Как известно, британский ученый ни за что не приступит к исследованиям, если тема скучна, а на оборудовании мало ярких лампочек. В Гомеле тоже решили придать науке немного более популярный вид — затеяли «битву» молодых ученых. Вроде бы скрестить презентацию узкоспециального проекта, стендап и бои без правил в Беларуси еще никто не догадался. Считается, что такой формат позволяет случайным свидетелям не погибнуть от скуки.
— А где тут это... побоище? — пыхтя и сталкиваясь рюкзаками, по коридору БелГУТа бегут опаздывающие зрители.
Официально происходящее называется Science slam — популярная в мире забава для интеллектуалов. В русскоязычном мире ее иногда называют «Камеди клаб для умных». Советская интеллектуальная элита помнит это как научные капустники.
Белорусский государственный университет транспорта устраивает такой баттл уже второй раз. Год назад «бились» для собственного удовольствия, внутри вуза. Про это узнали в других университетах, тоже захотели участвовать. Еще идет настройка формата, но очертания уже ясны. Нужно всего ничего: аудитория, разрисованная мелом доска, проектор и колокольчик. Публика — студенты, аспиранты, преподаватели. Главная проблема — найти побольше носителей свежих идей. И чтобы они умели связать два слова.
Бойцы, которые не усидели в зале, разминаются в коридоре. В аудиторию потащили что-то крупное и зловещее, закрытое черной тканью... У дверей вывешены крайне разношерстные темы выступлений — от коптеростроения до создания молний и управления ими. Ясно, что народному хозяйству срочно необходимо и то и другое. Некоторые темы веселых докладов звучат немного опасно — «Работа. Бухгалтер. Зарплата». В этом году, кроме технарей и финансистов, заявился также медуниверситет — с былиной о мужском здоровье.
Про стрессоустойчивость рельсов или широтно-импульсную модуляцию можно, конечно, слушать вечно. Это как шум моря.
Но если молодой и увлеченный специалист принимается рассказывать о сфере своих изысканий, то нечаянно может утащить неподготовленного слушателя в пучину очень интересных терминов, откуда еще никто не выбирался. Поэтому энтузиаста надо контролировать. Время стендапов ограничили восемью минутами — чтобы никто не пострадал.
Если у тебя на майке котик и надпись Destroy, это ко многому обязывает. Максим Афонченко из БелГУТа рассказывает захватывающую историю, как проектировал домик для своего кота.
Проект сложный, опасный. Главное — усыпить животное, чтобы сфотографировать его несколько сотен раз (он, как выяснилось, ворочается, поэтому то и дело приходится начинать сначала) и создать 3D-изображение. А вокруг него уже возводить виртуальное здание — с рассчитанным фундаментом, балками и прочими деталями. Максим подсчитал, во сколько мейн-кунчиков обошлась ему эта работа с учетом платных программ. Вышло 60 котят. Или две Mazda6.
Екатерина Щербакова в белом халатике проникновенно интересовалась у собравшихся, давно ли они были у уролога. И кстати, кто это. Ее доклад о мужском здоровье, проиллюстрированный чайниками и самоварами, тронул сердца и иные органы собравшихся.
— Чем старше чайник, тем больше в нем накипи, — угрожала Екатерина и, как все врачи, ни разу не сидевшие в очереди поликлиники, призывала заранее сходить на консультацию. — По роду деятельности мне приходилось видеть мужчин изнутри. И зрелище не из лучших.
Если соединить очки виртуальной реальности и камеру на мультикоптере, получается замечательный эффект. Ты практически летишь. Идея не то чтобы слишком новая, но тут уже вопрос в том, как ее развивать и совершенствовать. Этим и занимается Евгений Михан. Сам строит беспилотники, модифицирует, придумывает им способы применения. В основном пока это развлечения. Недавно на студенческом фестивале «Зимняя радуга» запустил свой коптер в зал и вывел картинку на большой экран — было весело. Вообще же тут непаханое поле по части применения и развития.
Хорошенько постучав устройством о старенький стол и продемонстрировав прочность обоих предметов, Евгений отправляет квадрокоптер в полет.
— И кто бы вы думали он по специальности? — глядя на парящий над головами коптер, интересуется декан факультета магистерской подготовки и профориентации Алла Невзорова. — Оказывается, тепловозник.
Сам авиатор противоречия тут не видит. Говорит, ничто не мешает переоборудовать локомотив в дрон. И управлять им, сидя перед монитором или в очках. В некоторых странах беспилотные локомотивы уже используются. Но у нас из соображений безопасности принято, что внутри должен быть живой человек.
После короткой борьбы из-под занавески вытаскивают давнишнюю мрачную установку. Под черной тканью отыскался трансформатор Тесла. Игорь Федоренко из Гомельского государственного технического университета имени Сухого просит удалиться киборгов и людей с кардиостимуляторами. Все сидят.
«Машинка», которую в конце 19-го века изобрел Никола Тесла, работает эффектно, но практического применения не нашла. Игорь уверен, что в этом виноваты консерваторы, и развивает идею, сам конструирует такие трансформаторы. Суть катушки Тесла в том, что она передает электрическое напряжение без проводов. Умеет генерировать молнии. То есть можно добиться, чтобы светилась лампа, которую вы держите в руке. Зачем? Красиво же!
Игорь, мечущий молнии за стареньким учительским столом, — чистый Зевс. Люминесцентные трубки, которые он вручил зрителям, начинают светиться. Ясно, что без восклицаний про Люка и его отца в такой ситуации обойтись невозможно.
Профессор Невзорова надеется, что такие битвы помогут заинтересовать молодежь наукой. У проекта нет богатого финансирования, разве что небольшими подарками обеспечил участников «Белтелеком». Размах пока невелик. Нужны люди с идеями — как исследователи, готовые к таким баталиям, так и шоумены, умеющие это красиво подать.
Читайте также: