Внешний вид этой, на первый взгляд, стильной и элегантной вещицы вызывает некоторый всплеск эмоций и непреодолимое желание подержать её в руках. Привлекают размеры и форма, цвет и блеск хрома. Но для опытного пользователя первое впечатление быстро заменяется вопросом: что «может» камера? В этот раз к нам на тест попала японская красавица с шикарной внешностью и, как оказалось, далеко не скромными возможностями.
Рассматриваемая камера в самой тонкой её части имеет ширину около 14 миллиметров. А вообще, если говорить о габаритах, то – 90 х 59 х 16,1 при весе в 115 г (без батареи и флеш-карты). Япония всегда славилась своими достижениями в электронике. И не забывала применять их на практике. Линейку камер Exilim Card открыла Casio в 2002 году. Предыдущей моделью, которая всколыхнула мир «тонкографии», стала S100. Ниже, я постараюсь упоминать о ключевых отличиях с более ранней моделью.
Часто бывает так, что красавица холодит взглядом. Наша же – прикосновениями. Стальной крашеный корпус вносит коррективы в отношение к камере – это не игрушка. Стоит заметить, что все камеры, обладающие компактными размерами, как правило, имеют именно стальной корпус, ведь предполагается, что камера будет сопровождать хозяина везде. Есть вариации цветов окраски; нам попалась манящая красная. Дизайн камеры проработан хорошо.
С лицевой стороны вокруг объектива расположилось декоративное стальное кольцо. Также присутствует вспышка и гордая надпись Exilim. По бокам ничего не обнаружилось. На верхней панели «утопилась» в корпус кнопочка включения/выключения камеры. Кнопка спуска затвора будет повыше. Плюсом можно отметить то, что, в общем-то, нажимаются кнопки без лишних усилий, но весьма чётко. Нижняя панель «несёт» на себе металлическое гнездо штатива, разъём для подключения к «кредлу-зарядному» и небольшую крышечку совмещённого отсека аккумулятора и флеш-карты. Минус: единственная возможность «связи с внешним миром», а именно гнездо для крэдла, ничем не прикрывается. Жаль, но, скорее всего, туда со временем набьётся изрядно мусора, что не позволит вообще хоть как-то работать с камерой. Да и с крышечкой стоит быть поаккуратнее – когда она открыта, то не внушает «крепкого» доверия. Люфт сборки замечен не был.
На камере нет больших кнопок, а те, что присутствуют, полностью вписываются во внешний вид. Скажу сразу, что снимать одной рукой крайне трудно. Особенно, тем, кто не захочет довольствоваться работой «автоматики». Многие опции активируются только через меню и прямых кнопок не имеют. Кстати, очень приятно было обнаружить возможность «повесить» ту или иную опцию на «горячие клавиши – «вправо» и «влево». Практичный выход из ситуации «всем не угодишь». Многофункциональный крестик со средней клавишей «принять» – это всегда удобно. Под клавишей «меню» расположилась кнопочка с аббревиатурой BS, что означает Best Shot (обычная для Casio кнопка – выход в меню выбора предустановленных режимов). Привычного рычага зуммирования или «кнопочки-качельки» здесь нет.
Есть просто две кнопочки с символикой TELE и WIDE. Их физическим и визуальным продолжением является ушко для ремешка, что позволяет легко сориентироваться пальцу «без взгляда на камеру». Левее и уже над экраном расположились ещё три кнопки: прямое включение записи видеосюжета, а также расположенные рядом переключатели режима просмотра и съёмки, способные также включить камеру сразу же в нужном режиме. Кстати, первая из них в S100 отсутствовала. Там же расположен световой индикатор зелёного цвета, которым камера «подаёт признаки жизни»: оповещает о работе над сохранением снимков и т.д. Помимо навигации в меню, нажатие «вверх» служит регулировкой количества отображаемой информации на экране (DISP), «вниз» в режиме съёмки управляет вспышкой, а в режиме просмотра удаляет ненужные снимки. Также на задней панели можно найти три миниатюрных отверстия, за которыми скрывается довольно мощный динамик.
