Evernote: белорусы с удовольствием платят нам за сервис

 
20 356
19 ноября 2014 в 8:30
Автор: Ян Альшевский. Фото: Марина Серебрякова
Автор: Ян Альшевский. Фото: Марина Серебрякова

Сервис Evernote работает с 2008 года и, согласно описанию, представляет собой инструмент для создания и хранения заметок, фотографий, ссылок, а также управления ими. В самой компании разработку называют «универсальной рабочей средой». Onliner.by побеседовал с директором Evernote по развитию бизнеса в России и СНГ Родионом Насакиным. Он рассказал о некоторых особенностях работы сервиса, который, как оказалось, достаточно популярен в Беларуси.

— Компания ежегодно удваивает количество пользователей. Это характерно для рынка в целом, СНГ или для Беларуси?

— Для некоторых стран в СНГ. Точно удваивается в Беларуси: сейчас здесь насчитывается более 150 тыс. пользователей. Такая же динамика в России, где сервисом пользуется порядка 3,5 млн человек. Наш мониторинг показывает, что Беларусь является четвертым по количеству пользователей рынком в СНГ после России, Украины и Казахстана. Если говорить о выручке, то это третий рынок после России и Украины.

— То есть заметное количество переходит с бесплатных аккаунтов на премиум?

— Уровень конвертации очень близок к Украине, близок к российскому, который, в свою очередь, близок к среднеевропейскому. Когда мы только начинали в России, даже были поначалу удивлены тому, как с готовностью там платят за сервис.

— Платят рядовые пользователи или есть много бизнес-клиентов?

— В России уже скопилось достаточно много клиентов Evernote Business. В Беларуси же это в основном премиум-аккаунты индивидуальных пользователей, которым нужны расширенные возможности.

— Есть ли специфика того, откуда приходят белорусские потребители?

— Она скорее общая для всего СНГ. У нас зашкаливающий процент Android-пользователей, много приходит через Google Play. Если говорить о белорусских городах, то здесь наблюдается достаточно «столично-центрированный» рынок. В России, если анализировать посещаемость сайта, на столицу приходится около 30% и примерно 10% — на Петербург. В Беларуси более 50% — это Минск, 10% приходится на Гомель, 7% — на Витебск. В Украине распределение не такое четкое: около 40% — Киев, а остальное распределено между региональными центрами.

— В Evernote доступно довольно много языков интерфейса, но белорусского нет. Есть ли планы по работе в этом направлении, видите ли вы в этом смысл?

— Мы исходим из того, какой язык является родным для пользователей. Однако наши ресурсы ограничены, приходится определять приоритеты. Ведь речь не идет о том, чтобы один раз взяться и перевести все приложения: обновления выходят регулярно, раз в одну-две недели, есть также маркетинговые материалы для перевода. Сейчас у нас около 30 языков, и их поддержка — ресурсоемкий процесс.

Но у нас есть сообщество переводчиков, любой желающий может предложить перевод на родной язык. С помощью таких активистов сервис почти полностью перевели на польский, румынский, португальский. На украинский Evernote для Android тоже был переведен силами волонтеров. Мы наблюдаем за спросом и готовы на его основании корректировать приоритеты локализации.

— В вашей команде есть разработчики из Беларуси? Где ведется разработка?

— Офисы Evernote размещены по всему миру, основная часть разработчиков сосредоточена в Калифорнии. Там много людей, говорящих по-русски, но я не знаю, откуда они родом. (Смеется.) Точно есть из Украины и России. Мы периодически привлекаем одну белорусскую студию дизайна для некоторых проектов.

— Сервис требует постоянного внимания, внесения данных. Чем он лучше таких удобных бумажных листочков или документов «Новый файл 4.txt» на рабочем столе?

— Есть очевидные вещи: синхронизация данных, возможность создания не только текстового содержимого (графика, звук, вложенные документы и так далее). То есть мы видим комбинированное содержимое, объединенное общей темой, которое можно просматривать на разных устройствах и которым можно делиться с коллегами.

Раньше мы действительно объявляли войну бумаге, считали стикеры нашим главным врагом. Потом с бумагой помирились и заключили деловые партнерства с Moleskine и Post-it. У первых есть уникальный дизайн, у вторых — массовость и привычность. В итоге появились блокноты Moleskine со специальной разметкой: пользователь фотографирует запись, ее контрастность и яркость повышаются, выравниваются. Наша технология также позволяет индексировать рукописный текст для последующего поиска. Получается своего рода вечный и нетленный архив рукописных записей.

Что касается файлов на рабочем столе, тут также есть нюансы. Идея реализации существующих офисных пакетов идет из 1980-х, когда для приучения офисных сотрудников к работе за компьютером использовали аналоги физических объектов: папки, страницы, листы с таблицами. Мы подходим к рабочему процессу, исходя из современных реалий, концентрируя внимание на четырех основных процессах: вы можете писать, собирать информацию (фото визиток, копирование веб-страниц), находить ее и представлять результаты своей работы. Также на днях был запущен Work Chat, внутренний мессенджер, который оптимизирован для обмена информацией внутри Evernote.

