Подготовили гайд, который может понадобиться в случае, если вы планируете продать Android-смартфон, потеряли его или просто намерены отдать кому-то. При этом делиться личными данными желания у вас нет, да и кто знает, что там хранится в глубинах памяти мобильника. Разделим материал на два основных блока: что делать перед продажей Android-смартфона и что делать, если вы потеряли смартфон или он тотально сломался. Бонусом — какие могут быть последствия, если этих действий не предпринять.
В подавляющем большинстве случаев на Android-смартфоне на этапе первой настройки после покупки необходимо указать учетную запись Google (в ряде случаев — еще и «фирменную» от производителя аппарата: Samsung, Honor, Huawei, Xiaomi и так далее). К ней привязаны многие сервисы, в том числе адресная книга, журнал звонков, доступ к «облаку» с документами, фото и подобным. Если это не сделали вы сами и вам кто-то помогал с настройкой, этот текст поможет сориентироваться.
1. Резервное копирование Android-смартфона
Перед тем как приступить к очистке смартфона от всех данных, необходимо определиться: готовы ли вы расстаться с информацией безвозвратно? Да, что-то сохранится в «облаке», привязанном к учетной записи, но не все. К тому же есть примеры, когда учетная запись «Гугл» есть, а синхронизации с «облаком» нет. Если информация дорога, перед сбросом смартфона нужно настроить резервное копирование.
Создание резервных копий лучше настроить как можно раньше: это поможет и в случае, если телефон внезапно и окончательно сломается или будет утерян. Если вы делаете резервную копию первый раз, копирование данных займет продолжительное время.
Проверить, включено ли оно, можно в «Настройках» — Google — «Резервное копирование», а также в разделе «Настройки» — «Система и обновления» — «Резервное копирование и восстановление» (возможны и другие вариации в зависимости от производителя смартфона и версии операционной системы). Здесь же будет указана электронная почта, к которой привязаны бэкапы. Некоторые производители имеют собственные сервисы резервного копирования, однако они могут не сработать, если вы меняете мобильник одного производителя на смартфон другого.
В будущем вы можете запустить создание новой резервной копии вручную либо положиться на созданную автоматически (это происходит регулярно).
Важно: у вас может быть не включена синхронизация «Галереи», в которой собирается «все самое важное», с «облаком». Проверить это можно, посмотрев по адресу photos.google.com. Если содержание «Галереи» на смартфоне и по указанному адресу отличается или вы хотите перестраховаться, лучше сделать локальную копию памяти смартфона. Кроме того, объем данных на смартфоне (тех же фото) может превышать емкость «облака».
Для локального (офлайнового) бэкапа можно воспользоваться фирменным приложением, если таковое имеется: задайте в поиске «программа для создания резервной копии [наименование бренда смартфона]», скачайте ее из доверенного источника на компьютер и следуйте инструкциям.
Еще один способ сохранить фото и видео с Android-смартфона на ПК — подключить аппарат USB-кабелем к компьютеру и через проводник зайти в память смартфона. Фото обычно хранятся в папке DCIM в корневом каталоге, а скриншоты — в Pictures/Screenshots. При желании можно заглянуть в папки Movies, Music, Download — вдруг там есть нужное и важное.
Некоторые приложения имеют собственные системы резервного копирования и синхронизации. Как минимум проверьте, настроено ли оно в мессенджерах (Viber, Telegram и других). В играх и других программах может потребоваться «связать» их учетные записи с вашими учетными записями Facebook или Google Play (или просто Google). Проверьте это в настройках важных для вас приложений, иначе можно потерять прогресс в играх, сообщения, записи в различных финансовых программах и так до бесконечности.
Заморачиваться о списке установленных на смартфоне приложений через Google Play не надо: их «запомнит» резервное копирование. А вот названия установленных из альтернативных источников на всякий случай лучше выписать (если вы помните, какие именно это программы).
Это самый сложный пункт, дальше будет проще.
2. Удаление учетной записи и паролей с Android-смартфона
А теперь приступаем к зачистке данных — чтобы они не попали новому владельцу смартфона или просто не ушли в народ.
Считается, что сброса на заводские настройки достаточно для того, чтобы удалить все свои данные с Android-смартфона. Однако в рекомендациях Google и специалистов по кибербезопасности говорится о необходимости предварительно отвязать учетную запись от аппарата.
Для этого необходимо перейти в «Настройки» — «Аккаунты» («Пользователи и аккаунты», могут быть вариации), а там выбрать Google и нажать «Удалить». Это действие удаляет учетную запись с данного конкретного смартфона. В пункте меню «Аккаунты» могут быть указаны и другие учетки, их также можно отключить на данном мобильнике.
