Новый год: операторы готовы дарить подарки на своих условиях

 
207
18 декабря 2009 в 21:27
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Усилившаяся на отечественном рынке конкуренция пошла на пользу абонентам: зачастую за те же деньги, что клиент привык платить на протяжении долгого времени, теперь можно взять больший объем услуг. Появились и новые «фишки» сезона — минуты звонков во внешние сети, включенные в абонплату, продвижение телефонных аппаратов усилиями операторов и т. д.

Первым начал life:), еще 5 ноября предложив абонентам подключаться на специальный стартовый пакет. В его основе лежит ТП «Свободный», обогащенный предновогодним «подарком». «Подарок» становится вашим за 29 тысяч рублей и включает по 50 минут внутри сети и на внешние сети ежемесячно на протяжении 2010 года.

Надо отметить, что турки продолжают навязывать конкурентам борьбу в области звонков в другие сети (с прицелом на свою, конечно), пытаясь скомпенсировать чудовищную разницу в соотношении звонков из/в свою сеть (и, как следствие, плату за интерконнект). Это создало некоторый тренд сезона, «моду» на подобные предложения со стороны других операторов. Правда, клюнул на маркетинговый крючок life:) только velcom, запустив свой «Салют минут» с 60-ю минутами во внешние сети.

Несмотря на очевидную выгоду специального стартового пакета life:), назвать его высоковостребованным предложением нельзя. По некоторым данным, оператор привлекает под него до 500 абонентов в сутки, что составляет незначительный процент на фоне общего числа активаций SIM-карт (порядка 10 тысяч). Все дело в высоком входном пороге: для большинства белорусов чисто психологически тяжело преодолеть эти 29 тысяч.

Озджан Эрмиш, генеральный директор life:), в интервью Onliner.by недавно возмущался тактикой копирования предложений со стороны velcom. Турок умело выставил блок на недавнее заявление австрийцев о том, что 84% респондентов некоего социсследования посчитали velcom «престижным оператором»: «Я не знаю ни одного оператора в мире, который оставался бы «престижным» ничего не делая и комментируя действия своих конкурентов 70% всего времени».

Правда, уличить последних в ничегонеделании сложно: пионер белорусского GSM-рынка вывел предновогодних предложений больше остальных. И нет никаких сомнений, что во многом они направлены в пику life:) (и скопированы с него тоже).

Во-первых, речь идет о тройном увеличении трафика на ТП по передаче данных. Оператор готов продавать увеличенное количество трафика по старой цене в течение всего следующего года, а с тарифом WEB 500 — еще и дарить модем. На фоне отсутствия UMTS-скоростей австрийцы вынуждены были пойти на непопулярный (в рамках их стратегии удержания высокого ARPU) шаг по увеличению пакетов.

Компания velcom обещает, что предложение останется действительным и после ввода собственной 3G-сети. На практике в выигрыше остается абонент, вольный выбирать либо турецкую сеть третьего поколения, либо прекрасно отлаженный EDGE австрийцев с дополнительными 0,5 ГБ по примерно одинаковой цене.

Ярость Озджана Эрмиша понятна: life:) всерьез намерен зарабатывать на услугах по передаче данных, а после получения эксклюзива на 3G — еще и отказаться от ставшего привычным демпинга. Оператор velcom же не устает повторять, что готов ввести в строй UMTS-сеть максимально быстро (по слухам, чуть ли не к началу марта) и держать марку «качественной» сети.

Во-вторых, старейший GSM-оператор сделал предложение для новых абонентов ПРИВЕТ, у которых появилась возможность получать час бесплатных разговоров внутри сети и 60 SMS после пополнения счета на 10 тысяч рублей. Это мы тоже где-то уже проходили.

Наконец, в-третьих, — продажа китайского телефона ZTE за 29 тысяч рублей с довеском в виде годового контракта. Мода на продажу или раздачу телефонов операторами набирает силу: life:) тоже начал передавать 2G-аппарат с пакетом за 49 тысяч на год и бесплатными внутрисетевыми звонками.

И velcom, и МТС в спешном порядке уже занялись улучшением условий рассрочки продаж телефонов, хотя, конечно, с беспрецедентным предложением турок им тягаться не под силу. У velcom хорошие аппараты стоят нереальных денег, а у МТС таких телефонов под рассрочку попросту нет.

Хотя и первый, и второй обещают кое-что в этом направлении. К запуску 3G-сети оператор velcom начнет продажу (или передачу бесплатно — пока сложно прогнозировать) некоего смартфона, а МТС, возможно, наконец завезет в Беларусь свои брендированные моноблоки под один из тарифных планов. Говорят, это могло бы случиться еще до конца года.

Крупнейший GSM-оператор, вопреки всем трендам на рынке, продолжает конкурировать, по сути, сам с собой. Главным предновогодним предложением МТС стала акция «Загадай желание», анонсированная поначалу под тарифный план «Будь практичнее», а затем и под ряд других тарифов, но с несколько видоизмененными условиями.

В рамках акции абонент за фиксированную сумму может воспользоваться благами на выбор: или 500 минут на 5 «любимых» номеров каждый месяц, или 500 МБ трафика на квартал, или 500 SMS и 500 MMS ежемесячно. Как видно, оператор намеренно не предлагает ничего для звонков в другие сети, оставляя весь голосовой трафик внутри собственной.

Под те же задачи пролонгированы «Крестики-нолики», а «Будь практичнее. Любимый на год» за отдельную плату продлит свои теплые чувства по отношению к вашему балансу.

В общем, МТС перед Новым годом действительно перестал в открытую конкурировать с life:). Озджан Эрмиш должен быть доволен.

Будут ли довольны его клиенты, наивно поверившие в постоянство акции, в рамках которой при пополнении баланса на ТП «Свободный life:)» абоненту дополнительно начислялись 10 тысяч рублей, вопрос открытый. В период бурного роста базы и праздника по раздаче модемов, телефонов, трафика и внутрисетевых звонков, абсолютное большинство абонентов этого попросту не заметит. Мистер Подключатель больше не рассказывает о фокусах.

Наконец, свой ход сделал и Diallog. Оператор не отменил голосовые услуги, но улучшил условия ТП по передаче данных и даже ввел безлимитный тариф. Странно, что это никак не отразилось на тарифах EV-DO-услуг от его компаньона velcom, оставившего и трафик, и цены на прежнем уровне. В свете того, что CDMA-оператор вдруг вновь озаботился поиском дилеров (когда продажу услуг через салоны velcom никто не отменял), отношения между кооператорами могут измениться. Ходят слухи, что это может произойти чуть ли не текущей зимой. В свете введения 3G-сети — почему бы и нет?

Подводя краткий итог предновогодней мобильной суете, отметим, что схватка между velcom и life:) продолжает разгораться. Опытный турецкий босс почувствовал опасность со стороны старейшего игрока GSM-рынка и боится потерять приличную маржу на передаче данных.

А вот МТС продолжает удивлять отсутствием сильных маркетинговых инициатив. Стагнация идей в соответствующем отделе компании в угоду выручке и плановым показателям настораживает.