Структура меню удобна и понятна. Комбинации выбора опций легко запоминаются на уровне мышечной памяти пальцев, причём очень быстро. Приятно то, что есть грамотный русский интерфейс, чем производители балуют нас не часто.
Камера не оснащена видоискателем, поэтому его функции выполняет исключительно дисплей. Цветной TFT имеет диагональ 2,2 дюйма с разрешением приблизительно в 85 000 точек (354х240). Регулировки его яркости и контрастности отсутствуют.
Кнопкой DISP можно отрегулировать три уровня отображения информации: индикаторы выключены, индикаторы включены, либо последнее плюс «живая гистограмма», которая отображается во время съёмки и позволяет подобрать сбалансированный по свету кадр. При включении камеры выводится четырёхуровневый индикатор заряда батареи. Если с момента последнего включения заряд сильно не изменился, то индикатор не отображается.
На солнце экран, конечно же, выгорает, но не настолько, чтобы не разобрать изображение. Он занимает почти две трети всей задней панели. Его размеры позволяют точно определиться с композицией и фокусировкой. В режиме просмотра есть возможность до десяти раз увеличить полученный снимок, что позволяет сразу же определить неудачные фотографии. Клавишами «вправо» и «влево» переходить от снимка к снимку можно настолько быстро, насколько хватит ловкости пальцев. Грубо говоря, если быстро «щёлкать», то снимки (именно для просмотра) прогружаются в малом разрешении, что ускоряет переход от одного к другому. Но стоит остановиться на одном более чем на секунду, разрешение его увеличивается. Такая организации просмотра очень удобна.
При столь компактных размерах камера обладает трёхкратным оптическим зумом. Причём, тубус объектива «прячется» в камеру полностью. Это объясняется технической новинкой, разработанной и впервые применённой компанией Casio в модели S100: для изготовления линз используется прозрачная керамика. Этот материал имеет очень высокий коэффициент преломления (почти в 2 раза выше, чем обыкновенное стекло), к тому же, он значительно прочнее. Это обусловило его небольшие размеры и дало возможность тубусу объектива полностью «прятаться» в камеру с толщиной в 17мм. При включении камеры объектив, выдвигается за время, чуть большее одной секунды. Первая линза посажена глубоко: даже при падении она вряд ли получит царапину. Впрочем, не известно, выдержит ли такую встряску сами элементы относительно друг друга – краш-тестов мы не проводили, да и вам не советуем. Оптика состоит из 6 линз (включая асферические) в 5 группах,. В широкоугольном положении (38 мм (WIDE) в 35 мм эквиваленте) камера хорошо подходит для съёмки групповых портретов, а в длиннофокусном (114 мм (TELE) в 35 мм эквиваленте) неплохо получаются портреты крупным планом и макро. Сразу важно отметить, что явление дисторсии в положении WIDE присутствует и оно заметно даже неопытному пользователю. Светосила в широкоугольном положении равна 2,7, в длиннофокусном – 4,3. Трансфокатор камеры работает быстро, уверенно и точно, имеет тихий и не раздражающий звук. Касательно возможностей настройки работы объектива, то здесь есть 5 режимов работы фокусировки: авто, макро, панорамный, бесконечность и ручной. Все работают на контрастном типе определения. Диапазон фокусировки приблизительно начинается от 40 см, а в режиме макро – от 17. Режим фокусировки «бесконечность» позволяет при должном умении делать резкие, без бликов снимки через оконные стёкла.
У пользователя есть возможность выбора между центральной и многоточечной фокусировкой. Экспозамер представлен ещё лучше: матричный, центральновзвешенный и точечный. Очень необходимые регулировки, например, при съёмке в контровом освещении. Забегая вперёд, скажу, что для контрового освещения предусмотрен специальный – довольно, к слову, эффективный – режим.
Ничего феноменального в ней нет. Есть режимы авто, «включена», «защита от красных глаз». Рабочий диапазон немного не дотягивает до 3 метров, в TELE – 1,5 метра. Защита от красных глаз работает неплохо. На большинстве полученных снимков их действительно не было. Работает уверенно и, что радует, снимки часто получаются непереэкспонированными, а довольно реальными. Один минус: вспышка заряжается порядка 5-6 секунд. Каскадом снимать не получиться. 2 кадра подряд – это потолок.
