Обычно люди ходят в кино на фильмы определенного режиссера либо на любимого актера или актрису. Кто-то принимает только конкретные жанры и смотрит сугубо их. Но в последнее десятилетие впервые появились зрители, которые ходят на киностудию. Такого смогла добиться яркая и независимая компания A24, успешно меняющая правила игры в мировом кинематографе. Рассказываем, как это случилось.
В конце шестидесятых любители кино устали от бесконечных вестернов, пеплумов и сексистских мелодрам. В прокате такие фильмы все чаще проваливались, кинематограф был в тупике.
Спасать ситуацию в Европе пришли молодые режиссеры французской новой волны. А в США течение подхватили такие постановщики, как Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и другие ныне культовые фигуры. Они, в свою очередь, сформировали эпоху Нового Голливуда. Это был совершенно новый подход к созданию фильмов, и так произошла революция.
Спустя 50 лет случилось нечто подобное. Когда выходили первые «Мстители» от Marvel, а индустрия франшизного кино только приближалась к своему пику, несколько талантливых мужчин из киносферы поняли: это вновь тупик. Слишком много бизнеса и несправедливо мало искусства. Кинематографу необходимо было свежее дыхание.
Так Дэниэл Кац, ведя автомобиль по итальянской автостраде А24, в 2012 году решил основать новую киностудию, пригласив опытных Дэвида Фенкеля и Джона Ходжеса к себе в помощь. Они решили заняться дистрибуцией «фильмов с особой точкой зрения» — как сами это позиционировали.
Всего через пять лет после основания компании картина «Лунный свет» получит премию Оскар за лучший фильм. В 2023-м «Все везде и сразу» станет настоящим триумфатором главной кинопремии, получив одиннадцать номинаций и выиграв в семи из них. А 2025-й начался с побед на церемонии «Золотой глобус». Картина «Бруталист» принесла сразу три статуэтки в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший актер в жанре драмы».
Вот как студия A24 смогла завоевать сердца зрителей и критиков, сильно повлияв на мировое кино.
В противовес популярным кинокомиксам и блокбастерам, сюжет которых можно определить по трейлеру, продюсеры A24 пошли в радикально другом направлении. Они дали авторам фильмов тотальную свободу и выбирали проекты с оригинальными сюжетами, где было много новаторского.
Плавание на пукающем трупе — годится. Инопланетная Скарлетт Йоханссон, пожирающая шотландцев, — прекрасно. Насильное превращение одиноких людей в животных — то что нужно.
Однако в этих фильмах есть не только эксцентричная форма и навсегда запоминающиеся образы, но и глубина. Каждая лента имеет подтекст и авторское высказывание.
Например, недавний триллер «Еретик» — о религии и кризисе веры. Неохоррор Ари Астера «Солнцестояние» — о трудностях в отношениях и расставании. «Реинкарнация» — о важности семейной коммуникации.
Ужасы — один из самых дешевых, но популярных киножанров. В A24 переизобрели хорроры, подняв новую волну популярности жанра. Они не пытаются напугать вас резкими скримерами или жуткими монстрами. Самые страшные чудовища в фильмах студии — люди, как и в реальной жизни. При этом такие фильмы ужасов не просто пугают, а доносят мысль при помощи изобретательных метафор. Жанр во многом благодаря именно фильмам от A24 даже приобрел новые термины: слоубернер, постхоррор, или неохоррор.
Но нельзя сказать, что студия выпускает только причудливые и пугающие фильмы. Палитра их картин довольно обширна. Продюсеры могут предложить зрителям милый и приятный «Середина 90-х», рассказывающий о взрослении, невероятно трогательный «Солнце мое», очень интимный «Прошлые жизни», сайфайный «После Янга», «Зона интересов», повествующий об ужасах Второй мировой. Каждый найдет кино себе по душе.
У A24 нет огромных бюджетов, и поэтому продюсеры компании концентрируются на вирусном контенте, социальных сетях и используют необычные способы продвижения.
Одним из первых успехов студии стал фильм «Отвязные каникулы» 2012 года. Тогда соцсети еще не имели сегодняшнего влияния, продвигать кино в Facebook казалось безумной идеей. Но маркетологи сделали страницу, посвященную выходу Spring Breakers, где одним из постов было изображение с персонажами ленты в стиле «Тайной вечери». Картинка набрала тысячи лайков и завирусилась, а фильм получил тонну условно-бесплатного внимания. Итог: бюджет фильма — $5 миллионов, сборы — почти $32 миллиона.
