«Я бы ее давно придушила». Айтишники о том, каково это — работать с коллегой-паразитом

Автор: Герман Клименко. Фото: Тимофей Арбузов, архив Onlíner, открытые источники
28 868
42
27 августа 2025 в 8:00

Нахлебники встречаются везде, и IT-индустрия — не исключение. Пока одни горбатятся под грузом рабочих задач, другие приписывают себе их заслуги. Особенно хорошо это получается у тех, кто достиг дзена в софт-скиллах, а в хард-навыках остался на уровне дошкольника. Хитрости, обиды и подлости: белорусские айтишники рассказывают, как им работается рядом с бездельниками с подвешенным языком.

«Не знаю, насколько еще моего терпения хватит»

По словам Никиты, долгое время в его команде царила идиллия. Он трудится в компании, заточенной под разработку программного обеспечения. Компания небольшая, и с 2018-го там вообще не было кадровых изменений:

— Как в 2018-м набрали состав, так тут все и трудятся. Парни говорят, что менять работу нет смысла: здесь нормальные зарплаты, офис и график. Но жена нашего проджект-менеджера получила оффер от компании, которая находится в другой стране. Предложение очень хорошее, поэтому они приняли решение переезжать, так как удаленки там нет.


Нет удаленки и в компании Никиты, так что уезжающему сотруднику пришлось срочно искать замену. Такая нашлась в лице девушки, которая попала в их офис по рекомендации:

— Замену нашему ПМ-у нужно было найти быстро, а ее рекламировали как очень классного специалиста. Поэтому, как я узнал позже, вакансию даже не выкладывали на джоб-борды, сразу остановились на ее кандидатуре. А пришла она к нам из стартапа, в котором руководила всем маркетингом.

Но в первый же день выяснилось, что она не знает, как работает Jira. Она никогда не работала ни в Slack, ни в Asana и в принципе не пользовалась приложениями для управления проектами. На вопрос, как она отслеживала статусы задач на прошлой работе, ответила, что раньше ей хватало переписок в Telegram.

Как говорит Никита, со временем выяснилось, что девушка в принципе не осознавала, в чем заключаются ее обязанности. Например, не понимала, почему разработчики сами не могут обсудить с клиентом детали проектов. Или почему ей нужно контролировать технические процессы, «ведь она не программист»:

— При этом ей очень нравится вопрос «Какой статус у задачи?», его она может задать раз пять за день. Если ответ будет в стиле «Все нормально», кивнет и продолжит клацать по клавиатуре. Если ответим: «У нас проблема тут и тут», то скажет что-то типа: «Плохо, надо что-то делать» — и больше к этой теме возвращаться не будет.


Зато на встречах с руководством она все решения проблем приписывает себе и вообще всячески подчеркивает свою незаменимость. Язык у нее подвязан отлично, и лапшу на уши она вешает мастерски. Послушаешь ее, и как будто в разделе никто больше не работает, все на ней держится.

По словам Никиты, каждый раз, когда он проходит мимо монитора своей коллеги, то видит там не рабочие проекты, а вкладки маркетплейсов и магазинов одежды. Прямой функционал девушки сводится к пересылкам задач в Jira, созданию ненужных встреч и микроменеджменту:

— Мы из кулуаров узнали, что она чуть ли не лучшая подруга жены фаундера, поэтому так расслабленно себя чувствует. На прошлом месте работы она тоже за счет какого-то кумовства держалась и ушла, когда оно закончилось.

Сейчас мы просто терпим, потому что не хотим искать новую работу из-за безделья одного человека. Но не знаю, насколько еще моего терпения хватит.

«Будет сидеть на чужих шеях, пока его оттуда не скинут»

Арсений — Unity-разработчик. Офисы его компании находятся в Беларуси и паре других стран, и каждый офис отвечает за отдельный проект. И тот, над которым трудится Арсений, возглавляет тимлид, который работает в этом месте с самого его основания:

— Мне кажется, что он программирует больше, чем я живу. В прошлом — толковый мужик, который знал все нюансы и всегда был в курсе всего, что происходило в разработке. Раньше к нему за советом мог постучаться даже джун, и он с большой вероятностью помог бы сам, а не скинул запрос на кого-нибудь пониже грейдом.


Почему Арсений говорит «раньше»? Потому что чувствует, что его тимлид давно потерял интерес к работе и сейчас двигается просто по инерции. Якобы его уже не интересует качество проделанной работы, и главное — закрыть текущие задачи:

— Он явно выгорел и просто держится на плаву. Сначала нам было его жалко, а сейчас его отсутствие заинтересованности раздражает. На себя он практически ничего не берет, все уходит в делегирование. Зато хай-менеджмент считает, что он до сих пор контролирует каждый миллиметр, и продолжает его нахваливать. А он только на встречах с ними и активизируется и тогда уже начинает петь, как не дает всему развалиться. 

Сейчас одна часть команды продолжает делать его работу, а другая ушла в бойкот и контактирует с ним только через Jira. А ему как будто все равно: работа в любом случае делается, премия тоже капает. Я уверен, что он отсюда никогда не уйдет и будет сидеть на чужих шеях, пока его оттуда не скинут.

полноразмерная мышь, беспроводная радио, сенсор оптический 1000 dpi, 3 кнопки, колесо с нажатием, цвет черный
стандартная для ПК/для компьютеров Apple/для iPad/для устройств Android, ножничная, пластик, интерфейс подключения - USB-A/радио/Bluetooth/USB-C, кириллица: да, цвет темно-серый

«Я бы этого рекрутера уволила вместе с этой клушей»

Карину к ее текущему проекту подключили практически перед его релизом. Все из-за того, что заказчик потребовал расширенное тестирование, и основная команда не справлялась с масштабом работ:

— Выходили новые сборки, и надо было оперативно проверять, не сломали ли предыдущие исправления готовый функционал. Проджет-менеджер привлек к проекту меня и еще одну девочку, которая только месяц назад устроилась в компанию.

