рецензия

Заводной зомби-апельсин. Рецензия на «28 лет спустя: Храм костей»

13 426
9
17 января 2026 в 8:00
Автор: Дима Михеев
рецензия

Заводной зомби-апельсин. Рецензия на «28 лет спустя: Храм костей»

Автор: Дима Михеев
БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! Заказывай от 99 р. в приложении Каталог Onlíner до 31.01 и получи шанс выиграть призы от Dreame

Не прошло и года, а уже вышел очередной фильм ужасов про мир, потрясенный вирусом ярости, — «28 лет спустя: Храм костей». Предыдущая часть вызвала противоречивую реакцию: одни восхищались необычным подходом авторов, а другие разочаровывались из-за неоправданных ожиданий. В новом фильме сменился режиссер, но сохранился сценарист, а экшена, динамики и крови стало больше. Но пошло ли это картине на пользу?

«Храм костей» — это прямое продолжение фильма «28 лет спустя», который в свою очередь расширял киновселенную, начатую картиной «28 дней спустя» 2002 года. Все это детища режиссера Дэнни Бойла («На игле», «Миллионер из трущоб») и сценариста Алекса Гарленда («Из машины», «Падение империи») — они не раз работали в таком дуэте.

Однако, когда в названии дни сменились годами, было задумано сразу три новых фильма, и первые два снимались практически одновременно. Не очень понятно, куда было так сильно спешить, — между двумя последними частями прошло всего семь месяцев, — но, очевидно, Бойл не смог бы разорваться на два проекта сразу, поэтому «Храм костей» поставила Ниа ДаКоста — режиссер, известная по не самым удачным картинам «Капитан Марвел 2» и «Кэндимен». Однако сценарий остался за Гарлендом.

Продолжение начинается там же, где заканчивается «28 лет спустя»: прошедший символическую инициацию Спайк (Элфи Уильямс) встречает банду под предводительством Джимми Кристала (Джек О’Коннелл). Эксцентричный лидер создал культ своей личности и манипулирует доверчивыми зумерами, не знающими мирной жизни. А Спайк невольно присоединяется к их группе. Впрочем, мальчик, бывший главным героем предыдущей части, здесь становится важной, но второстепенной фигурой.

А вот Джимми — центральный персонаж нового фильма. Он необоснованно называет себя сэром лордом и пропагандирует такое же беспричинное ультранасилие, заставляя вспомнить легендарную ленту Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Но у персонажа Джека О’Коннелла есть еще один жуткий слой: это отсылка к скандально известному британскому телеведущему и диджею Джимми Сэвилу. Он с середины 1970-х почти 20 лет вел детскую передачу на телевидении и создал себе образ доброго чудака с вычурным внешним видом. Но на деле мужчина оказался настоящим монстром: после смерти его обвинили в сотнях сексуализированных преступлений, в том числе совершенных над детьми и пожилыми людьми. Расследование его страшных действий повергло в шок всю Великобританию в 2010-х. На волне популярности трукрайма в 2022 году на Netflix даже вышел документальный мини-сериал «Джимми Сэвил: британская история ужасов», рассказывающий о злодеяниях телезвезды. Отсюда у Джимми Кристала из «Храма костей» спортивные костюмы, светлые длинные волосы и подростки в подчинении.

Но на самом деле Джимми Кристал переживает глубокую травму, полученную в детстве, — эти события нам показывали в открывающей сцене предыдущего фильма «28 лет спустя». Он, будучи восьмилетним мальчиком, застал начало пандемии вируса ярости и собственными глазами наблюдал жестокую кончину своего отца — священника. Джимми возвел его в статус бога и общается с отцом у себя в голове, чтобы обрести хоть какой-то путь в рухнувшем мире. А себя он нарек своеобразным антихристом, ведя за собой послушных приспешников, убивающих всех живых и мертвых на своем пути.

Противоположный персонаж «Храма костей» нам уже знаком — это доктор Иэн Келсон в исполнении прекрасного Рэйфа Файнса, актера вы знаете как минимум по роли Волан-де-Морта из фильмов о Гарри Поттере. Персонаж то ли сумасшедший, то ли полностью преисполнившийся, словно идущий к реке, но точно символизирующий добро и эмпатию. Он не убивает зараженных, а усыпляет их дротиками с раствором на основе морфия. А жилище Келсона — монументальный мемориал из тысяч костей и сотен черепов, оставшихся от бесчисленных трупов, найденных в округе. К тому же персонаж Файнса смотрит на вирус ярости с рациональной и научной точки зрения, что противопоставляется видению Джимми, который все объясняет вмешательством высших сил.