Вот еще пример. Один из персонажей ленты «Ведьмы» Роберта Эггерса — козел по имени Черный Филипп. Студия завела ему настоящий твиттер-аккаунт, с помощью которого продвигался фильм.
А сюжет картины «Из машины» Алекса Гарленда строится вокруг женщины-робота с искусственным интеллектом, которая стремится вырваться на свободу. Маркетологи А24 сделали профиль в тиндере от имени персонажа и общались через него с реальными пользователями. История привлекла внимание многих СМИ и широко распространилась в соцсетях. Интерес к фильму был разогрет, а люди пошли в кино. Профит.
Еще более интересный и нетрадиционный маркетинговый прием — оригинальный мерч по фильмам студии. Это не просто футболки с принтами, а уникальные артефакты, материализовавшиеся с экранов, которые можно купить. Например, пальцы-сосиски из «Все везде и сразу».
Вы наверняка замечали, что постеры фильмов часто очень похожи друг на друга. Особенно в рамках одного жанра. Одинаковые композиции, цвета, расположение персонажей. А24 и здесь идет своей дорогой. Для фильмов студии рисуют художественные, зачастую минималистичные и нестандартные обложки. Такие хочется распечатать и повесить на стену, ведь от них не пахнет маркетингом.
Все эти хитрые ходы не только позволяют компании дешево и эффективно монетизировать фильмы, но и сильно сближают зрителей с кинорелизами. От чего и появились фанаты конкретной студии, чего раньше не было никогда.
Некоторые молодые суперзвезды кино, которых мы нынче часто встречаем на экранах, стали популярны именно благодаря компании А24.
Например, Аня Тейлор-Джой получила известность и мощный толчок к успешной карьере благодаря хоррору Роберта Эггерса «Ведьма» в 2015 году. О Флоренс Пью всерьез заговорили после ее работы в «Солнцестоянии» Ари Астера, где она превосходно сыграла главную героиню. А Зендея обрела всемирную известность благодаря сериалу «Эйфория», который тоже был создан при участии студии A24. В 2024-м все три актрисы появились в главном блокбастере года — «Дюна: Часть вторая».
Но, помимо раскрытия новых талантов, фильмы студии предоставляют площадку для самовыражения и уже состоявшимся звездам. Некоторым удалось перезагрузить карьеру за счет необычных ролей в смелых проектах.
Роберт Паттинсон у всех ассоциировался, в первую очередь, с персонажем Эдварда из вселенной «Сумерек». Но благодаря фильмам «Хорошее время» и, в особенности, «Маяк» актер смог показать свои нераскрытые драматические стороны и изменить мнение зрителей о себе.
Так же поступил и Дэниэл Рэдклифф, обреченный навсегда быть «мальчиком, который выжил». Вряд ли кто-то мог бы предложить актеру более экстраординарную и смелую роль, чем А24. Дэниэлу пришлось играть того самого трупа в эксцентричном «Человек — швейцарский нож».
Трогательное реанимирование карьеры благодаря А24 произошло с Бренданом Фрейзером. Актер стал звездой благодаря фильмам «Джордж из джунглей» и «Мумия», вышедшим в конце 90-х. В то время он был одним из самых перспективных талантов своего времени и считался настоящим секс-символом. Но, к сожалению, в его жизни случился ряд горьких событий, из-за которых Брендан впал в депрессию и надолго исчез с больших экранов. В 2021 году началась работа над фильмом Даррена Аронофски «Кит», где главную роль получил Фрейзер. Премьера состоялась годом позже на венецианском кинофестивале. Там актера удостоили шестиминутных оваций, а сам Брендан не сумел сдержать слез. В том же 2022-м за роль в «Ките» Брендан Фрейзер получил первый в своей жизни Оскар за лучшую мужскую роль. А еще через год актер уже снимался у Мартина Скорсезе в «Убийцах цветочной луны».
Похожим образом выглядит ситуация и с режиссерами. Самой яркой звездой, зажженной студией, безусловно, можно считать Грету Гервиг. Ее первый полноценный дебют состоялся именно на А24 — нежная драма о взрослении «Леди Берд». Спустя шесть лет после дебюта Гервиг станет первой женщиной-режиссером, чей фильм собрал в прокате более одного миллиарда долларов. Этой картиной был хит 2023 года «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях.