Камера оборудована 1/2,5-дюймовой ПЗС (CCD) матрицей с общим разрешением в 5,25 млн. пикселов. Количество же эффективных равняется 5 миллионам. Эта камера способна снимать в разрешении 2560х1920 точек. Производитель утверждает, что при печати это полноправный формат А3, хотя учитывая физические размеры матрицы, вряд ли. Бесспорный плюс – есть возможность снимать в разрешении 2560х1712, что позволяет напрямую печатать без предварительной обработки и подгонки размера фотографии 20х30 см. То же самое касается А4 и 10х15.
Чувствительность ISO варьируется от 50 до 400, при съёмке видео она определяется автоматически. Решение проблемы компактности вообще, как правило, вызывает проблему появления большого количества «шумов» на снимках. Здесь же всё в рамках допустимого. Если предоставить камере возможность самой выбирать чувствительность (AUTO), то, скорее всего, она возьмёт значение никак не меньшее, чем 200, чтобы оградить пользователя от длинных выдержек и последующего смазывания снимка. Результат при этом будет очевиден – «шум и гам» обеспечены. При значении ISO 100 качество более приемлемое. Значения выдержки варьируется от 1/8 до 1/2000.
Следующим важным параметром следует оценить передачу цветов, а именно баланс белого. Есть автоматический режим определения, 6 предустановленных (солнце, облачно, тень, нейтральные ртутные лампы, высокотемпературные ртутные лампы, лампы накаливания) и ручная корректировка. Анализ полученных снимков с применением предустановки и снимков с ручным замером не выявил больших различий. Это касается и дневной, и ночной съёмок. Замечу, что именно применение ручной корректировки более точно помогало камере избавляться от «завалов» цветовой палитры.
Приоритетов выдержки и диафрагмы найти так и не удалось.Есть лишь традиционная экспокоррекция от – 2EV до +2 EV с шагом в 1/3 EV. Хоть какая, мало-мальски, но возможность «подогнать» снимок в сложных условиях съёмки.
Запись отснятых кадров производится в привычном JPEG-формате, видео в AVI, а звук в WAV. Приятным сюрпризом помимо записи полуминутных комментариев к снимку стал полноправный цифровой диктофон. Ограничением времени записи может стать либо низкий заряд аккумулятора, либо заполненная флеш-карта. На практике, при 512 Mb общих с записанными приблизительно 30-ю снимками максимального разрешения и минимальной компрессии, камера была готова записывать более 16 с половиной часов. Чувствительность микрофона неплохая: порядка 3-4 метров.
Питается камера от Li-ion аккумулятора типа NP-20 объёмом в 700 mAh. Скромненько, ничего не скажешь. Есть смысл купить второй и ходить с двумя, для пущей уверенности. Хотя особенных замечаний на энергопотребление у меня не возникло, всё же, сами понимаете, 700 – это не показатель.
В «зелёном режиме» (полная автоматика) камера работает достаточно неплохо. Процессор быстро справляется с определением экспозиции: на всё про всё – порядка 1 секунды. Повторюсь, что постоянно на экран выводится «живая гистограмма».
А теперь касательно предустановленных режимов. Их в камере, помимо автоматического, пользовательского (тоже плюс – очень удобно) и двух видео, насчиталось аж 29. Перечислять все долго и бессмысленно. Вкратце остановлюсь на самых интересных. Помимо традиционных «портретов и пейзажей» появились такие как «поток воды» (обеспечит эффект смазанности, к примеру, воды, если снимать горный ручеёк; режим характерен длинной выдержкой). Противоположный ему – «брызги» (поможет запечатлеть капельки воды от брызг; характерен короткой выдержкой). Есть специальные режимы для съёмки документов, текстов и прочей печатной продукции – эдакий «сканер в кармане». В этом режиме камера интерполирует всю цветовую гамму ближе к серым тонам, что позволяет потом без особых проблем работать с программами для распознания текста. В отличие от S100, где был только «текст», представлены отдельные режимы «визитка», «доска, плакат». Для художественной съёмки есть специальные режимы «зелёная трава» и «осенние листья», которые характеризуются небольшим, но допустимым «завалом» цветовой палитры в сторону зелёного и красного цветов соответственно. Результаты . Присутствуют несколько режимов со встроенными «фильтрами» типа сепия, чёрно-белые снимки и так далее.
