«8 ГБ видеопамяти уже мало, нужно 16», — с такими мыслями многие геймеры присматриваются к RTX 5060 Ti на 16 ГБ. При этом в тени остается достойный конкурент — AMD RX 9060 XT, который дешевле на 250 рублей. В проекте «Onliner Тесты» мы сравнили RX 9060 XT (8 и 16 ГБ) и RTX 5060 Ti (8 и 16 ГБ) в десяти играх, измерили температуры, энергопотребление и рассчитали реальную стоимость одного кадра, чтобы понять, какая видеокарта может оказаться более выгодной покупкой, а какая — менее.
«Onlíner Тесты» — проект Onlíner по тестированию игровых ноутбуков, видеокарт, SSD на основе единой методологии собственной разработки. Все устройства тестируются с одинаковыми настройками и в одинаковых условиях. Результаты оформляются в виде обзоров и параметров в Каталоге Onlíner. Главная цель проекта — помочь читателям Onlíner в выборе новых устройств с учетом реалий белорусского рынка.
Все обзоры «Onlíner Тесты» можно найти по ссылке.
В игровых тестах с классической растеризацией разница минимальна: RX 9060 XT (8 и 16 ГБ) уступает RTX 5060 Ti (8 и 16 ГБ) в среднем 4–5 % в FHD и 2K. С рейтрейсингом отставание составляет 5–8 fps. Однако обе карты — RX 9060 XT и RTX 5060 Ti — не обеспечивают комфортный фреймрейт даже в FHD при трассировке лучей на высоких настройках.
RTX 5060 Ti 8 ГБ — выбор скорее для тех, кто ограничен в бюджете, но хочет больше, чем предлагает обычная RTX 5060. RX 9060 XT 16 ГБ интереснее при приоритете объема видеопамяти и лучшем соотношении цена/производительность. RTX 5060 Ti 16 ГБ, на наш взгляд, может стать выгодной покупкой только при снижении цены до уровня, близкого к RX 9060 XT 16 ГБ.
На момент написания материала минимальная цена RX 9060 XT 8 ГБ составляла 1340 рублей, а версия на 16 ГБ — 1575 рублей. Прямыми аналогами для этих моделей являются RTX 5060 Ti 8 ГБ (1479 рублей) и RTX 5060 Ti 16 ГБ (1826 рублей).
Исходя из минимальных цен возникает вопрос: оправдывают ли обе версии RTX 5060 Ti свою цену, или все же есть смысл выбрать RX 9060 XT?
Интересный факт: по кривой заказов видно, что пользователи чаще выбирают RTX 5060 Ti 16 ГБ, хотя в прошлом году предпочтение отдавали 8-гигабайтной версии RTX 4060 Ti. Почему именно так изменился выбор и что повлияло на мнение пользователей? Точного ответа пока нет.
Не менее интересна ситуация с лидером по заказам в этом году: за последние три месяца топ сместился с бюджетного сегмента на начальный средний, где доминирует RTX 5070.
Бюджетный фаворит прошлого года RTX 4060 постепенно сдает позиции в пользу новой RTX 5060. Учитывая, что цены у них почти не отличаются, такой переход выглядит вполне логичным.
Комплектация Sapphire Pulse Radeon RX 9060 XT относительно небогатая и скорее простая, но как того и требуется для видеокарт бюджетного класса.
Внешне карта выполнена в узнаваемом для Sapphire стиле линейки Pulse, но с небольшим отличием. На верхней грани (лицевой при горизонтальной установке) появилась металлическая планка с логотипом компании, которая добавляет конструкции немного брутальности.
У всех моделей RX 9060 XT — по три видеовыхода. У версии Sapphire Pulse это два HDMI и один DisplayPort, тогда как у других производителей встречается конфигурация с двумя DisplayPort и одним HDMI.
Система охлаждения Sapphire Pulse Radeon RX 9060 XT занимает около 2,3 слота и оснащена двумя вентиляторами — и это, пожалуй, к лучшему. Третий вентилятор в недорогих моделях чаще служит для «галочки», чтобы формально попасть в определенную серию, но на деле особой пользы не дает.
Питание карта получает через разъем 8-pin.
AMD RX 9060 XT — прямой конкурент NVIDIA RTX 5060 Ti, и сравнивать характеристики будем именно между ними.
Обе видеокарты построены на кастомных версиях 5-нм техпроцесса, которые относятся к одному семейству, но с нюансами. У NVIDIA это N4, у AMD — N4P FinFET с той же плотностью транзисторов, но улучшенной энергоэффективностью и производительностью.
