Почему все говорят про студию A24? Вот как она меняет индустрию кино на наших глазах

Автор: Дима Михеев
12 370
16 января 2025 в 8:00

Обычно люди ходят в кино на фильмы определенного режиссера либо на любимого актера или актрису. Кто-то принимает только конкретные жанры и смотрит сугубо их. Но в последнее десятилетие впервые появились зрители, которые ходят на киностудию. Такого смогла добиться яркая и независимая компания A24, успешно меняющая правила игры в мировом кинематографе. Рассказываем, как это случилось.

А вы слышали про студию А24?
1210 человек уже сделали свой выбор!

Новая революция

В конце шестидесятых любители кино устали от бесконечных вестернов, пеплумов и сексистских мелодрам. В прокате такие фильмы все чаще проваливались, кинематограф был в тупике.

Спасать ситуацию в Европе пришли молодые режиссеры французской новой волны. А в США течение подхватили такие постановщики, как Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и другие ныне культовые фигуры. Они, в свою очередь, сформировали эпоху Нового Голливуда. Это был совершенно новый подход к созданию фильмов, и так произошла революция.

Спустя 50 лет случилось нечто подобное. Когда выходили первые «Мстители» от Marvel, а индустрия франшизного кино только приближалась к своему пику, несколько талантливых мужчин из киносферы поняли: это вновь тупик. Слишком много бизнеса и несправедливо мало искусства. Кинематографу необходимо было свежее дыхание.

Так Дэниэл Кац, ведя автомобиль по итальянской автостраде А24, в 2012 году решил основать новую киностудию, пригласив опытных Дэвида Фенкеля и Джона Ходжеса к себе в помощь. Они решили заняться дистрибуцией «фильмов с особой точкой зрения» — как сами это позиционировали.


Всего через пять лет после основания компании картина «Лунный свет» получит премию Оскар за лучший фильм. В 2023-м «Все везде и сразу» станет настоящим триумфатором главной кинопремии, получив одиннадцать номинаций и выиграв в семи из них. А 2025-й начался с побед на церемонии «Золотой глобус». Картина «Бруталист» принесла сразу три статуэтки в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший актер в жанре драмы».

Вот как студия A24 смогла завоевать сердца зрителей и критиков, сильно повлияв на мировое кино.

Смелые сюжеты и переизобретение жанра хоррор

В противовес популярным кинокомиксам и блокбастерам, сюжет которых можно определить по трейлеру, продюсеры A24 пошли в радикально другом направлении. Они дали авторам фильмов тотальную свободу и выбирали проекты с оригинальными сюжетами, где было много новаторского.

Плавание на пукающем трупе — годится. Инопланетная Скарлетт Йоханссон, пожирающая шотландцев, — прекрасно. Насильное превращение одиноких людей в животных — то что нужно.


Однако в этих фильмах есть не только эксцентричная форма и навсегда запоминающиеся образы, но и глубина. Каждая лента имеет подтекст и авторское высказывание.

Например, недавний триллер «Еретик» — о религии и кризисе веры. Неохоррор Ари Астера «Солнцестояние» — о трудностях в отношениях и расставании. «Реинкарнация» — о важности семейной коммуникации.

Ужасы — один из самых дешевых, но популярных киножанров. В A24 переизобрели хорроры, подняв новую волну популярности жанра. Они не пытаются напугать вас резкими скримерами или жуткими монстрами. Самые страшные чудовища в фильмах студии — люди, как и в реальной жизни. При этом такие фильмы ужасов не просто пугают, а доносят мысль при помощи изобретательных метафор. Жанр во многом благодаря именно фильмам от A24 даже приобрел новые термины: слоубернер, постхоррор, или неохоррор.


Но нельзя сказать, что студия выпускает только причудливые и пугающие фильмы. Палитра их картин довольно обширна. Продюсеры могут предложить зрителям милый и приятный «Середина 90-х», рассказывающий о взрослении, невероятно трогательный «Солнце мое», очень интимный «Прошлые жизни», сайфайный «После Янга», «Зона интересов», повествующий об ужасах Второй мировой. Каждый найдет кино себе по душе.

Креативный маркетинг как средство продвижения

У A24 нет огромных бюджетов, и поэтому продюсеры компании концентрируются на вирусном контенте, социальных сетях и используют необычные способы продвижения.

Одним из первых успехов студии стал фильм «Отвязные каникулы» 2012 года. Тогда соцсети еще не имели сегодняшнего влияния, продвигать кино в Facebook казалось безумной идеей. Но маркетологи сделали страницу, посвященную выходу Spring Breakers, где одним из постов было изображение с персонажами ленты в стиле «Тайной вечери». Картинка набрала тысячи лайков и завирусилась, а фильм получил тонну условно-бесплатного внимания. Итог: бюджет фильма — $5 миллионов, сборы — почти $32 миллиона.