А что же банда зумеров? В ней тоже не обошлось без новых фактурных персонажей, но больше остальных выделяются две девушки, которых играют малоизвестные, но талантливые актрисы Эмма Лейрд и Эрин Келлиман. Их, как и всех остальных членов группировки, тоже зовут Джимми с небольшими вариациями, чтобы хоть как-то различать. Такое вот самодурство импровизированной мини-секты. Джимми-девчонки отражают поколение, выросшее уже в условиях зомби-апокалипсиса: их разум сильно затуманен изречениями вождя, ведь из-за отсутствия связи и внешней коммуникации невозможно сформировать альтернативную точку зрения. А лучшее, что они умеют, — это убивать.

Во владения доктора Келсона порой вторгается местный альф — так в мире фильма называют мутировавших зараженных, обладающих огромной силой и развитым телом. Усыпляя его раз за разом, чтобы спасти себе жизнь, Иэн начинает изучать инфицированного и общаться с ним, дав тому имя — Самсон. Доктор разговаривает со страшным здоровяком, ухаживает за ним и даже танцует вместе с монстром под группу Duran Duran — в «Храме костей» немало хорошей музыки и смешных моментов, которые немного уравновешивают показанное ультранасилие. Эмпатическое отношение к зомби (хоть так зараженных и не называют в этой франшизе) дает неожиданные плоды, что символизирует луч света и надежды в полном крови и страданий фильме.

Конечно, сценарные дорожки приводят ко встрече Келсона и Кристала, которая определяет судьбу обоих, а заодно и всех молодых членов банды. Джимми видит в докторе как минимум равного и перестает с ним строить из себя пророка, а в непродолжительной сцене даже обнажает истинное нутро, демонстрируя все свои душевные раны. Джеку О’Коннеллу отлично удалось показать несчастного мальчика под маской кровавого деспота. Так авторы фильма напоминают, что в каждом жестоком тиране всегда скрывается запуганный и морально травмированный человек.

Сцена под конец фильма, в которой Келсон устраивает фееричное шоу под аккомпанемент Iron Maiden, самая яркая в прямом и переносном смысле. Только ради нее стоит досмотреть «Храм костей» до конца.

Можно сказать, что, несмотря на спорный предыдущий опыт, Ниа ДаКоста хорошо справилась с продолжением, подхватив эстафету у Бойла. Это подтверждают и высокие рейтинги от критиков, успевших оценить картину, — согласно которым, это лучший фильм режиссера на данный момент.

Но специалисты хвалили и «28 лет спустя», а многие зрители оказались с ними не согласны. Люди разочаровались во многом из-за неоправданных ожиданий: зрители шли на динамичный зомби-хоррор, а получили неспешную семейную драму о взрослении и потере близких в сеттинге постапокалипсиса с философским налетом. Хороший момент, чтобы напомнить, что не стоит судить о фильмах по трейлерам: их обычно делают маркетологи, а не авторы ленты, и цель этих коротких роликов в том, чтобы продать кино, а не честно рассказать о нем.

«Храм костей» немного исправляет сложившуюся с предыдущей частью ситуацию: в нем больше экшена, ярких персонажей и жутких кровавых сцен. Это, скорее всего, пойдет на пользу зрительским рейтингам. Обилие насилия даже может кому-то показаться чрезмерным, это тоже стоит учитывать особо впечатлительным. Однако фокус окончательно смещен с зомби-убийц на жестокость человека, ведь на самом деле люди пугают гораздо сильнее, потому что они, в отличие от ходячих мертвецов, настоящие и действительно ходят с нами по одним улицам, и даже становятся идолами, как в случае с Джимми Сэвилом.

Есть в «Храме костей» и сюрприз, который особенно порадует поклонников оригинального «28 дней спустя» — это эпилог, где показывают важного персонажа и вновь тизерят следующую часть, к которой, скорее всего, вернется Дэнни Бойл.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

ОБСУЖДЕНИЕ