Репортаж из офиса социальной сети «Одноклассники»

 
3836
24 августа 2012 в 15:44
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Социальная сеть «Одноклассники» остается одной из самых популярных в Беларуси: ее доля рынка меньше, чем у vk.com, но значительно превышает долю Facebook. Несмотря на критику, она продолжает набирать вес, а в некоторых странах СНГ занимает лидирующие позиции. Onliner.by отправился в Ригу, чтобы своими глазами увидеть, как устроен офис «Одноклассников», и узнал, верно ли, что эту сеть предпочитают люди старшего возраста.

В Риге находится один из трех офисов «Одноклассников», также они функционируют в Москве и Санкт-Петербурге. Что же связывает Латвию и одну из популярных российских социальных сетей? «Биография» «Одноклассников» началась в 2002 году с регистрации товарного знака. Запуск сети состоялся в 2006 году, а прибалтийская компания Forticom долгое время оказывала ей техническую поддержку, так как имела большой опыт в мобильных развлечениях. В 2010 году российская Mail.Ru Group приобрела 100% социальной сети.

— Мы занимаем два этажа бизнес-центра в Риге, — показывает нам рабочее пространство Виктория Рюмина, менеджер по внутреннему маркетингу «Одноклассников». — Помимо того что в нашем офисе удобно работать, у нас тут и комнаты отдыха, и душевые для тех, кто приезжает на велосипеде на работу, и места для локальных праздников.

На проходящем как раз в часы нашей экскурсии очередном празднике сотрудники лакомились рогачевской сгущенкой. Причем из банки не для продажи в Евросоюзе. Гостинец, похоже, привез кто-то из наших соотечественников — в рижском офисе их работает несколько человек.

В основном в столице Латвии трудятся программисты, дизайнеры, вторая линия службы поддержки пользователей, модераторы, здесь сконцентрирован продуктовый топ-менеджмент; в Москве традиционно находится топ-менеджмент, маркетинг, разработчики. Над мобильной версией сайта, в принципе, работают из трех городов.

Всего над «Одноклассниками» трудится чуть меньше 300 человек. Этот не такой уж и большой коллектив обслуживает проект, на котором зарегистрировано более 150 млн аккаунтов, а дневная аудитория составляет порядка 30 млн уникальных пользователей.

— Я считаю, мы можем гордиться тем, что в жесткой конкуренции не проигрываем всемирно известным игрокам, — говорит директор по маркетингу и стратегическим коммуникациям Mail.Ru Group Александр Изряднов. — Россия и страны СНГ относятся к тем немногим странам, где очень сильны местные игроки, которые не только не сдаются перед напором Facebook, но и демонстрируют рост, даже сейчас, летом, когда у всего интернета традиционный сезонный спад.

Рост «Одноклассников» пришелся на бурный рост всего рынка социальных сетей. Именно тогда проект увеличивал свою базу десятками миллионов аккаунтов, прирастал сервисами и казуальными играми, локализовывался для рынков стран СНГ.

— У нас компактная команда, сделавшая за последние 2—3 года огромную работу, — продолжает Александр. — Если сравнить сеть «Одноклассники», например, образца 2008 года и сегодняшнюю, то поменялось буквально все — даже код переписан заново.

Господин Изряднов соглашается, что vk.com является их главным конкурентом, однако не на всех рынках присутствия. В России, Украине и Беларуси лидирует сеть Дурова, в других странах СНГ — «Одноклассники».

Специфика рынка социальных сетей сказывается на их работе. Например, зачастую один и тот же пользователь имеет аккаунты в разных проектах, однако даже на взгляд неспециалиста модель использования сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook различается.

— Это действительно так, и мы учитываем данный факт, — подтверждает Александр. — Например, в сеть Цукерберга человек приходит за новостями — почитать их или поделиться своими. Vk.com — это место, куда идут за аудиовизуальным контентом и фотографиями.

Зачем же людям нужны «Одноклассники»?

— Не только для аудио и видео, но и для общения с близкими друзьями, — утверждает Александр Изряднов. — По статистике наш пользователь имеет меньшее количество установленных контактов, нежели пользователь vk.com и тем более Facebook. Но зато все эти контакты — это личные знакомые, с которыми происходит более эмоциональное и интимное общение.

Александр Изряднов говорит, что общение в «Одноклассниках» безопасное в плане реакции посторонних людей на опубликованные фотографии, мысли, заметки, так как проект базируется на обычных человеческих ценностях. Дружбу и любовь ведь никто не отменял?

