Для некоторых айтишников часто менять работу — обычное дело: большое количество компаний, возможность работать удаленно и востребованность навыков позволяют. Но что это означает на самом деле: ненадежность сотрудника или неудачное стечение обстоятельств? Мы поговорили о причинах с белорусскими IT-специалистами, в резюме у которых длинный список компаний, а также узнали у эксперта по найму, как HR относятся к таким кандидатам.
Ярославу 34 года, и у специалиста еще пару работ назад закончились страницы в трудовой книжке. За 14-летнюю карьеру айтишник умудрился поработать в 11 разных компаниях, и прямо сейчас он в поиске нового места, так как на последней работе, где он трудился архитектором решений, мужчина попал под неожиданное сокращение.
— Компания вырезала «бенч» — тех, кто не занят в проектах, и меня сократили с пятилетнего контракта. В договоре была прописана не вся сумма зарплаты, поэтому под угрозой перевода на эту сумму мне предложили разойтись «полюбовно», без выплаты обязательной трехмесячной компенсации.
В первую свою компанию Ярослав устроился еще во время учебы в университете, но совмещать работу и занятия в вузе было очень сложно: приходилось вставать очень рано и работать допоздна и даже ночью. Долго работать так айтишник не смог. В следующей компании, по словам Ярослава, не выполнили обещание по пересмотру зарплаты после испытательного срока, и он решил уйти.
Затем он попал в коллектив, где случился конфликт с лидом проекта.
— У нас были разные подходы. Мы мигрировали решение с одной технологии на другую. Тимлид был экспертом в первой, поэтому настаивал на реализации полностью аналогичных решений и во второй, что было, на мой взгляд, некорректно. Отсюда и мои с ним споры. Закончилось тем, что он сказал: «Делаем по-моему или никак». Вот я и решил, что лучше никак, чем так.
После Ярослав задержался в новой компании более чем на год, но там не устроил пересмотр зарплаты, и специалист ушел в другое место. Так тенденция развития карьеры айтишника продолжалась, пока не понадобился вкладыш в трудовую книжку: банально некуда было вносить новые записи. Причины ухода были разными: расформирование подразделения, потеря компанией основного клиента и прочее.
— Предпоследним местом работы была крупная аутсорс-компания — там я пробыл четыре года и чувствовал себя прекрасно, уходить не собирался. Но из-за кризиса в IT-сфере мою позицию решили заменить более дешевым нетехническим спецом, а в компании для меня не нашлось новых позиций, поэтому я ушел.
По словам Ярослава, резюме с длинным списком разных компаний не очень смущает рекрутеров. Иногда спрашивают про обстоятельства ухода, но айтишник предоставляет контакты или рекомендации из прошлых компаний, которые могут подтвердить его объяснения.
— На позициях middle и senior с этим было сложнее, но чем «выше» специалист, тем меньше компанию волнует, почему он ушел с прошлого места, и больше — как его удержать.
Кемал работает Flutter-разработчиком — делает кроссплатформенные мобильные приложения по заказу крупных компаний. За пять лет работы в IT-сфере мужчина сменил пять компаний. По его словам, основной причиной частой смены мест было несоблюдение изначальных договоренностей — с этим Кемал столкнулся почти во всех организациях.
— Помню, в одной компании обещали после трехмесячного испыта сразу провести перформанс-ревью (оценка навыков, эффективности и результатов сотрудника. — Прим. Onlíner), а потом сказали, что я неправильно все понял и что якобы он будет только через полгода, хотя в оффере все было прописано иначе. В итоге ревью случилось через год — накинули $200 и сказали, что больше денег нет. Но потом оказалось, что CEO катается по заграницам и отдыхает в дорогих отелях.
Айтишник вспоминает, что раньше перформанс-ревью само собой подразумевало увеличение зарплаты, но ситуация изменилась, и сейчас чаще говорят, что это не обязательно. По мнению Кемала, встреча по оценке навыков стала для компаний инструментом для манипуляций.
— Часто это работает так: они вычленяют отдельные минусы сотрудника и давят на это. Например, я работал на проекте с коллегой, где не нужен английский, и ему не хотели повышать зарплату, потому что якобы его уровень английского не B1.
Кемал не считает своим недостатком частую смену компаний, он говорит, что просто умеет вовремя уходить и знает себе цену. Например, так он сделал на одном из последних мест работы, где в один момент просто перестали платить. Разработчик прождал улучшений три месяца, а затем уволился.
А вот HR-специалисты относятся к такому опыту иначе.
— Все зависит от компании, но чаще реагируют негативно. Например, одна рекрутер прямо написала в ответ на присланное мной резюме: «Определилась с фаворитами с более долгим опытом на местах работы».
Карьера Станислава начиналась в структурах МВД, однако в определенный момент он решил все изменить и отучился на тестировщика, чтобы попасть в IT. Но путь в сфере у мужчины выдался довольно ухабистыми: пять лет — пять компаний. И сейчас специалист вновь в поиске работы.