Первое заметное отличие — RX 9060 XT использует все 16 линий PCIe 5.0, тогда как у RTX 5060 Ti задействованы лишь 8. В теории это может дать преимущество при нехватке видеопамяти за счет большей пропускной способности.
У большинства геймеров все еще стоят материнские платы с PCIe 4.0 или даже 3.0. Совместимость с PCIe 5.0 полная, однако в некоторых сценариях возможна разница в производительности. В FHD эта разница едва уловима и укладывается в погрешность тестов. Но при переходе к 2K/4K или в играх, где используется более 8 ГБ видеопамяти, ограничения старого интерфейса становятся заметнее. Причина в следующем: если видеопамяти хватает, игра заранее загружает в нее текстуры и шейдеры, почти не задействуя пропускную способность PCIe. А вот при нехватке памяти данные начинают выгружаться и загружаться по ходу, и тогда скорость PCIe-интерфейса и количество используемых линий уже напрямую влияет на стабильность и плавность геймплея.
RX 9060 XT по-прежнему работает с GDDR6, но получила обновленные RT-ядра и ИИ-ускорители.
По ссылкам — характеристики и цены в Каталоге Onlíner.
В проекте «Onliner Тесты» мы проверяем все устройства по единой методике, с которой можно ознакомиться по ссылке.
Обе модификации Sapphire Pulse Radeon RX 9060 XT — вне зависимости от объема памяти — оснащены одинаковой системой охлаждения.
В стресс-тесте OCCT с нагрузкой на ГП и видеопамять видеокарта прогревалась до 55—56 °C. Тестирование проводилось с заводскими настройками охлаждения — функция Fan Stop была активна по умолчанию. В результате вентиляторы периодически останавливались и запускались, когда температура превышала заданный порог.
У версии с 16 ГБ видеопамяти температура самой памяти оказалась ниже, чем у младшей 8-гигабайтной модели.
В игровых сценариях температуры оставались на том же уровне, что и в стресс-тесте. Разница в температуре видеопамяти между двумя модификациями также сохранялась.
Энергопотребление в играх у обеих версий RX 9060 XT составляло около 170 Вт независимо от разрешения.
В проекте «Onliner Тесты» мы проверяем все устройства по единой методике, с которой можно ознакомиться по ссылке.
Список игр, в которых проводили тесты в классической растеризации, без DLSS/FSR/XeSS, трассировки лучей и генерации кадров.
В FHD-разрешении RX 9060 XT (8 и 16 ГБ) показывают схожую производительность, практически на одном уровне с RTX 5060 Ti — 92—97 fps.
Рядом на графике расположилась RX 7700 XT с 12 ГБ видеопамяти, обогнав RX 9060 XT 8 ГБ всего на 4 fps.
Так как результат обеих карт оказался примерно на одном уровне, логично будет обратиться к ценовой разнице. В Каталоге минимальная стоимость RX 9060 XT 8 ГБ на момент публикации обзора составила 1340 рублей, тогда как на RTX 5060 Ti — 1480 рублей. Разница в 140 рублей, на наш взгляд, отлично покрывает небольшое отставание RX 9060 XT 8 ГБ от более дорогой RTX 5060 Ti 8 ГБ.
В свою очередь минимальная стоимость RX 9060 XT 16 ГБ в Каталоге составляет 1580 рублей, а RTX 5060 Ti 16 ГБ — 1830 рублей. Именно это сравнение показывает, насколько может быть переоценена сейчас версия на 16 ГБ от NVIDIA.
В 2K ситуация схожая — результаты с разницей 2—4 fps.
В 4K версии видеокарт с 16 ГБ видеопамяти закономерно поднимаются выше в рейтинге. Однако для этих карт разрешение 4K не является целевым.
При сравнении производительности видеокарт также важно оценить уровень 1% низкого fps. Этот показатель отражает, насколько сильно проседает fps в определенные, наиболее нагруженные, моменты.
Показатель 1% низкого, как и результаты среднего fps, оказался примерно на одном уровне между RX 9060 XT и RTX 5060 Ti.
Показатель 1% низкого в FHD
Показатель 1% низкого в 2K
Показатель 1% низкого в 4K
Под спойлером ниже можно оценить уровень fps в каждой протестированной игре в сравнении между RX 9060 XT и RTX 5060 Ti обеих версий.
Производительность по играм в FHD
Производительность по играм в 2K
Производительность по играм в 4K
Список игр, в которых проводили тесты с включением трассировки лучей:
С трассировкой лучей в FHD RX 9060 XT 8 ГБ выдает в среднем 40 fps, а версия на 16 ГБ — 44 fps. Это примерно на 5 fps меньше, чем у RTX 5060 Ti (8 и 16 ГБ).