Субъективно, «Одноклассники» являются чуть ли не единственным проектом из себе подобных, куда с охотой идет старшее поколение — мамы, папы и даже дедушки с бабушками. Такого количества людей старшего поколения нет в vk.com и Facebook…

— Нет, это не так, — не соглашается Александр Изряднов. — Аудитория «Одноклассников» и Facebook в возрастном плане практически не различается, а в некоторых странах наш пользователь в целом даже младше, чем пользователь американского конкурента.

Тем не менее мамы и папы идут искать своих родственников и знакомых со школьной скамьи именно в «Одноклассники». Почему?

— Потому что вероятность найти всех у нас выше, — вступает в разговор пресс-секретарь проекта Мария Лапук. — На vk.com, как уже говорилось, идут за музыкой и фильмами, к нам — за утолением базового голода общения и восстановлением старых связей.

Проект «Одноклассники» продолжает активную экспансию в страны СНГ — где это потребовалось, он, например, переведен на местный язык. Потенциал направления велик: во многих странах бывшего СССР проникновение интернета составляет пока всего 30% и вместе с ростом вовлеченности в глобальную сеть граждан предполагается и рост «Одноклассников».

— Мы учитываем особенности моделей потребления ресурса в разных странах, — продолжает Александр Изряднов. — А они порой весьма различны. Например, на одну только Армению приходится 80% (!) всех виртуальных подарков, которые пользователи самостоятельно загружают в «Одноклассники». Что касается граждан, проживающих в дальнем зарубежье, то основным сервисом для них, конечно, является коммуникационный — поддержание связей с бывшими согражданами, оставшимися на родине.

К слову, среднестатистический пользователь Беларуси ведет себя как россиянин или украинец — в основном читает статусы, смотрит фотографии, играет в игры и дарит подарки.

В какой-то момент все социальные сети в мире столкнулись с проблемой освоения аудитории — все, кто хотел, завели себе аккаунты. А дальше что?

— Разумеется, эта проблема обозначилась, — подтверждает Александр Изряднов. — Поэтому все наши действия сейчас направлены на удержание пользователя на сайте, предложение ему сервисов и услуг, позволяющих уходить вглубь проекта. Например, игры — в этом направлении «Одноклассники» являются абсолютным лидером на рынке. Ежемесячно у нас играет 24 млн человек.

«Одноклассники» многим запомнились своим крайне спорным решением монетизировать все и вся, даже регистрацию на сайте. Это произошло в 2008 году, но сразу после вхождения в Mail.Ru Group решение было отменено. Его признали ошибочным, хотя в компании уверяют, что данный шаг был продиктован исключительно борьбой со спамом.

— Парадоксально, но сейчас, когда мы попытались отменить, например, платные смайлы для части аудитории, нам пришло много писем с требованием вернуть их оплату, — продолжает Александр Изряднов. — Мол, подарок за деньги — это какое-то дополнительное отношение, дополнительная значимость.

«Дополнительное отношение» приносит «Одноклассникам» хорошие дивиденды. И вновь, в отличие от Facebook и vk.com, это главная статья доходов, а не дополнительная к баннерам. Большую часть всей выручки приносят именно монетизированные сервисы, в то время как у конкурентов тот же поток формируется за счет рекламы.

Согласно исследованиям проекта appdata.ru, средний пользователь социальной сети играет в 1,6 игры в день, генерируя ARPU $0,03. Каталог «Одноклассников» содержит 767 игр и приложений, топ-20 которых охватывает 44% всех активных пользователей.

В нашу беседу как раз включается Ольга Вайнер, руководитель проектов социальной сети.

— В большей степени игры предпочитают женщины, нежели мужчины, — говорит Ольга. — В среднем они запустили 85 игр со времени регистрации аккаунта.

Наибольшим спросом пользуются «казуалки» типа «виртуальных миров», затем логические игры, симуляторы, настольные, аркадные и ролевые. Женщины больше предпочитают выращивать овощи на грядках ферм, а мужчины — стратегии и покер.

— У нас достаточно высокая планка попадания в каталог, — утверждает Ольга Вайнер. — Поэтому он у нас меньше, чем у конкурентов, но каждая позиция — отлажена, не «лагает» на компьютерах пользователей.

Мы не можем не спросить, как дальше будут развиваться дополнительные сервисы в «Одноклассниках». По словам Ольги, так или иначе все они будут иметь мощную социальную составляющую, будет делаться упор на сервисы рекомендаций. При этом немаловажным остается фактор локализации: в Беларуси могут вызывать интерес какие-то услуги или новости, абсолютно нерелевантные для России или другого рынка присутствия.

В конце нашей встречи в рижском офисе «Одноклассников» интересуемся, планируется ли перевод проекта на белорусский язык. В свою очередь представители социальной сети спрашивают у нас, нужно ли это? Ответ, похоже, очевиден — перевод пока не требуется.