Киберпанк и «айфоны»: как фантастика XX века повлияла на современные гаджеты

8815
20 июня 2025 в 8:00

Кажется, что внешний вид наших смартфонов, планшетов и компьютеров зиждется исключительно на фантазии дизайнеров. Но если копнуть поглубже, то в первом iPod можно разглядеть отголоски «Матрицы», в телефонах от Motorola — отсылки к Star Trek, а через прототип Apple Vision в 1995-м глядел Джонни Смит. Давайте разберемся, как культовая фантастика затронула электронику, которой мы пользуемся до сих пор.

Фантастика как основа бизнес-идеи

Давайте начнем с того, что влияние фантастики на реальные технологии — это не эфемерные размышления, а аспект реальности, который изучают в университетах и колледжах.

Например, в Массачусетском технологическом институте преподается курс Science Fiction to Science Fabrication, или же «От научной фантастики к научному производству». Студенты, которые попадают на этот курс, анализируют культовую фантастику, изучают ее внутреннюю логику — и пытаются создать рабочий прототип, основанный на фантастической идее. AR- и VR-симуляции, искусственный интеллект, киборги, нанотехнологии — студенты пытаются выяснить, можно ли (и нужно ли?) воссоздавать то, о чем писали Жюль Верн, Герберт Уэллс и Айзек Азимов.

Но Массачусетский технологический институт — не единственное место, где обучают подобным вещам. В Университете Иллинойса в Чикаго создан курс Science Fiction and Computer Ethics, предназначенный для студентов, изучающих компьютерные науки. На нем они изучают фантастические фильмы и книги, чтобы исследовать этические последствия развития технологий. В Школе дизайна Парсонса создают фантастические прототипы, основанные на научных фактах. А в Королевском колледже искусств в Лондоне есть магистратура Design Interactions, где студенты пытаются воссоздать прототипы из вымышленных миров.

О влиянии фантастики на реальные продукты говорят и сами разработчики. Например, Мартин Купер, инженер-конструктор Motorola, говорил о том, что одним из источников вдохновения для создания телефона DynaTAC стал коммуникатор капитана Кирка из Star Trek. А в рамках судебного разбирательства Samsung против Apple юристы южнокорейской компании утверждали, что Samsung не копировала дизайн iPad, а просто обратилась к фильму «2001 год: Космическая одиссея». Якобы их вдохновил не гаджет Apple, а цифровой интерфейс, представленный в картине.

Разработчики и дизайнеры редко говорят о своей любви к фантастическим историям напрямую, но об этом частенько свидетельствуют их разработки. Особенно если речь о гаджетах, созданных или в конце 90-х, или в начале нулевых, во времена, когда фантастика получила второе дыхание.

Цвета, формы и смыслы фантастики 90-х

Стоит отметить, что достойных фантастических произведений хватало и в 80-х: вспомните хотя бы «Бегущего по лезвию», «Назад в будущее», «Нейроманта» и «Акиру». Однако 90-е стали для этого жанра точкой переосмысления. Тут вам и приближающийся миллениум с привкусом краха цифрового мира, и метаповествование, и постоянные сомнения в реальности происходящего. Местами фантастика этого десятилетия не только развлекала, но и пугала, и этот страх проявлялся не только эмоционально, но и визуально.

«Матрица» не только ввела моду на кожаные плащи, но и популяризировала цифровую эстетику, помноженную на фильтр зеленого кода. «Евангелион» вдохнул новую жизнь в жанр меха, а заодно и в холодную геометрию. «Призрак в доспехах» вновь сделал киберпанк модным, а «Гаттака» отобразила идею тотального контроля через симметрию и идеально ровные линии. Последнее — важная черта девайсов тех времен: в 80-х дизайн гаджетов был более округлым, плавным и органичным, и технику в принципе пытались сделать визуально дружелюбной. Но в 90-х тренды изменились — ставку начали делать на плоские поверхности, хищные углы и острые грани.

Также фантастика 90-х общалась со зрителями с помощью цвета. Тревожная, стерильная чистота белого, неприступность черного, обезличенность металлика, холод фиолетово-синего неона и странная притягательность зеленого — все эти цвета стали визитками фантастики тех времен. И их же разработчики гаджетов внедрили в свою продукцию вместе с геометрией, а иногда и вкупе со скрытым смыслом.

Какие же гаджеты попали под влияние фантастики?

Например, Microsoft Surface Table. Это интерактивный сенсорный стол, который Microsoft представила в 2007 году. Считайте, что это поверхностный компьютер с инфракрасными камерами, сенсорным экраном и многопользовательским интерфейсом.

