9878
19
03 февраля 2026 в 8:00
Автор: Дима Михеев. Фото: открытые источники, архив Onlíner

«Заменяют тех, кто не лизоблюдит». Это самые странные увольнения в IT?

Автор: Дима Михеев. Фото: открытые источники, архив Onlíner

Кажется, что попасть в IT — значит неплохо устроиться в жизни: хорошая зарплата, комфортные условия, перспективы роста. Однако даже если вы грамотный специалист, это не гарантирует стабильности, ведь некоторые компании могут неожиданно уволить по спорным, с чьей-то точки зрения, причинам. Белорусы-айтишники рассказали несколько своих историй: как их увольняли и почему они оказались недовольны.

«Это вообще какая-то дикость»

В прошлом году разработчик Иван трудился в компании, условия в которой ему совсем не нравились. Поэтому очень кстати оказался внезапный оффер от российской фирмы, которая сама вышла на белоруса. Ивану предложили зарплату на 35% больше, поэтому он, долго не думая, согласился.

Оказалось, что в новой компании работает всего около десяти человек, а странности, по словам программиста, начались сразу же. Для обучения выдали нерелевантные документы, в которых не было важных моментов.

— И самая мякотка: для ознакомления с проектом выдали видеокурс на 15—16 часов, где описывался софт из документации, но не тот, что мне выдали. Да и сами видео были очень сомнительного качества: микрофон у диктора гудел, шипел, его было практически не слышно из-за шума, были большие промежутки, в которых в видео вообще ничего не происходило, даже курсор мышки не двигался. Смотреть, в общем, было «одно удовольствие».

С большим трудом, но разработчику удалось все изучить и настроить, после чего Иван получил первую задачу — создать сервер. Но и тут все процессы оказались странными: выяснилось, что ту же работу выполняет еще один программист, которого вскоре внезапно уволили, а его обязанности передали новичку.

— Когда наступило время тестировать сервер, началось самое интересное. Для этого нужно было связаться с другой компанией, которая предоставляла для тестов стенд, способный эмулировать работу. Но этот стенд работал крайне криво, выдавал ошибки «по каждому чиху», а в один из дней он парализовал работу по тестированию на пару недель.

Тестирование сервера превратилось для Ивана в череду трудностей и недопониманий с неэффективной коммуникацией. А в один момент компания, предоставляющая стенд для тестирования, решила неожиданно прекратить сотрудничество.

— На мой вопрос о том, что мне делать дальше и как тестировать, мне сказали, что я продолжу, когда начальства договорятся, и пообещали дать другую задачу. Буквально на следующий день мне позвонил директор и сказал, что заключать со мной договор не будут и день окончания испытательного срока будет моим последним рабочим днем. Я, разумеется, спросил у директора, с чем это связано, на что мне ответили формулировкой «недостаточная вовлеченность в проект». Я уточнил у своего руководителя, что это за причина такая, на что получил ответ: мол, «директору не понравилось, что вы, Иван, не смогли разобраться со стендом и в целом не показали желаемого результата» — что само по себе вообще какая-то дикость.

Иван оказался шокирован таким развитием событий, ведь он считает, что, наоборот, сделал все что мог, несмотря на многочисленные препятствия.

— По моему мнению, сама причина «недостаточная вовлеченность в проект» — это полный абсурд. Деньги мне все же платят за результат, а не за то, чтобы я был вовлечен в проект.

«Убедил начальника в его некомпетентности»

Вячеслав (имя изменено по просьбе собеседника) работал в крупной белорусской компании, которая занималась разработкой продуктов для IT-сферы. Мужчину пригласили туда для решения возникшей проблемы, так как у него был большой релевантный опыт.

Начав работать в компании, Вячеслав сразу, по его мнению, увидел несовершенство многих решений и честно заявил об этом, предлагая взамен более эффективные, на его взгляд, идеи.

— Я рассказал, что концепция в целом неработоспособна, а материалы не подходят. Для того, чтобы продукт обладал теми характеристиками, которых требует руководство, а от них — инвесторы, необходимо разрабатывать некоторые компоненты совсем иначе, а стоить они будут в несколько раз дороже.

Руководство оказалось не в восторге от таких слов. Вячеславу сказали, что он в компании новенький, а тут, вообще-то, работают умные люди и стоит поговорить с ними, прежде чем делать подобные заявления. Мужчина так и сделал: объяснил действующим сотрудникам свое видение и показал расчеты.

По словам Вячеслава, инженеры стали все перепроверять, делать прототипы по-своему, но все ломалось, а его слова подтверждались. Остроты ситуации добавляло то, что первоначальную концепцию придумал руководитель компании.

— В итоге, по словам одного из коллег, я унизил начальника тем, что убедил того в его же некомпетентности. Меня уволили якобы по соглашению сторон, но я согласился, потому что грозились написать в трудовой «В связи с непрохождением испытательного срока».

