Вот уже почти 15 лет мы живем в новом тысячелетии, но как будто и не замечаем ничего нового. Пропасть между прошлым и настоящим легко заметить, если присмотреться к окружающим нас гаджетам и сравнить с девайсами конца прошлого века. Или взять интернет, изменившийся до неузнаваемости и продолжающий стремительно меняться.
Мы решили с помощью Wayback Machine посмотреть, как эволюционировали сайты известных IT-корпораций. Многие из них только-только появились и даже не помышляли о мировом «господстве», другие во второй половине 1990-х были компаниями с богатой историей. Важное уточнение: рассматриваем только сайты вендоров, существующих сегодня.
В 1998 году ныне самый популярный в мире поисковик только-только запустился в качестве научного проекта Ларри Пейджа и Сергея Брина. Главная страница сервиса до сих пор верна традициям и выполнена в предельно лаконичном стиле. Вычурный шрифт с выпуклыми буквами и тенями смотрелся инновационно и, наверное, был призван отвлечь внимание от приписки Beta.
К 2000-му исчезла и надпись Beta, и подражающий Yahoo! восклицательный знак, начертание названия компании «похудело» и, в принципе, до сих пор с натяжкой смотрится современно. Год спустя поисковая строка обросла опциями с дополнительными возможностями поиска.
Следующее относительно крупное изменение коснулось сайта Google только в 2007 году. С центра главной странички поиск по новостям, видео и другие возможности переместили в левый верхний угол. К тому времени компания стала активно «подчищать» интерфейс, делая его все более простым. Убрали куда подальше и счетчик с количеством проиндексированных поисковиком веб-страниц.
В дальнейшем Google постоянно заигрывала со шрифтом логотипа и убирала с основной страницы лишние ссылки. Нынешний вариант оформления поисковика без экстраординарных нововведений действует с прошлого года и, похоже, пока меняться не собирается.
Apple
Первая полноценная версия «яблочного» сайта с отображающейся графикой и кнопками в веб-архиве датируется 1997 годом. В это время в находящуюся на грани банкротства компанию как раз вернулся Стив Джобс. В центре внимания ресурса — Mac OS 8, ноутбуки PowerBook и карманные компьютеры eMate под управлением Newton OS.
Годом позже влияние Стива Джобса cреди прочего отражается и на сайте Apple. Оформление полностью изменилось, посетителя встречает графика с новым продуктом компании — моноблочным компьютером iMac. Чуть ниже прячется ноутбук PowerBook G3.
В 2000-м структура сайта Apple начинает напоминать то, что мы можем увидеть на современном ресурсе компании. Появились вкладки с доступом к основным сервисам, в центре — ключевой продукт корпорации. С косметическими изменениями (кнопки становились менее «выпуклыми», цветовая гамма уходила в металлический серый оттенок) такой дизайн просуществовал до анонса Mac OS X Leopard и релиза первого iPhone в 2007-м.
Интернет стал быстрее, мониторы — крупнее, а значит, и изображения стали «заливать» размером побольше, продолжает прослеживаться тенденция к упрощению внешнего вида элементов сайта. В последующие годы главное меню сайта потемнело, картинки стали еще больше. Теперешнее модное оформление появилось относительно недавно — менее года назад, аккурат после анонса iPhone 6.
Sony
У Sony в качестве образца для сравнения мы выбрали американский сайт, в стиле которого выдержано и большинство других его региональных разновидностей. А вот японский и глобальный ресурсы Sony уж слишком отличаются от западных стандартов.
Вот так Sony встречала первых посетителей своего сайта в далеком 1996 году. Налицо ориентация на экраны с маленьким разрешением и небольшим количеством поддерживаемых цветов. Gif-иконки с нарисованными вручную тенями выглядели пестро и были призваны привлечь пользователей к основным направлениям деятельности корпорации, от PlayStation до кинотеатров.