Вот еще пример. Один из персонажей ленты «Ведьмы» Роберта Эггерса — козел по имени Черный Филипп. Студия завела ему настоящий твиттер-аккаунт, с помощью которого продвигался фильм.

А сюжет картины «Из машины» Алекса Гарленда строится вокруг женщины-робота с искусственным интеллектом, которая стремится вырваться на свободу. Маркетологи А24 сделали профиль в тиндере от имени персонажа и общались через него с реальными пользователями. История привлекла внимание многих СМИ и широко распространилась в соцсетях. Интерес к фильму был разогрет, а люди пошли в кино. Профит.

Еще более интересный и нетрадиционный маркетинговый прием — оригинальный мерч по фильмам студии. Это не просто футболки с принтами, а уникальные артефакты, материализовавшиеся с экранов, которые можно купить. Например, пальцы-сосиски из «Все везде и сразу».

Вы наверняка замечали, что постеры фильмов часто очень похожи друг на друга. Особенно в рамках одного жанра. Одинаковые композиции, цвета, расположение персонажей. А24 и здесь идет своей дорогой. Для фильмов студии рисуют художественные, зачастую минималистичные и нестандартные обложки. Такие хочется распечатать и повесить на стену, ведь от них не пахнет маркетингом.


Все эти хитрые ходы не только позволяют компании дешево и эффективно монетизировать фильмы, но и сильно сближают зрителей с кинорелизами. От чего и появились фанаты конкретной студии, чего раньше не было никогда.

Студия раскрывает новых звезд и помогает старым

Некоторые молодые суперзвезды кино, которых мы нынче часто встречаем на экранах, стали популярны именно благодаря компании А24.

Например, Аня Тейлор-Джой получила известность и мощный толчок к успешной карьере благодаря хоррору Роберта Эггерса «Ведьма» в 2015 году. О Флоренс Пью всерьез заговорили после ее работы в «Солнцестоянии» Ари Астера, где она превосходно сыграла главную героиню. А Зендея обрела всемирную известность благодаря сериалу «Эйфория», который тоже был создан при участии студии A24. В 2024-м все три актрисы появились в главном блокбастере года — «Дюна: Часть вторая».


Но, помимо раскрытия новых талантов, фильмы студии предоставляют площадку для самовыражения и уже состоявшимся звездам. Некоторым удалось перезагрузить карьеру за счет необычных ролей в смелых проектах.

Роберт Паттинсон у всех ассоциировался, в первую очередь, с персонажем Эдварда из вселенной «Сумерек». Но благодаря фильмам «Хорошее время» и, в особенности, «Маяк» актер смог показать свои нераскрытые драматические стороны и изменить мнение зрителей о себе.

Так же поступил и Дэниэл Рэдклифф, обреченный навсегда быть «мальчиком, который выжил». Вряд ли кто-то мог бы предложить актеру более экстраординарную и смелую роль, чем А24. Дэниэлу пришлось играть того самого трупа в эксцентричном «Человек — швейцарский нож».

Трогательное реанимирование карьеры благодаря А24 произошло с Бренданом Фрейзером. Актер стал звездой благодаря фильмам «Джордж из джунглей» и «Мумия», вышедшим в конце 90-х. В то время он был одним из самых перспективных талантов своего времени и считался настоящим секс-символом. Но, к сожалению, в его жизни случился ряд горьких событий, из-за которых Брендан впал в депрессию и надолго исчез с больших экранов. В 2021 году началась работа над фильмом Даррена Аронофски «Кит», где главную роль получил Фрейзер. Премьера состоялась годом позже на венецианском кинофестивале. Там актера удостоили шестиминутных оваций, а сам Брендан не сумел сдержать слез. В том же 2022-м за роль в «Ките» Брендан Фрейзер получил первый в своей жизни Оскар за лучшую мужскую роль. А еще через год актер уже снимался у Мартина Скорсезе в «Убийцах цветочной луны».


Режиссеры

Похожим образом выглядит ситуация и с режиссерами. Самой яркой звездой, зажженной студией, безусловно, можно считать Грету Гервиг. Ее первый полноценный дебют состоялся именно на А24 — нежная драма о взрослении «Леди Берд». Спустя шесть лет после дебюта Гервиг станет первой женщиной-режиссером, чей фильм собрал в прокате более одного миллиарда долларов. Этой картиной был хит 2023 года «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях.