— Является ли Microsoft Office 365 конкурентом?

— В какой-то степени Office 365 все еще оперирует старой моделью в новой «облачной» эпохе. Возможно, у них получится, но, как мне кажется, используя «тяжелые» офисные пакеты, потребитель потеряет гибкость, характерную для нашего продукта. Преимущества же смогут оценить не все. Здесь можно упомянуть закон Парето, который гласит: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Так же и потребители, 20% которых используют 80% возможностей «офиса», а 80% — лишь 20% его возможностей. Весь офисный пакет нужен лишь ограниченному кругу специалистов и профессионалов, а для обычного пользователя эти возможности избыточны.

— Как вы продвигаете продукт? Или «сарафанного радио» достаточно?

— Наши наиболее активные пользователи платят за дополнительные возможности, однако большинству достаточно базовых. Новых потребителей, готовых через месяц заплатить, насчитывается полпроцента, через пару лет показатель достигает 20%. То есть наша задача — обеспечить привлечение значительного числа новых пользователей с минимальными затратами.

По этой причине мы очень осторожно выбираем инструменты для маркетинга. Продукт достаточно вирален, его рекомендуют как удобный инструмент, чем мы и пользуемся, поощряя людей за рассказы о своем удачном опыте использования сервиса. Органический рост присутствует: не могу точно сказать по Беларуси, но в мире в целом около 87% пользователей мы привлекли именно таким образом. Еще 13% — это предустановки на различных устройствах, в СНГ этот процент немного больше.

— Гарантируете ли вы сохранность данных от хакеров и госструктур?

— У нас есть отдельная большая команда, которая отслеживает безопасность продукта, наблюдает за неприкосновенностью инфраструктуры (как логической, так и физической), сообщает сотрудникам (техподдержки, например) о том, что они должны или не должны делать. Соединения шифруются, мы также не храним пароли в текстовом формате, доступна двухфакторная авторизация.

— Вы не планируете сделать ее обязательной, чтобы предотвратить возможные утечки данных?

— Первоначально она была доступна премиум-пользователям, сейчас — всем. Но мы не хотели бы решать за них: если человеку проще без двухфакторной авторизации, мы не станем настаивать.

Что касается требований со стороны государства, то у нас есть определенная политика ответов на подобные запросы, ими занимается команда юристов. Это не то, что мы делаем легко: запросы внимательно анализируются, оцениваются с точки зрения того, насколько они законны. На днях мы присоединились к кампании Reform Government Surveillance (в ней участвуют, среди прочих, Google, Apple и другие), в рамках которой IT-организации требуют обеспечить им право открыто сообщать о точном количестве запросов со стороны органов, а также о том, какой характер они носят. Сейчас подобные отчеты готовятся, но их форма не эффективна.

— В Беларуси есть какие-то особенности?

— Нет, схема такая же, мы можем отказать недостаточно обоснованному запросу.

— Evernote с оптимизмом смотрит на носимые устройства, однако насколько обоснованно движение в этом направлении? Имеются в виду всевозможные умные очки, часы и другие «неглупые» гаджеты.

— Для Evernote приложения для конкретных девайсов всегда были вторичными, для нас главное — сервис, чтобы пользователь мог работать с информацией так, как ему удобнее. До последнего времени самым оперативным способом внести информацию был смартфон: потребитель в течение дня регулярно смотрит на его экран и две трети подобных запросов можно отработать с помощью носимых устройств, тех же часов. Мы попробовали свои силы на Google Glass, Samsung Gear, выпустили версию клиента для Android Wear, есть приложение для Pebble. Благодаря ему, кстати, и появился интерес к носимым девайсам.

С этим связана забавная история: когда Pebble еще только собирали деньги на Kickstarter, проект заметил наш сотрудник, который загорелся идеей реализовать Evernote на этих умных часах. Он отправил демоверсию своему боссу, ожидая, что получит нагоняй за работу над несогласованным проектом в рабочее время, но вместо этого возглавил подразделение по носимым устройствам.

Нам это кажется важным направлением, и мы придерживаемся стратегии «первого дня»: например, мы были в App Store, когда он только запустился, и стали одним из первых приложений для iPad. Это способ привлечь внимание на пустых «электронных полках», где маленькая конкуренция за внимание. Кроме того, мы верим, что это «выстрелит».

На компьютерах средняя пользовательская сессия длится от 10 минут до часа; смартфон сокращает ее до пяти минут; носимые устройства позволят сократить время до секунд 20. Вызов в том, чтобы помочь потребителю быть продуктивным даже при таких сверхкоротких сессиях.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by