На сладкое я оставил две функции, которые редко встречаются в камерах подобного класса. Первая – система стабилизации AntiShake – электронный стабилизатор изображения, применяемый в основном в ультразумах, для избежания смазанных изображений. Жаль, что она не работает постоянно, а только лишь включается как отдельный режим. Видимо, это связано с организацией питания камеры. Постоянное её использование, скорее всего, резко снизило бы продолжительность съёмки с момента полной зарядки аккумулятора. Другая функция называется Flash Assist. Применяется она при съёмке со вспышкой. Если объект съёмки находится вне зоны действия света от вспышки, то он может получиться на снимке слишком тёмным. В данном случае, при включённой опции, камера сама скорректирует яркость объекта так, словно импульс вспышки был несколько больше.
Пожалуй, самым главным минусом камеры можно считать большую «дисторсию» в широкоугольном положении. Как мы видим, главный корпус Педагогического университета похож на Пизанскую башню.
Уменьшение угла фокуса частично справляется с этим недостатком оптики. (режим «Пейзаж», фокусное расстояние – 38 мм, светосила 2,8)
Так мною хвалёный баланс белого лучше справлялся с задачами при использовании ручной коррекции. Цвета получались яркие и насыщенные.
Ночная съёмка – всегда достаточно сложное задание, как и для камеры, так и для фотографа. «Шумы» в допустимых рамках, баланс белого на предустановке «нейтральные ртутные лампы», «завалов» цветовой палитры не наблюдается. Опять же проблемы с дисторсией. (выдержка 1/8, съёмка с рук)
Я уже упоминал о «фокусировке на бесконечность». Едва, но всё таки заметно отражение тубуса объектива в стекле. Съёмка велась на полной «автоматике» за исключением фокусировки и через двойные стёкла. Важно отметить, что этот снимок, в отличие от предыдущего, при увеличении больше «зернит», чем «шумит». (выдержка 1/8, автобаланс белого, автоэкспозиция)
Для съёмки движущихся объектов предусмотрен классический режим, характеризующийся короткой выдержкой. На первом снимке камера видно, что камера явно не справилась с фокусировкой: дети на переднем плане получились размытыми относительно мальчика на заднем плане.
На втором снимке с фокусировкой проблем нет, но кадр получился переэкспонированным. (режим «Спорт»)
Примеры предустановленных режимов «Зелёная трава» и «Осенние листья». Небольшой завал цветовой палитры в допустимых рамках придаёт снимкам более насыщенные цвета.
Пример макросъёмки. Минимальное допустимое расстояние от объекта до объектива довольно велико – 17 мм. Но все детали при увеличении хорошо различимы, зернистость почти не наблюдается.
Эта имиджевая камера со стильным дизайном и небольшими размерами при беглом осмотре, оставляла сомнения в её возможностях. Которые, в целом, не подтвердились на практике. Если смотреть шире, то камера рассчитана как на начинающего (есть даже специальная функция, которая отображает при съёмке горизонтальные и вертикальные «трети», что позволяет лучшим образом скомпоновать кадр), так и для опытного (ручной баланс белого, например). Все в ней, как сама жизнь японцев, рассчитано до мелочей. А что касается них (мелочей), то камера просто напичкана всякими приятными сюрпризами и «фишками». Большое количество всевозможных настроек, неплохая работа в «зелёном режиме», а также компактность – несомненные плюсы. Минусами можно отметить хорошо заметное явление дисторсии на «широком угле», а также продолжительность зарядки вспышки. Но в целом, камера оставляет приятное впечатление.
Фото: Дмитрий Каляда
Благодарим группу компаний “Белкантон” за любезно предоставленный на тесты аппарат
Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу: stelmakh@onliner.by