Через два года сайт изменился, но, как видите, все еще был весьма и весьма специфичен, с собственным представлением японцев о прекрасном. Представьте, что некоторые из этих иконок ко всему прочему еще и анимированные. Безобразие продолжалось до середины 2002-го, когда Sony смогла себе позволить использовать на сайте нормальные изображения, полную цветовую палитру и адаптацию под экраны с разрешением 800×600 пикселей вместо 640×480.
Нельзя сказать, что в 2006-м японский производитель кардинально упростил главную страничку сайта. Скорее подверг небольшим доработкам. В 2007 году эволюционная тенденция продолжилась, причем Sony отошла от принципа размещать всю информацию на одном экране — наконец-то задействовали скроллинг.
Масштабный редизайн ожидал сайт в 2011-м, таким его многие помнят и до сих пор. Нынешний вид ресурс обрел в прошлом году.
Microsoft
Посмотрев на первую версию сайта Microsoft образца 1994 года, можно только обрадоваться тому, как далеко за 20 лет ушел прогресс. Тогда еще не было даже первой версии Internet Explorer! Космические дали, прекрасный рассвет, кислотные подписи, все это выполнено в виде символа прогресса того времени — компакт-диска.
За дальнейшие четыре года последовал скачок в развитии интернета, Microsoft не отставала от новых веяний и шла в ногу со временем. В 2000-м стали использовать больше графики, сменили оформление «шапки» и постарались уместить основную информацию на одном экране.
2001-й — год выхода Windows XP. Инновационная и, как уверены многие, до сих пор лучшая операционная система от Microsoft рекламировалась уже на посвежевшем сайте с «воздушными» бело-синими акцентами. Через три года добавили немного картинок в высоком для того времени разрешении.
Глобальные изменения произошли с сайтом Microsoft в конце 2006 года, вскоре после релиза Windows Vista. Видимо, итог работы дизайнеров, верстальщиков и веб-программистов топ-менеджменту компании не понравился, потому что менее чем через два года ресурс вновь преобразился.
В 2011-м американская корпорация зачем-то еще раз перерисовала дизайн, а спустя год вместе с релизом Windows 8 запустила плиточный веб-интерфейс. Недавно в честь скорого выхода Windows 10 сайт еще раз немного «допилили», и теперь он выглядит так:
Samsung
Да-да, так сайт корейской компании выглядел в 1996 году. Не чета пестрым страницам Sony, все лаконично и минималистично настолько, насколько это вообще возможно. Через год получилось уже чуть-чуть лучше.
1998 год ознаменовался не только чемпионатом мира по футболу во Франции, но и классным градиентом на кнопочках обновленного сайта Samsung.
C 2001 года корейская корпорация начинает активно продвигать свои сотовые телефоны. Одно из центральных мест на сайте занимает как раз реклама новинок мобильного рынка. Через год — снова редизайн, хотя и не масштабный.
Потом в компании наступило непродолжительное затишье, а в конце 2005-го корейцы обновили ресурс за счет использования динамично меняющихся панелей с информацией о некоторых продуктах Samsung.
В таком виде сайт продержался до 2007-го, когда, помимо выравнивания по центру, на полностью переработанной главной странице появился интерактивный блок с видео и (о ужас!) фоновой музыкой. К счастью, совсем скоро от этого непотребства отказались в пользу старой доброй графики и блочного выделения главных тем.
2009-й — время расцвета нетбуков. Для Samsung ниша компактных лэптопов стала одной из приоритетных, а новенькие модели компьютеров стали красоваться на всю страницу главного сайта компании.
Через год корейская компания вернулась к более консервативному дизайну, а еще через несколько месяцев представила «лицо», которое продержалось аж два года.
В 2013-м — новая переделка в светлых тонах. Крайне популярная «плиточная» тема накрыла Samsung в прошлом году. В честь анонса Galaxy S6 оформление слегка переделали, квадраты припрятали, ресурс получил так не хватавшую ему «воздушность», но «плоский» дизайн, строгие прямые линии и острые углы остались.
***
Мы посмотрели, как менялся дизайн сайтов нескольких мировых IT-корпораций. В следующий раз обратимся к не менее известным компаниям и тому, как они были представлены в сети на протяжении своего существования.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by