29 746
36
25 сентября 2025 в 10:51

Год в подписке «Яндекс Плюс» длится 360 дней. Спросили у «Яндекса» и «Алисы», почему так

Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

В редакцию Onlíner написал один из наших читателей, который обратил внимание на интересную особенность подписки «Яндекс Плюс»: год в ней длится 360 дней, а не привычные 365 или 366. Он сетует: «В „Яндексе“ не знают количество дней в году». Мы решили посмотреть, почему так.

Беглый поиск по интернету показал, что ситуация не новая, однако в глаза особенно не бросается (да кто же условия пользования читает?). Мы, однако, все же заглянули в «Условия подписки „Яндекс Плюс“», отправили вопросы PR-службе «Яндекс» и юристу по защите прав потребителей, а также поговорили с нейросетью «Алиса» на тему количества дней в году.

Читатель же прислал нам скриншот общения с техподдержкой «Яндекс Плюс». В ней, среди прочего, есть строчка: «Период подписки не всегда соответствует количеству календарных дней». С этим можно согласиться.

Потому отправляемся в «Условия подписки» сервиса. Они начинаются с перечисления терминов, в первом пункте фигурирует слово «год», ниже оно встречается еще несколько раз.

До этого момента пользователь, читая документ, опирается, вероятно, на знакомое ему определение года, так как другого не дано. Согласно же определению, которому учат в школе, календарная продолжительность года равна 365 или 366 суткам.

Однако в «Условиях подписки» есть пункт «Период подписки», где компания вновь упоминает «год» и «месяц» (цитируем):

«Период подписки — указанный в Личном кабинете период времени, на который оформляется Подписка или Дополнительная опция и установлена соответствующая плата.

 

  • Период подписки, равный месяцу, составляет 30 (тридцать) календарных дней.
  • Период подписки, равный трем месяцам, составляет 90 (девяносто) календарных дней.
  • Период подписки, равный году, составляет 360 (триста шестьдесят) календарных дней».

 

 

Можно обратить внимание, что все «месяцы» в документе также имеют одинаковую продолжительность: 30 дней. Отсюда и «фирменный год» из 360 дней.

Мы отправили в PR-службу «Яндекс» следующие вопросы:

1. Почему один из периодов подписки обозначается как «год», хотя он длится 360 дней, то есть меньше календарного года?

2. Почему некоторые периоды подписки обозначаются как «месяц», хотя они длятся 30 дней вне зависимости от продолжительности календарного месяца?

3. Почему в «Условиях подписки „Яндекс Плюс“» с начала документа фигурируют слова «год» и «месяц», хотя определение этим терминам не дается, при этом они упоминаются, среди прочего, в «периоде подписки»?

Цитируем ответ компании полностью:

«Перед оформлением подписки будущий подписчик в обязательном порядке ознакамливается с „Условиями подписки «Яндекс Плюс»“ и дает свое согласие с ними, без данной процедуры оформить подписку невозможно. В „Условиях подписки «Яндекс Плюс»“ в самом начале документа обозначены все термины, включая период подписки, а именно:

Период подписки — указанный в Личном кабинете период времени, на который оформляется Подписка или Дополнительная опция и установлена соответствующая плата.

Период подписки, равный месяцу, составляет 30 (тридцать) календарных дней.

Период подписки, равный трём месяцам, составляет 90 (девяносто) календарных дней.

Период подписки, равный году, составляет 360 (триста шестьдесят) календарных дней.

Условия подписки доступны для просмотра в любой момент всем пользователям (потенциальным и текущим) на сайте: https://yandex.ru/legal/yandex_plus_conditions/».


Читатель также задал свои вопросы:

  • Законно ли называть подписку «на год», если она по факту 360 дней?
  • Если они завтра решат, что в году 300 дней, мои интересы может кто-то защитить?

Эти вопросы мы перенаправили юристу.

Как пояснил юрист по защите прав потребителей Иван Райкевич, с точки зрения законодательства, компания может принять условные обозначения количества дней в году, подобная практика действительно существует, особенно при договорных отношениях между субъектами хозяйствования.

«Но вот что касается рекламы, то указывать в ней „год подписки“ и при этом принимать год равным 360 дням — вот тут могут быть вопросы. Согласно ст. 2 закона „О рекламе“, ненадлежащая реклама — недостоверная, недобросовестная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства.

Такая реклама при определенных обстоятельствах может быть признана ненадлежащей, поскольку в общепринятом понимании количество дней в году равняется 365 (366)», — рассказал Onlíner Иван Райкевич.


Мы также побеседовали с нейросетью «Алиса» компании «Яндекс» в попытке разобраться с тем, что считается годом, а что нет.

На вопрос «Что такое год?» она дала ожидаемый ответ:

На вопрос о том, почему «год» в подписке «Яндекс Плюс» длится 360 дней, «Алиса» дала следующие пояснения:

Определенная логика в этом есть: не каждый пользователь оформляет подписку первого числа, например. Упрощает ли все переход на 30-дневные периоды? Сложно сказать.

«Алиса» же пошла в своих размышлениях дальше:

На просьбу подтвердить слова «Такая система расчета является стандартной практикой для многих сервисов подписки» она не смогла привести другие примеры (за исключением «Яндекс Плюс») и на уточняющий вопрос ответила: «Действительно, я несколько преувеличила распространенность практики 360-дневного года среди сервисов подписки».

«Таким образом, утверждение о „стандартной практике“ было некорректным. 360-дневный год используется лишь отдельными сервисами по специфическим причинам, но не является общепринятым стандартом в индустрии подписок», — продолжила «Алиса».

Нейросеть в беседе упомянула «исторический контекст», предложив отсылку к древнеегипетской системе счисления, в которой год состоял из 360 дней. Правда, «Алиса» вначале опустила упоминание эпагоменов (так называются пять дополнительных дней), что признала после уточняющего вопроса:

Да, эпагомены появились не сразу, однако вне зависимости от исторического контекста год, согласно современному определению, состоит из 365 (366) дней.

Во время разговора «Алиса» также дала рекомендации:

Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.3" OLED (1206x2622) 120 Гц, Apple A19, ОЗУ 8 ГБ, память 256 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3692 мАч, моноблок, влагозащита IP68
смартфон, Android, экран 6.9" IPS (1080x2340) 144 Гц, Qualcomm Snapdragon 685, ОЗУ 8 ГБ, память 256 ГБ, поддержка карт памяти, камера 50 Мп, аккумулятор 7000 мАч, моноблок, влагозащита IP64

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by