В 2K- и 4K-разрешении результаты еще ниже и находятся ниже уровня комфортного фреймрейта — около 30 fps в 2K и 11—16 в 4K.
Включение трассировки лучей для видеокарт бюджетного или средне-бюджетного сегмента рекомендуется сопровождать с одновременным включением DLSS или FSR хотя бы на пресете «качество». Либо понижать настройки графики и уровень трассировки.
Для наглядного сравнения приводим график с результатами по каждой протестированной игре. Производительность обеих видеокарт — и их версий — идет практически вровень, с небольшими колебаниями в зависимости от конкретного проекта.
Трассировка лучей по играм в FHD
Трассировка лучей по играм в 2K
Трассировка лучей по играм в 4K
С выходом новых видеокарт RX 9000 обновился и апскейлер FSR — теперь это версия FSR 4. Его работа основана на специализированных вычислительных ядрах (аналогичных CUDA), поэтому на видеокартах серии RX 7000 и старше он не поддерживается. Это, вероятно, не лучшая новость для владельцев старых моделей видеокарт AMD.
Компания NVIDIA начала внедрение специализированных ядер значительно раньше, что позволило реализовать поддержку DLSS 4 для всех видеокарт серии RTX — вне зависимости от поколения.
Имплементация новых версий FSR в игры идет медленно — в некоторых до сих пор нет даже версии 3.1. Тем не менее FSR 4 можно активировать во всех проектах с поддержкой FSR 3.1, включив соответствующую опцию в AMD Adrenalin Edition. В этом случае FSR 4 автоматически заменит FSR 3.1 в совместимых играх.
В тестах мы используем ту версию FSR/DLSS, которая встроена в саму игру.
В тестировании с включением FSR/DLSS участвовал следующий список игр:
Включение FSR (для видеокарт AMD) или DLSS (для NVIDIA) позволило увеличить fps примерно на 17 % в FHD, на 21–30 % в 2K и на 39–72 % в 4K.
То есть чем выше разрешение, тем более ощутимым становится эффект от использования технологий масштабирования.
Производительность с FSR/DLSS в FHD
Производительность с FSR/DLSS в 2K
Производительность с FSR/DLSS в 4K
Для бюджетных видеокарт включение трассировки лучей в играх всегда должно сопровождаться активацией FSR или DLSS — как минимум на пресете «качество».
Ниже, под спойлерами, можно оценить производительность в каждой игре с трассировкой при включенных технологиях масштабирования.
Трассировка лучей + FSR/DLSS в FHD
Трассировка лучей + FSR/DLSS в 2K
Трассировка лучей + FSR/DLSS в 4K
Среди выбранных нами тайтлов на момент тестирования не было ни одной игры с нативной поддержкой FSR 4.
Тем не менее во всех протестированных проектах использовалась FSR 3.1, где генерация кадров реализована программным способом, без специализированных ядер — в отличие от DLSS 4 и FSR 4, которые используют аппаратное ускорение. В них и пойдет сравнение между RTX 9060 XT и RTX 5060 Ti двух версий.
В тестировании с включением FSR/DLSS и генерации кадров участвовал следующий список игр:
На графиках под спойлером можно увидеть разницу по сравнению с классической растеризацией и оценить, насколько близки результаты между видеокартами.
Интересно, что в Cyberpunk 2077 результат RX 9060 XT лишь незначительно отстает от мультигенерации RTX 5060 Ti.
Производительность с FSR/DLSS + генерация кадров в FHD
Производительность с FSR/DLSS + генерация кадров в 2K
Производительность с FSR/DLSS + генерация кадров в 4K
Что касается сравнения качества FSR и DLSS, то это уже скорее вопрос личных предпочтений и тема для отдельного материала.
С трассировкой лучей и наличием генерации кадров NVIDIA и AMD всего три игры, тем не менее можно оценить разницу в производительности.
Трассировка лучей + FSR/DLSS + генерация кадров в FHD
Трассировка лучей + FSR/DLSS + генерация кадров в 2K
Трассировка лучей + FSR/DLSS + генерация кадров в 4K
На графике под спойлером показано, сколько видеопамяти использовалось в каждой протестированной игре. Данные отсортированы по разрешению FHD, которое является целевым для RX 9060 XT и RTX 5060 Ti.
По 16-гигабайтным версиям видеокарт можно оценить, в каких играх было превышение порога в 8 ГБ. Из всех протестированных игр только Assassin’s Creed Shadows и Alan Wake 2 превысили этот объем. Это подтверждает: в FHD важна не столько сама по себе видеопамять свыше 8 ГБ, сколько оптимизация игры под массовые бюджетные видеокарты.