Дэниел Кван и Дэниел Шайнерт работают в режиссерском дуэте под псевдонимом «Дэниелы». Их дебютом был все тот же «Человек — швейцарский нож». А вторая картина молодых постановщиков сразу сделала из них суперзвезд. «Все везде и сразу», написанный и снятый Дэниелами, стал триумфатором премии Оскар в 2023 году.
Ари Астер, громко заявивший о себе инновационным подходом к хоррор-фильмам, также дебютировал и снял все свои три полноформатные картины в сотрудничестве с A24. Его «Реинкарнация», «Солнцестояние» и «Все страхи Бо» были высоко оценены критиками и хорошо приняты зрителями. Один из самых уважаемых режиссеров-современников Мартин Скорсезе назвал фильмы Астера «одним из самых необычных новых голосов в мировом кино» и заявил, что стиль и темп его последней картины «Убийцы цветочной луны» был вдохновлен именно работами этого режиссера.
Своеобразным творческим братом Ари Астера можно назвать Роберта Эггерса. Оба примерно одного возраста, родились в Нью-Йорке, специализируются на хоррорах и дебютировали вместе со студией A24. Первые две картины Эггерса — «Ведьма» и «Маяк», — сделавшие режиссеру имя, получили на влиятельном портале Rotten Tomatoes 90% положительных отзывов от критиков, что является очень высоким показателем для фильмов ужасов. На рубеже 2024 и 2025 годов вышел самый амбициозный проект Эггерса — ремейк канонического хоррора 1922 года «Носферату». Нашу рецензию об этом фильме читайте здесь.
Работают с компанией А24 и большие режиссеры. Например, самый свой неординарный фильм — «Враг» — Дэни Вильнев выпускал именно с ними. Йоргос Лантимос, прогремевший в 2024-м со своими «Бедными несчастными», выходил на международную арену с фильмами «Лобстер» и «Убийство священного оленя» тоже под лейблом A24. «Кит» — последняя вышедшая лента Даррена Аронофски, известного, в первую очередь, благодаря фильму 2000 года «Реквием по мечте». Производство, как вы уже понимаете, за студией А24.
Крупные кинокомпании рьяно бьются за каждый доллар, который они стремятся получить от зрителя. От этого их сценарии подвергаются коммерческой цензуре и вынуждены согласовываться со многими департаментами. Мейджоры не рискуют. Поэтому франшизы, бесконечные сиквелы, спин-оффы и ремейки для них — гарантия, что люди придут в кино, а фильм принесет прибыль.
В А24 диаметрально иной подход. Большая ценность студии — искренность. Для дистрибуции и производства выбираются проекты не по расчетам будущей прибыли, а по любви к кино и субъективным ощущениям. Отсюда смелые сюжеты, авторская свобода и оригинальность. Искренность ощущается в каждом проекте, что и сформировало уникальный стиль студии.
В компании А24 очень любят метафоры и двойные смыслы. Большинство лент имеет авторское высказывание на важные темы, но упакованы они часто в оригинальные формы. Такое очень ценят критики, поэтому и превозносят многие релизы студии.
Но фильмы снимают для зрителей. И так как кино — это, в первую очередь, искусство, в нем невероятно важна честность и любовь к своему делу. Люди, смотря фильмы А24, чувствуют, как на самом деле должен работать кинематограф: вызывать глубокие и новые чувства, заставлять задуматься о важных вещах и своей жизни, получать нечто более осмысленное и наполненное, чем просто аудиовизуальный аттракцион.
Фильмы студии — глубокий глоток свежего воздуха в мировом кинематографе. Это особенно ощущается на контрасте с пустыми блокбастерами, созданными исключительно для заработка.
Тем не менее компания расширяется, бюджеты становятся все больше, и остается надеется, что, даже постигая новые горизонты, А24 сохранит свою самобытность и продолжит радовать нас талантливыми и увлекательными фильмами.
hoster.by — это эксперт по кибербезопасности и провайдер IT-инфраструктуры, готовый поделиться своими технологиями и опытом для обеспечения безопасного развития вашего бизнеса.
Если вы работаете с персональными данными, необходимо соблюдать требования законодательства по защите информации. Чтобы соответствовать этим требованиям и одновременно снизить расходы на инфраструктуру, выбирайте защищенный хостинг — виртуальный, облачный или на выделенном сервере.
hoster.by возьмет на себя аудит информационной безопасности, аттестацию систем защиты информации и сопровождение IT-инфраструктуры. А вы сможете сосредоточиться на решении ключевых бизнес-задач.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by