Дэниел Кван и Дэниел Шайнерт работают в режиссерском дуэте под псевдонимом «Дэниелы». Их дебютом был все тот же «Человек — швейцарский нож». А вторая картина молодых постановщиков сразу сделала из них суперзвезд. «Все везде и сразу», написанный и снятый Дэниелами, стал триумфатором премии Оскар в 2023 году.

Ари Астер, громко заявивший о себе инновационным подходом к хоррор-фильмам, также дебютировал и снял все свои три полноформатные картины в сотрудничестве с A24. Его «Реинкарнация», «Солнцестояние» и «Все страхи Бо» были высоко оценены критиками и хорошо приняты зрителями. Один из самых уважаемых режиссеров-современников Мартин Скорсезе назвал фильмы Астера «одним из самых необычных новых голосов в мировом кино» и заявил, что стиль и темп его последней картины «Убийцы цветочной луны» был вдохновлен именно работами этого режиссера.


Своеобразным творческим братом Ари Астера можно назвать Роберта Эггерса. Оба примерно одного возраста, родились в Нью-Йорке, специализируются на хоррорах и дебютировали вместе со студией A24. Первые две картины Эггерса — «Ведьма» и «Маяк», — сделавшие режиссеру имя, получили на влиятельном портале Rotten Tomatoes 90% положительных отзывов от критиков, что является очень высоким показателем для фильмов ужасов. На рубеже 2024 и 2025 годов вышел самый амбициозный проект Эггерса — ремейк канонического хоррора 1922 года «Носферату». Нашу рецензию об этом фильме читайте здесь.

Работают с компанией А24 и большие режиссеры. Например, самый свой неординарный фильм — «Враг» — Дэни Вильнев выпускал именно с ними. Йоргос Лантимос, прогремевший в 2024-м со своими «Бедными несчастными», выходил на международную арену с фильмами «Лобстер» и «Убийство священного оленя» тоже под лейблом A24. «Кит» — последняя вышедшая лента Даррена Аронофски, известного, в первую очередь, благодаря фильму 2000 года «Реквием по мечте». Производство, как вы уже понимаете, за студией А24.

Так почему же фильмы А24 нравятся людям и критикам?

Крупные кинокомпании рьяно бьются за каждый доллар, который они стремятся получить от зрителя. От этого их сценарии подвергаются коммерческой цензуре и вынуждены согласовываться со многими департаментами. Мейджоры не рискуют. Поэтому франшизы, бесконечные сиквелы, спин-оффы и ремейки для них — гарантия, что люди придут в кино, а фильм принесет прибыль.

В А24 диаметрально иной подход. Большая ценность студии — искренность. Для дистрибуции и производства выбираются проекты не по расчетам будущей прибыли, а по любви к кино и субъективным ощущениям. Отсюда смелые сюжеты, авторская свобода и оригинальность. Искренность ощущается в каждом проекте, что и сформировало уникальный стиль студии.

В компании А24 очень любят метафоры и двойные смыслы. Большинство лент имеет авторское высказывание на важные темы, но упакованы они часто в оригинальные формы. Такое очень ценят критики, поэтому и превозносят многие релизы студии.

Но фильмы снимают для зрителей. И так как кино — это, в первую очередь, искусство, в нем невероятно важна честность и любовь к своему делу. Люди, смотря фильмы А24, чувствуют, как на самом деле должен работать кинематограф: вызывать глубокие и новые чувства, заставлять задуматься о важных вещах и своей жизни, получать нечто более осмысленное и наполненное, чем просто аудиовизуальный аттракцион.


Фильмы студии — глубокий глоток свежего воздуха в мировом кинематографе. Это особенно ощущается на контрасте с пустыми блокбастерами, созданными исключительно для заработка.

Тем не менее компания расширяется, бюджеты становятся все больше, и остается надеется, что, даже постигая новые горизонты, А24 сохранит свою самобытность и продолжит радовать нас талантливыми и увлекательными фильмами.


Реклама
Обеспечьте безопасность персональных данных вместе с hoster.by


hoster.by — это эксперт по кибербезопасности и провайдер IT-инфраструктуры, готовый поделиться своими технологиями и опытом для обеспечения безопасного развития вашего бизнеса.

Если вы работаете с персональными данными, необходимо соблюдать требования законодательства по защите информации. Чтобы соответствовать этим требованиям и одновременно снизить расходы на инфраструктуру, выбирайте защищенный хостинг — виртуальный, облачный или на выделенном сервере. 

hoster.by возьмет на себя аудит информационной безопасности, аттестацию систем защиты информации и сопровождение IT-инфраструктуры. А вы сможете сосредоточиться на решении ключевых бизнес-задач.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by

/ Теги: Кино