Вячеслав попытался выяснить причину напрямую у директора, но тот на звонки и сообщения не отвечал. Выплаченные деньги, по словам белоруса, тоже оказались значительно меньше тех, что обещали изначально.

Как рассказал специалист, продукт впоследствии провалился, а компания обанкротилась и влезла в долги.

— Есть предположение, что я просто открыл руководству глаза. Да и сотрудников убедил в бесперспективности проекта. Но, возможно, была и личная неприязнь из-за сказанного мною.

«Заменяют тех, кто не лизоблюдит»

Еще один айтишник, согласившийся рассказать о своем опыте, Кирилл (имя также изменено по его просьбе) — настоящий амбассадор странных увольнений. В 12-летней карьере бизнес-аналитика случалось сразу несколько довольно необычных причин для расставания с компаниями.

Однажды мужчину пригласил на работу белорусский стартап. Компания, по словам Кирилла, работает по «популярной нынче модели перепродажи сотрудников». Аналитику быстро предложили контракт, чтобы он не искал другую работу, и пообещали вскоре найти проект — якобы их было у компании немало. Но нормального сотрудничества так и не случилось.

— Ровно через неделю мне сказали, что проекты закончились и предложить мне ничего не могут, кроме как приехать и расторгнуть контракт по обоюдному согласию. Причин так и не назвали. Я полагаю, что они просто нашли кого-то подешевле на пару сотен долларов, так как контора небольшая. Другой более логичной причины я не знаю.

В другом случае Кирилла уволили, по его словам, после того как айтишник попросил небольшую прибавку к зарплате. Дело было в крупной компании, где специалист проработал год, за который, как он считает, показал себя хорошо: с нуля запустил немаленький проект, выстроил хорошие отношения с командой и даже бесплатно менторил джунов. Когда первый годичный контракт подошел к концу и настало время его обновлять, Кирилл посчитал, что достоин повышения оплаты.

— При этом я не рассчитывал на повышение зарплаты в два раза или даже в полтора. Прибавки в символические сто долларов мне бы вполне хватило.

Для такого повышения компания предложила Кириллу сложную систему оценки сотрудника, куда входили сбор отзывов от коллег, начальства и клиентов, экзамен по английскому языку и большой тест по профессиональным навыкам. Только в случае успешного прохождения этих трех этапов могли допустить к финальному интервью с руководством, которое решало, достоин ли специалист прибавки. Весь этот процесс, по словам Кирилла, рассчитывался минимум на три месяца, и параллельно, конечно, нужно было выполнять основные рабочие задачи.

Аналитику такой подход показался чрезмерным, он вышел на рынок труда и сумел быстро получить оффер от другой компании, которая предложила зарплату в полтора раза больше той, что была у него на тот момент.

— Компания, узнав об этом, просто сняла меня с проекта, уволила на месяц раньше окончания контракта и внесла в свои черные списки. А HR на exit-интервью потом глубочайше удивилась всей ситуации: как это все произошло и как просто меня можно было удержать.

В третьем случае, о котором рассказал Кирилл, он работал в крупной финтех-компании более двух лет. Как считает белорус, рабочие процессы в команде были выстроены плохо, а объемы работы были гигантскими — переработки стали для него и коллег нормой, что, разумеется, многим не нравилось.

— В итоге мы увидели, что все идет просто в хаос, и понадеялись на процессное решение проблем. Мы проанализировали все вопросы, которые были у нас внутри и снаружи команды и, дабы не превращать все это в балаган, структурировали все в отдельном документе, который решили постепенно доводить на встречах по ретроспективам.

Однако в команде Кирилла оказался «троянский конь»: один из сотрудников, который не видел проблем, рассказал об этих планах руководителям и, как описывает белорус, подал информацию так, будто они чуть ли не компромат на начальство собирают и втихаря замышляют что-то некрасивое. Это спровоцировало новые вопросы по организации процессов и подковерные игры.

— Вишенкой на торте стало то, что мы случайно узнали: за нашими спинами нам ищут замену. При этом никто к нам не приходил, не давал никакой обратной связи, не говорил, что с нами не так. Все было сделано абсолютно по-тихому, чтобы это было максимально неожиданно для нас, дабы поставить в неудобное положение.

Закончилось все тем, что вместо Кирилла нашли другого сотрудника, о чем белорусу сообщили за два дня до выхода того на работу. Аналитик считает, что его уволили за то, что он хотел улучшений в процессах на проекте.

— Позднее мы с коллегами выяснили, что практика замены втихую тех, кто не лизоблюдит перед начальством, в этом отделе является абсолютной нормой. А еще узнали о многих, кто уходил так же, как и я, а то и «круче».

Работаете в IT, с вами произошло что-то подобное и вы желаете об этом рассказать (можно анонимно)? Напишите в Telegram по этой ссылке или на электронную почту dm@onliner.by.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by