На графике в 4K хорошо видно, насколько критичным становится больший объем видеопамяти, однако это разрешение не является целевым для протестированных моделей.
Чтобы понять, насколько каждый видеочип оправдывает свою стоимость, мы рассчитали цену одного fps — поделили минимальную цену в Каталоге на средний результат в классической растеризации. График отсортирован по эффективности (стоимость за 1 fps) — сверху предлагающие наилучшее соотношение цены к fps.
В FHD-разрешении версии с 8 ГБ видеопамяти показывают схожие результаты. В таких случаях важно смотреть на итоговый fps и стоимость.
RTX 5060 Ti 8 ГБ в FHD оказалась на 5 fps быстрее, чем RX 9060 XT 8 ГБ, но и стоила на 140 рублей дороже на момент написания обзора.
А вот RX 9060 XT 16 ГБ благодаря разнице в 250 рублей выходит вперед и, на наш взгляд, становится одним из самых выгодных предложений по соотношению цены к производительности
В 2K-разрешении сохраняется та же тенденция: стоимость за 1 fps остается примерно одинаковой, но показатели среднего FPS и цены немного отличаются.
В 4K-разрешении, которое не является целевым ни для одной из четырех протестированных видеокарт, вперед вырываются обе RX 9060 XT.
Здесь решающим фактором оказалась более низкая стоимость решений от AMD — именно она обеспечила лучшее соотношение цены к производительности на фоне общего падения fps.
Исходя из наших тестов, новые RX 9060 XT демонстрируют сопоставимую производительность с RTX 5060 Ti.
В классической растеризации при FHD- и 2K-разрешениях RX 9060 XT (8 и 16 ГБ) отстают от соответствующих версий RTX 5060 Ti в среднем на 4—5 %.
При включенной трассировке лучей обе версии RTX 5060 Ti вырываются вперед в среднем на 4—5 fps в зависимости от разрешения.
Результаты производительности нужно рассматривать в связке со стоимостью самих видеокарт — об этом пойдет речь ниже.
RX 9060 XT 8 ГБ стоит на 140 рублей дешевле, чем RTX 5060 Ti 8 ГБ, при этом у обеих карт одинаковое соотношение стоимости к производительности.
Если ориентироваться на бюджет около 1400 рублей, логичнее выбрать RTX 5060 Ti 8 ГБ — как минимум из-за широкого распространения DLSS в играх и более зрелой реализации по сравнению с FSR.
Основное различие проявляется при сравнении версий с 16 ГБ видеопамяти.
RX 9060 XT 16 ГБ дешевле RTX 5060 Ti 16 ГБ на 250 рублей, а производительность при этом почти идентична. В такой ситуации выбор в пользу RX 9060 XT 16 ГБ выглядит оправданным.
Интересный факт. По статистике заказов за три месяца до выхода обзора, в текущем поколении видеокарт пользователи чаще выбирают RTX 5060 Ti 16 ГБ, тогда как в прошлом доминировала RTX 4060 Ti 8 ГБ. Почему изменилось поведение покупателей — вопрос открытый. Возможно, дело в ухудшающейся оптимизации новых игр, а возможно — в новом тренде, сформированном рекомендациями в соцсетях.
Исходя из всех вышеприведенных выводов, можно сформулировать общую логику выбора.
Если бюджет ограничен и возможности доплатить за 16 ГБ нет, а хочется получить нечто более производительное, чем базовая RTX 5060, — разумнее остановиться на RTX 5060 Ti 8 ГБ.
Большинство протестированных игр в FHD-разрешении не приближаются к порогу в 8 ГБ видеопамяти. Однако важно помнить, что список тестируемых проектов — далеко не исчерпывающий. Если вы планируете играть в 2K и хотите небольшой запас на будущее, стоит обратить внимание на версии с 16 ГБ.
Среди них самой интересной и, судя по тестам, превалирующей выглядит RX 9060 XT 16 ГБ — у нее ниже цена и более удачное соотношение цена/производительность. При этом важно учитывать, что на выбор часто влияют личные предпочтения, брендовая привязанность и субъективные стереотипы.
Тем не менее полностью списывать со счетов RTX 5060 Ti 16 ГБ не стоит. Чтобы воспринимать карту как действительно рациональную покупку, ей, по нашему мнению, необходимо упасть в цене примерно до уровня RX 9060 XT 16 ГБ.
Благодарим партнеров HAFF и «Надежная техника» за предоставленные для проекта видеокарты.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by