Профессиональная ревность. Инженер годами травил свою коллегу ради продвижения

30 368
14
26 августа 2025 в 8:00

Профессиональная ревность. Инженер годами травил свою коллегу ради продвижения

Отличный специалист и профессионал, любящий отец и заботливый муж — так описывали Дэвида Сюя, инженера и химика-металлурга из небольшой, но важной компании Berkeley Engineering and Research из Калифорнии. Он не имел проблем с законом, помог в нескольких действительно сложных случаях, когда требовалась экспертная оценка, был на хорошем счету в фирме, где проработал около десяти лет. Однако в какой-то момент «все пошло не так».

Очень важный сотрудник

Дэвид Сюй устроился на работу в Berkeley Engineering and Research (BEAR) в 2009 году. До прихода сюда он получил степени бакалавра, магистра и доктора наук в Калифорнийском университете в Беркли. Став специалистом в области химии, материаловедения и машиностроения, на новом месте работы он дослужился до поста ведущего инженера компании.

На заре своей карьеры Сюй, как следовало из его теперь отредактированного резюме, принимал участие в нескольких важных расследованиях инцидентов, среди которых взрыв газовой магистрали высокого давления в городе Сан-Бруно.

К нему обращались за консультациями и комментариями по многим важным объектам, включая вопросы, касающиеся работы и состояния инфраструктуры Трансаляскинского нефтепровода, моста Золотые Ворота, аварии на буровой установке Hercules в Мексиканском заливе и проектирования складной крыши стадиона клуба Milwaukee Brewers. По крайней мере так говорилось в справке на сайте компании BEAR (сейчас упоминания бывшего сотрудника там нет).

Опыт и знания Дэвида Сюя делали его практически незаменимым специалистом. Его компетенции стоили дорого: работу сотрудника BEAR в качестве эксперта на судебных заседаниях оценивали в $350 в час. Этому способствовало и оснащение лаборатории компании, которая, будучи относительно небольшой фирмой из 13—15 человек, имела в своем распоряжении все необходимое для своей работы, а среди заказчиков числились клиенты мирового уровня.

На момент странного, если можно так выразиться, инцидента Дэвид Сюй занимал в BEAR должность руководителя лаборатории материаловедения и металлургии. Однако в 2019 году 34-летнего высококвалифицированного сотрудника арестовали.

Коллега с большими перспективами

Осенью 2017-го коллега Дэвида Жун Юань, которая пришла в BEAR около полугода назад, заметила некоторые странности со своей водой и едой: у них то и дело появлялись странные привкус и запах, однако ничего, что указывало бы на то, что пища испорчена, не было.

Время от времени ситуация повторялась, и не всегда все ограничивалось вкусовыми ощущениями. Жун Юань стала регулярно жаловаться на здоровье, ей приходилось обращаться за помощью к врачам, причем несколько раз экстренно. Правда, найти причину внезапных недомоганий медики никак не могли. Не помогли и тесты на аллергию: девушка была здорова. То же касалось и всех остальных анализов, которые указывали лишь на то, что расстройств здоровья у Жун Юань быть не должно.

Спустя год бесконечных поисков причин и регулярных проблем со здоровьем наблюдавший за мучениями коллеги со стороны Дэвид Сюй сделал предположение: наверное, все дело в офисном кондиционере и местном воздухе или каком-нибудь грибке в стенах офиса. Он участливо интересовался состоянием Жун Юань, спрашивал про походы к врачу, задавал вопросы о том, не нашли ли медики чего-нибудь в анализах мочи и крови. Ответы были отрицательные, а состояние сотрудницы к лучшему все не менялось.

Совпадение?

В ноябре и декабре 2018 года мама Жун Юань несколько раз готовила дома рис, используя для этого воду, налитую из бутылки дочки — той, которую она брала с собой на работу. И каждый раз после этого вся семья заболевала — с одинаковыми симптомами, так похожими на те, на которые жаловалась Жун Юань: проблемы с желудком, тошнота. Делать какие-либо выводы было рано, но родители достаточно закономерно предположили, что все дело в качестве воды.

И сложно сказать, что за атмосфера царила в офисе BEAR, об этом история умалчивает. Однако девушка, вероятно, что-то подозревая, решила установить у себя в кабинете скрытую видеокамеру, направленную на ее рабочий стол.

Тем более к этому времени мучения Жун Юань длились около года, ситуация не менялась: она регулярно оказывалась на приемах у врачей, медики не могли найти причину расстройства ее здоровья. А единственной вещью, которая прямо связывала недомогание и офис, была бутылка для воды.