В этом девайсе, предназначенном для отелей, ресторанов и университетов, можно увидеть отголоски сразу нескольких фантастических произведений. Например, похожие мультитач-интерфейсы есть в «Звездном пути», управление движениями рук — в «Особом пути», прозрачный сенсорный экран — в фильме «2001 год: Космическая одиссея». В принципе, о том, что фантастические фильмы влияют на продукты компании, разработчики Microsoft говорили напрямую:

— Наше вдохновение для интерфейсов будущего черпается из информационного опыта, визуализированного в фильмах вроде «Особого мнения», «Аватара», «Звездного пути» и «Железного человека — 2»... Такой интерфейс плавно накладывается сам на себя и дополняет наше окружение. Он видим, когда это нужно, и невидим, когда в нем нет необходимости.

Гаджеты, взаимодействующие с AR/VR-окружением, также попадали под влияние фантастики. В Google Glass можно разглядеть очки из «Призрака в доспехах» или «Нейроманта». Аналитики, рассуждая о работе и внешнем виде Apple Vision Pro, упоминают интерфейс «Особого мнения», голографический интерфейс Тони Старка из «Железного человека» и гарнитуры из «Первому игроку приготовиться». А из текста The New Yorker становится понятно, откуда черпал вдохновение  создатель Oculus Rift Палмер Лаки: «В подростковом возрасте его тянуло к научной фантастике, в частности к виртуальной реальности. В колледже, вдохновленный футуристическими видениями „Лавины“, „Газонокосильщика“ и „Матрицы“, он решил сделать технологию виртуальной реальности коммерческой реальностью».

Коммуникаторы из «Звездного пути» повлияли сразу на несколько видов гаджетов. Корни устройства, с помощью которого экипаж звездолета общался друг с другом, можно разглядеть в КПК, планшетах и телефонах. Американский инженер Мартин Купер, совершивший первый звонок по сотовому телефону, заявлял о том, что коммуникаторы помогли ему визуализировать то, как должен выглядеть мобильный телефон. А вот что о влиянии этого шоу говорил Роб Хаитани, дизайнер Palm OS, которая была установлена на 39 миллионах гаджетов:

— Когда я разрабатывал пользовательский интерфейс для Palm OS в 1993 году, мои первые эскизы были вдохновлены интерфейсами на панели управления «Энтерпрайза» из «Звездного пути».


А что же там с «Матрицей»? Культовая картина стала своеобразным референсом, который проявляется в самых разных девайсах. Глянцевые черные корпусы, монохромные экраны, четкие грани, интерфейс с цифровым кодом — «Матрицу» не копировали, а отвешивали ей реверансы. При этом если бренды вроде Razer просто подхватывают визуальный стиль фильма (черный пластик девайсов, зеленая подсветка), то инфлюенсеры вроде Илона Маска опираются на одну из главных идей ленты — о том, что мы можем жить не в реальности, а в ее симуляции:

— Если предположить хоть какой-то уровень развития технологий, то видеоигры будут неотличимы от реальности. Или же цивилизация прекратит свое существование. Произойдет одно из двух. Поэтому мы, скорее всего, находимся в симуляции, потому что существуем.

Согласитесь, это высказывание выглядит особенно интересно на фоне того, как усиленно Маск увлекся продвижением чипа Neuralink. Конечно, это не интерфейс, который находится в затылке, но все-таки девайс, который также помещается в мозг человека.

Сила фантастического референса

Фантасты XX века частенько предсказывали современные технологии. Речь о виртуальной реальности, смартфонах, интернете, умных домах, видеосвязи... У одних, вроде Айзека Азимова, это получалось из-за научного бэкграунда. Другие, например Рэй Брэдбери, работали с логикой развития общества. Ну и классический художественный вымысел никто не отменял: нормально давать своим персонажам телефоны без проводов, когда все, что у тебя есть, — это дисковый аппарат с витым шнуром.

Значит ли это, что разработчики и дизайнеры напрямую вдохновлялись тем, о чем узнавали из фантастических фильмов, сериалов и книг? Скорее в современных девайсах прослеживается фоновое влияние таких произведений. Планшет PADD из Star Trek и iPad, симуляция из «Матрицы» и виртуальная реальность, Робокоп и Boston Dynamics, видеосвязь из «Пятого элемента» и Zoom — таких параллелей можно выстроить еще с десяток. Но это не означает, что во время следующей презентации Apple Тим Кук выйдет на сцену и заявит, что основой для Siri стал Д.Ж.А.Р.В.И.С. из фильмов Marvel.

Фантастические гаджеты — это своеобразный референс для создателей реальных девайсов. Или же некое подобие путеводной звезды, за которой может следовать разработка: возможно, еще чуть-чуть, и в Каталоге Onlíner появятся голопроекторы, как в «Звездных войнах».

Выбор покупателей
11.0" IPS, 90 Гц (1920x1200), Android, Qualcomm Snapdragon 680, ОЗУ 8 ГБ, флэш-память 256 ГБ, цвет темно-серый
11.0" TFT, 90 Гц (1920x1200), Android, Qualcomm Snapdragon 695, ОЗУ 8 ГБ, флэш-память 128 ГБ, цвет темно-серый

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by