На этом этапе смартфон «отвязывается» от большинства приложений и учетных записей, однако для пущей безопасности необходим сброс. В противном случае часть данных, в том числе фото, может остаться на мобильнике. Если для вас это не критично (вы отдаете Android-смартфон тому, кому доверяете как себе), все равно нужно предпринять еще один шаг: отключить защиту PIN-кодом, отпечатками пальцев, сканером лица или иными средствами. Это можно сделать в «Настройках» — «Биометрические данные и пароли» (могут быть сходные варианты). В других случаях переходим к следующему пункту.
3. Сброс на заводские настройки Android-смартфона
Этот шаг — окончательный, и обратного пути не будет, если вы пропустили первый пункт. Полный сброс Android-смартфона, когда нужно торопиться, позволяет заместить второй пункт — удаление учетных записей, отключить которые от любого устройства можно удаленно:

Откройте приложение Gmail на устройстве Android, используя учетную запись, к которой привязан смартфон.
В правом верхнем углу нажмите «Профиль».
Нажмите «Управление аккаунтом Google», затем — «Безопасность».
В разделе «Ваши устройства» нажмите «Управлять всеми устройствами».
Выберите устройство или сеанс, из которого вы хотите выйти.
Нажмите «Выйти».
Путь к сбросу выглядит следующим образом: «Настройки» — «Система и обновления» — «Сброс» — «Удалить все данные (восстановление заводских настроек)»; наименования пунктов могут отличаться от смартфона к смартфону. Устройство должно быть заряжено, в противном случае система может отказаться провести эту операцию.
После нажатия кнопки «Сброс» телефон попросит ввести пароль, если вы не удалили его до этого, либо потребует несколько раз подтвердить свое решение. Когда процесс начнется, необходимо дождаться его полного выполнения и перезагрузки смартфона. Когда на экране появится экран настройки или выбора языка, мобильник можно выключить: технически он готов к продаже. Только не забудьте достать SIM-карту и карту памяти, если таковые имеются.
Первый шаг к обеспечению безопасности — установка пароля на разблокировку смартфона (или отпечаток пальца, скан лица либо все вместе) заранее — на этапе первой настройки. Обойти эту защиту непросто, если вообще возможно без специализированного оборудования.
Если смартфон утерян, главная цель — быстро заблокировать доступ к данным и аккаунтам. Вот что нужно сделать.
Find My Device
Сперва воспользуйтесь сервисом Find My Device (google.com/android/find, он должен быть включен на вашем смартфоне) с другого устройства, для этого понадобится указать почту, к которой привязан мобильник, и пароль от учетной записи. Если Android-смартфон включен и находится в сети, вы увидите его местоположение: вдруг вы просто забыли его в гостях. В сервисе Find My Device можно запустить звуковой сигнал: так можно найти аппарат по звуку, находясь недалеко от него.
Далее могут быть такие варианты (в том числе, если телефон окончательно сломан и отправился в бак для электронных отходов):
«Защита от кражи»
В смартфонах, работающих на операционной системе Android 10 (вышла в 2019 году) или новее, а также на их базе, не так давно появилась новая функция — «Защита от кражи». По умолчанию некоторые ее возможности отключены, их нужно активировать вручную (само собой, до того, как смартфон потерян). Найти опцию можно в «Настройках» — Google — «Все сервисы» — «Защита от кражи».
«Блокировка при краже» сработает, если функция определит, что кто-то схватил ваш смартфон и убегает с ним. Есть дополнительные условия наподобие стабильной связи со знакомым Wi-Fi или Bluetooth-устройством: дома или в вашем офисе этот вариант «антикражи» не активируется, а где-то в городе — да.
«Блокировка в офлайн-режиме» сработает, если телефон теряет связь с интернетом и/или некоторое время находится в выключенном состоянии. Эта функция срабатывает не больше двух раз в сутки.
«Удаленная блокировка» — вариация на тему, предлагаемую в Find My Device. Чтобы воспользоваться ею, необходимо перейти на страницу android.com/lock и выполнить предлагаемые действия. Эта функция работает через мобильную связь и требует ввести номер украденного или потерянного телефона, срабатывает также до двух раз в сутки.
Сложно сказать, насколько она эффективна, может, вновь требуются дополнительные условия, так как попытка заблокировать испытательный смартфон провалилась: продолжил работать как ни в чем не бывало.
Если телефон потерян или вы не знаете о его дальнейшей судьбе, а на нем была личная информация и всяческие персональные данные, придется попотеть еще немного.
Три правила напоследок:
Если повезет, ничего страшного не случится. Во всех остальных случаях неизвестные могут получить доступ к персональным (и очень личным) данным, начиная от фото и заканчивая доступом к контактам и банковским приложениям — вашим деньгам. Вы можете потерять доступ к мессенджерам, социальным сетям, данными могут воспользоваться для мошенничества, вымогательства и иных столь же неприятных действий. При этом обезопасить себя можно в два клика.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by