На одной из записей, сделанных в феврале 2019 года, девушка заметила, как Дэвид Сюй подходит к ее столу и проводит там какие-то манипуляции. Какие именно, разглядеть было нельзя, так как камера стояла не слишком удачно. Хотя под рукой мужчины виднелась бутылка с водой.

Спустя некоторое время, уже в марте того же года, появилась еще одна запись — на ней было видно, как Сюй заходит в кабинет девушки, берет со стола бутылку, откручивает крышку и заливает внутрь какую-то жидкость. Затем инженер уходит, а через минуту возвращается и поправляет бутылку так, чтобы она оказалась на старом месте.

Увидев запись, Жун Юань стала по-настоящему опасаться за свое здоровье. Взяв емкость с жидкостью, она отправила образцы детективам, а те сдали воду для проверки ее состава. Каково же было их удивление, когда в ней обнаружили сверхвысокую концентрацию кадмия.

Кадмий является токсичным для организма металлом, к тому же относится к так называемым кумулятивным ядам — тем, которые накапливаются со временем. При разовых отравлениях могут появляться тошнота и рвота, а также судороги. При хроническом отравлении человеку грозят анемия, разрушение костей, развитие раковых заболеваний и смерть.

Арест

Имея на руках результаты анализа состава воды, детективы направили Жун Юань и ее родителей к медикам для проверки варианта с отравлением кадмием. Анализы крови показали высокое, заметно больше нормы содержание этого металла у всех трех людей. Вскоре был выдан ордер на арест Дэвида Сюя, однако его выпустили под залог в $200 тыс. — из-за отсутствия сформулированных обвинений.

Через несколько дней мужчину арестовали вновь, уже с залогом в размере $2 млн — по обвинению в преднамеренном покушении на убийство, повлекшем тяжкие телесные повреждения, а также в двух фактах отравления. По законам Калифорнии, за такие деяния грозило пожизненное заключение.

По данным обвинения, которые были озвучены позже, расстройства здоровья Юань случались «спорадически, но неоднократно» в период с октября 2017 года по февраль 2019-го. Все подробности дела не раскрываются по сей день, однако, как следует из доступной информации, в суде упоминались как минимум два факта, которые могут указывать на попытки Сюя отравить коллегу: те, которые попали на камеру.

Кадмий используют в сплавах, защитный покрытиях, в качестве пигмента и в иных сферах

А вот мотивы мужчины остались за кадром: зачем он добавлял кадмий в пищу и воду девушки, не сообщили ни он, ни его адвокат, ни судебные документы. По словам источника Berkley Scanner, знакомого с историей, речь может идти о профессиональной ревности. А источник San Francisco Chronicle оказался более конкретным: как следует из судебных записей, Сюй был третьим в очереди на пост главы BEAR после ухода на пенсию главного инженера. «Сюй опасался, что Жун Юань составит ему серьезную конкуренцию», — предполагает неназванный собеседник издания.

Супруга Сюя, в отношениях с которой он еще с учебы, направила в суд письмо, где сообщила, насколько любящим мужем и отцом двух детей он является. Адвокат инженера, в свою очередь, называла все обвинения домыслами. Она также подчеркнула, что до выдвинутых обвинений ее подзащитный ни разу не имел проблем с законом. Впрочем, это не остановило судебные разбирательства.

Наказание

Спустя пару лет, в 2023-м, мужчина пошел на сделку со следствием. Результатом стало одно обвинение в отравлении, а второе и попытку убийства сняли. Однако в тюрьме за все время с первого ареста он провел всего 10 дней, после чего Сюя выпустили из-под стражи. Два года он носил электронный браслет, ему разрешали отвозить дочь на занятия по гимнастике и балету, а в ноябре 2021 года освободили из-под домашнего ареста.

В 2024 году представители Сюя продолжали общаться с пострадавшей стороной: девушке предлагали максимум $10 тыс. в качестве компенсации. Хотя в 2023 году Жун Юань отправляла в адрес суда письмо, в котором сообщала о вынужденной необходимости работать полдня из-за проблем со здоровьем, а свои финансовые потери она оценила в $460 тыс.

Сейчас, судя по всему, бывший инженер BEAR практически не ограничен в передвижениях, но до 2026 года будет находиться на испытательном сроке (в рамках условного наказания). Также ему запрещено приближаться к своей жертве ближе чем на 90 метров. Усилиями профессионального сообщества инженеров и геологов Калифорнии Сюя также лишили инженерной лицензии, а судья «строго-настрого» запретил мужчине приближаться к ядам. Правда, в местных СМИ и на форумах удивляются мягкости наказания.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by