouTube предприятие получило выход на рынок видеорекламы в интернете. По оценкам компании eMarketer Inc., выручка от этого рынка в 2008-м составит $1.1 млрд., и есть все основания полагать, что большая часть этих денег осядет на счетах Google.

Свою роль в покупке YouTube сыграла и известная венчурная компания Sequoia. Последняя в свое время инвестировала в Google $12.5 млн., а после IPO интернет-компании в 2004-м ее доля акций стоила $1.5 млрд. Sequoia вложила деньги ($11.5 млн.) и в YouTube, получив таким образом “на выходе” $480 млн. меньше чем за год. К слову, топ-менеджер венчурной компании Майкл Мориц является членом Совета директоров Google. И он, по словам обозревателя USA Today, едва ли не помпонами махал в стиле американских групп поддержки, чтобы добиться финансирования покупки. Долго убеждать коллег не пришлось, ведь, по оценке JPMorgan, выручка YouTube в 2006-м может составить порядка $145 млн.

Какие проблемы могут ожидать Google после приобретения YouTube? Сомнений в том, что Google превратит YouTube в эффективную рекламную площадку, нет никаких. Неприятности могут быть в другой сфере – YouTube могут обвинить в нарушении авторских прав. На сайте находятся сотни видеороликов, в которых чаще всего незаконно используется и музыка. Несмотря на то что предыдущие владельцы YouTube вели переговоры об урегулировании отношений с крупнейшими правообладателями, некоторые компании (например, Universal Music Group) по-прежнему называют ресурс “нарушителем авторских прав” и заявляют, что сайт должен музыкальной индустрии “десятки миллионов долларов”. Впрочем, гиганту Google к судебным тяжбам с правообладателями не привыкать: предприятие ранее обвиняли в неправомочном использовании копий книг, а также новостных сообщений для news.google.com

Итак, подведем итоги. Компания Google приобрела весьма перспективный актив, а YouTube Inc. в очередной раз продемонстрировала, что даже спустя годы после окончания эпохи доткомов идея и упорный труд (хотя бы в скромном гараже) могут принести всемирную известность и сотни миллионов долларов.

Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу: stelmakh@onliner.by