В самой первой компании тестировщик проработал полтора года, пока не выяснил, что может зарабатывать больше.
— Я не знал, что на рынке зарплатные грейды на тот момент, в 2022 году, были выше, чем то, что имел я. Понял, что засиделся, вышел на рынок труда, посмотрел — зачем сидеть за такую сумму, если могу получать в два раза больше.
Так Станислав попал в израильскую компанию, где проработал около года, но попал под массовое сокращение: уволили 70% сотрудников из-за изменений в организации. На следующем месте работы задержаться надолго тоже не удалось: тестировщика «схантила» другая компания, предложив более выгодные условия. Однако и с ней долгосрочные отношения не получились: снова попал под сокращение через год.
— В последней компании мы разрабатывали мобильные приложения, я занимался автоматическим тестированием. Но проект закрылся, потому что заказчик с Кипра просто потерял интерес. Всех уволили. Поэтому сейчас я open to work.
Из-за своего нестабильного опыта айтишник успел столкнуться с неприятным фидбэком от рекрутеров.
— Мне в LinkedIn написала HR из одной большой компании: «Здравствуйте, хотела бы предложить интервью», — но потом удалила сообщение. Я увидел уведомление, но, когда зашел в соцсеть, сообщения уже не было. Я написал: «Видел, что вы писали». А она ответила: «Хотела вас пригласить на собеседование, но обратила внимание, что вы долго не задерживаетесь в компаниях, поэтому предлагать ничего не буду».
Мы обратились к эксперту, чтобы выяснить, как рекрутеры оценивают кандидатов, которые часто меняют компании. Мария Покуть, сертифицированный HR с опытом в IT-рекрутинге более пяти лет, считает, что не только короткие периоды на местах работы могут насторожить работодателя, но и, наоборот, слишком долгие.
— Для меня, как IT-рекрутера, непродолжительный срок работы в компании — это период менее двух лет. При этом длительный стаж, более шести лет, тоже часто вызывает у работодателей тревогу: существует мнение, что сотрудник мог засидеться на одном месте и перестал развиваться. Однако многое зависит от специфики компании. Например, в крупных аутсорсинговых организациях, где проекты регулярно меняются и есть возможности для профессионального роста, длительный срок работы не вызывает вопросов.
Сама Мария не придает большого значения количеству мест работы в резюме кандидата, однако иногда компании диктуют иные условия.
— Если я вижу в резюме кандидата подходящий стек технологий и релевантный опыт, то готова начать общение вне зависимости от количества смен работы. Частая смена мест — это не повод для отказа. Все детали можно выяснить на интервью. Тем не менее существуют заказчики, которые напрямую указывают в требованиях: «джамперов не рассматриваем». Их позиция обычно обусловлена спецификой проекта — например, долгосрочной работой без ярких изменений, требующей высокой стабильности и ответственности.
По словам HR-специалиста, нередко бывает, что новый сотрудник проходит онбординг и обучение, а через полгода увольняется из-за несоответствия ожиданий, скуки или проблем в коллективе. В таких случаях компания теряет ресурсы, и поэтому работодатели предпочитают кандидатов, которые серьезно подходят к выбору места работы.
— Если резюме содержит десятки компаний с периодом работы 4—7 месяцев, возникает вопрос о стабильности и осознанности решений кандидата. Однако я всегда предпочитаю лично пообщаться с кандидатом и не делать поспешных выводов, основываясь только на резюме. Причины увольнения могут быть разными: неудачный опыт в компании, профессиональные трудности, расхождения в ожиданиях и реальной работе. Иногда увольнение происходит на испытательном сроке — это нормально и даже полезно для обеих сторон, ведь позволяет понять, подходят ли сотрудник и компания друг другу.
Также Мария подтверждает, что частая причина смены компаний — это сокращения, и в такой ситуации важно выяснить, увольняли конкретного человека или весь отдел. А тем, кто столкнулся с проблемами при трудоустройстве из-за длинного списка компаний в резюме, специалист дает такие советы:
— Внимательно пересмотрите и структурируйте резюме, убрав лишнее и акцентировав внимание на релевантном опыте. На собеседовании честно рассказывайте о причинах смен. Не стоит беспокоиться о том, сверят ли ваше резюме с трудовой книжкой: такая практика в IT-компаниях почти не встречается.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by
Сегодня А1 — один из признанных лидеров телеком-рынка страны. Этот факт подтверждается как результатами независимых исследований, так и выбором потребителей. А1 имеет наивысшие оценки по большинству интегральных показателей по совокупным данным независимого регулятора БелГИЭ на портале хваля.бел, имеет наибольшее число собственных сайтов в стандартах GSM и UMTS в стране, а также стал победителем премии «Номер один» 2025 года в номинациях «Интернет-оператор №1» и «Мобильный оператор №1». Просто подключить лучшее с А1!