Проджект рассказывала, что эта тестировщица очень классно показала себя на собеседовании, что у нее все хорошо и с теорией, и практической частью. Я не считала, что она готова к работе в режиме аврала, но меня заверили, что все будет хорошо.


Что в итоге? Карина говорит, что случилась работа за двоих, ей постоянно приходится переделывать то, над чем успела потрудиться ее неопытная коллега:

— Это просто уникальный человек. Она с первого дня решила, что мы друзья, и сразу рассказала, что про свои прошлые кейсы на собеседовании она наплела, чтобы урвать вакансию. Да, она знает много, но это чисто теория, и ей еще нужно качаться и качаться. Не знаю, кто ее собеседовал, но я бы этого рекрутера уволила вместе с этой клушей.

По словам Карины, сейчас они заканчивают работу над проектом, который за два месяца отнял у нее практически все силы. Она общалась с проджект-менеджером по поводу того, что ей приходится тестировать за двоих, но тот ее жалобы проигнорировал:

— Он больше слушает эту бедолагу, которая не всегда понимает, чем дефект отличается от ошибки и почему нужно вести баг-репорты. Если бы не боязнь тюрьмы, я бы ее давно придушила. А так остается немного потерпеть. 


С вопросами о том, как справиться с коллегами-паразитами, мы обратились к Анастасии Богомоловой — PR-консультанту в IT и коучу по коммуникации с опытом запуска и продвижения стартапов.

Как распознать паразита в IT?

— Если он уже попал в компанию, то сделать это можно только на длительной дистанции. У его руководителя должен быть список критериев, в котором будут четко обозначены как ключевые обязательства сотрудника, так и побочные. И если человек не выполняет свои ключевые обязательства, то в первую очередь у него должен состояться разговор с руководством.


В принципе в IT можно встретить разные типы болтунов. У одного человека может быть хорошо подвешен язык и иметься мнение на любую тему, но при этом он будет профессионалом. Такой специалист хорошо владеет профессиональной терминологией и может решить теоретическую задачу без подготовки.

И есть случаи, когда человек умеет хорошо говорить обо всем, кроме как о решении определенной задачи. Тогда его можно выводить на чистую воду уточняющими вопросами.

Как именно это можно сделать?

— Если мы хотим раскрыть самозванца, нужно минимизировать количество абстрактных вопросов, которые задаются ему по работе. Такого специалиста нужно детально спрашивать о том, как он выполнит определенную задачу. И, пока он не даст детального ответа, к следующему рабочему шагу переходить нельзя.

Может быть так, что паразитом оказывается руководитель. Например, тимлид, который присуждает себе решения задач, к которым он вообще не прикладывал руку. У таких коллег в ходе отчетов для верхнего уровня можно уточнять, как именно они решали такие задачи. И с большой вероятностью они «посыплются», потому что не будут знать всех тонкостей.

Также у любой команды есть рабочие чаты. Свои успешные кейсы нужно в таких чатах подсвечивать, а не молча отдавать все результаты человеку, который к ним не прикасался. Не нужно бояться показаться слишком уверенным в себе: это история про безопасность вашего же будущего.

И из историй, рассказанных нашими героями, и из слов Анастасии следует, что софт-скиллы могу завести далеко в карьерную гору даже при отсутствии хард-скиллов. Интересуемся, могут ли обойтись без последних условные проджект-менеджеры.

— Тут следует учитывать профиль компании, в которой работает такой специалист. Hardware, с технической разработкой и производственным циклом, — это одно дело. А есть компании, которые занимаются только софтом и работают только с кодом и автоматизацией. И тут проджекту нужно меньше знаний физики и математики, но он должен хорошо разбираться в цикле продукта. Это больше про умение работать с информацией.

В любом случае первичное — это знание специфики компании, в которой находится проджект. А уже потом нужно исходить из требований под определенные задачи. Я считаю, что здесь можно применить формулу 70 на 30%, где 70 — это софт-скиллы, а 30 — техническая матчасть, которую должен знать специалист.

Нужны ли софт-скиллы техническим специалистам?

— Безусловно. Если технический специалист не может структурно сформулировать мысль, не может тактично коммуницировать с командой, то в рабочем плане он будет проседать. Он может навсегда остаться исполнителем, техническими «руками», которыми будут только пользоваться. За этим редко следуют повышение в зарплате и лидерские позиции.

Приведу пример: у меня был клиент, который хотел подучиться в плане бизнес-коммуникации. Это был хороший разработчик, которому хотелось выйти с позиции техлида на позицию архитектора. Но он был слишком сильно ограничен разработкой, и ему не хватало софт-скиллов для того, чтобы сформировать образ лидера. А умение заявить о себе — это необходимый элемент для продвижения по карьерной лестнице.

В итоге мы работали над его лексикой, формулировками, работой с возражениями и структурными презентациями идей. Потом благодаря развитию софт-скиллов он вышел на позицию, на которую и хотел.

16.0" 1920 x 1200, IPS, 60 Гц, Intel Core i5 12500H, 16 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 2050 4 ГБ, без ОС, цвет крышки серебристый, аккумулятор 50 Вт·ч
16.0" 3072 x 1920, IPS, 165 Гц, Intel Core Ultra 5 125H, 32 ГБ LPDDR5X, SSD 1024 ГБ, видеокарта встроенная, Windows 11 Home, цвет крышки серый, аккумулятор 99 Вт·ч

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by