Новая игра студии BioWare — проект со сложной судьбой. Первые новости о разработке The Veilguard промелькнули в сети аж в 2015-м. За это время проект успел сменить несколько названий и концепций, и к 2024-му от изначальной идеи не осталось и следа. Рассказываем, получилось ли у BioWare вернуть «тот самый Dragon Age», или же нам досталась игра на один раз.
Серия фэнтезийных RPG, выходящая с 2009 года. Первая часть Dragon Age была встречена с распростертыми объятиями как критиками, так и обычными геймерами. И те, и другие отмечали мрачный, но притягательный сеттинг, хорошо прописанные диалоги и продуманную боевую систему.
В 2011-м случился Dragon Age 2. Теперь на первом плане были не тактика и ролевой отыгрыш, а динамика и привязка к сценарию. Изменился и масштаб происходящего: если в первой части мы носились по целому королевству, то в сиквеле бродим по одному городу и его окрестностям.
Камерность вышла из чата в Dragon Age: Inquisition. Третья часть серии стала масштабнее во всех планах. Больше соратников, больше открытых локаций и больше вещей, поставленных на карту: в сиквеле мы бились за сохранность Киркволла, а тут бодаемся за весь мир.
Что делает четвертая часть? Напрочь забывает о том, чем Dragon Age была на самом старте, и переодевается из классической RPG в Action/RPG. У этой стратегии есть как минусы, так и плюсы, но для начала давайте разберемся с завязкой The Veilguard.
The Veilguard — это когда ты только-только создал персонаж, а через пару минут уже уворачиваешься от демонов, которые сыплются из прорех в реальности. Компанию игроку составляет Варрик: постаревший гном-разбойник объясняет, что здешний бардак происходит из-за Соласа. Напарник игрока из Inquisition, оказавшийся древним богом-трикстером, решил уничтожить Завесу — грань, отделяющую реальный мир от таинственной Тени.
Ничего хорошего для жителей Тедаса в этом нет: если Солас осуществит задуманное, то демоны, запертые в Тени, заполнят континент. Чтобы не допустить этого, главный герой на пару с соратниками нарушают ритуал Соласа. В итоге Завеса остается целой. Но из Тени выбираются Эльгарнан и Гиланнайн — оскверненные эльфийские боги, заточенные Соласом.
Самого Соласа затягивает в Тень. Оттуда он связывается с протагонистом и сообщает, что теперь ему придется расхлебывать всю эту колдовскую кашу самостоятельно. Мол, Эльгарнан и Гиланнайн — существа кровожадные, извращенные и мстительные, и Солас на их фоне — робкая эльфийская овечка. Чтобы их ликвидировать, игроку понадобятся напарники и пристанище. Последнее он получает в Тени, а вот сбором союзников придется заняться самому.
Сценарно The Veilguard напоминает добротный блокбастер от Marvel. Тут тоже есть мировая угроза, необходимость в сборе суперкоманды и база, на которой они будут обитать. Героическая принадлежность протагониста также обозначается на старте. Если в первом Dragon Age мы начинали за безликого кандидата в Серые стражи, то в The Veilguard сразу дают понять, что в прошлом вы уже творили великие дела. Просто в этот раз нас ждет квест мирового уровня.
На выбор есть четыре расы. Погеройствовать можно за человека, эльфа, гнома или кунари. Гномы могут быть или разбойниками, или воинами: для остальных рас также доступна профессия мага.
Редактор персонажа здесь добротный, практически на уровне с Dragon's Dogma 2. Одну только голову вашего героя можно отредактировать по восьми параметрам, у каждого из которого будет по пачке подпунктов. Лично я баловался с редактором больше часа. В итоге у меня получился фактурный маг-кунари, который после дальнейших преображений стал напоминать черта из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Отмечу, что внешность своего героя (как и набор приобретенных умений) можно будет поменять в любой момент. Что нельзя будет изменить, так это прошлое протагониста, Рука. Предысторий здесь шесть, и каждый вариант влияет на то, как к вам будут относиться другие персонажи. Мой Рук стал выходцем из Дозора Скорби, элитного ордена некромантов. С одной стороны, в прошлом он остановил восстание нежити. С другой — некромантов уважают не все: например, местный лидер Серых стражей к моей персоне относится с максимальным презрением.
В The Veilguard будет семь спутников. Из Inquisition сюда перекочевала гном-разведчица Хардинг. Все остальные компаньоны — новички в мире Dragon Age.
Например, Нэв — частный детектив, специализирующийся на магии льда. Беллара — эльфийка, одержимая древними артефактами. Серых стражей представляет Дарвин — эльф с ручным грифоном. Одним из самых колоритных напарников стал Луканис — ассасин, одержимый демоном. За ум и галантность в команде отвечает некромант Эммрик, за грубую силу — воительница-кунари Тааш.
На каждое задание с собой можно брать двух компаньонов. Отмечу, что в The Veilguard напарники максимально независимы от действий игрока. Например, в бою им нельзя приказать бежать в определенную точку: игрок лишь корректирует направление их атаки и применение способностей. Самостоятельность проявляется и вне поля боя: в иной раз Нэв можно не застать на месте из-за того, что она решила наведаться в гости к Белларе.
Хорошо прописанные союзники всегда были отличительной чертой Dragon Age. В The Veilguard исключения не случилось: у каждого компаньона Рука есть своя предыстория, мотивы и мнение по поводу того, что происходит в игре. Ощущения, что ты бродишь в компании безвольных NPC, нет.
От боевых частей прошлых выпусков серии в The Veilguard осталась лишь тень. Здешний стиль и система сражений отличаются даже от предшествующей Inquisition, а связь с боевкой оригинальной Dragon Age тут вообще призрачная.
Во-первых, самостоятельность персонажей. Про самодостаточность спутников мы говорили выше: теперь это не пешки, а самостоятельные фигуры, действия которых вы можете лишь корректировать.
Во-вторых, тактика боя. Это первая часть Dragon Age, в которой для победы над боссом мне не понадобилась тактическая пауза. Все из-за того, насколько динамично здесь проходят сражения. Маг в оригинальном Dragon Age — это истукан в мантии, размахивающий светящимися посохом. Маг в The Veilguard — чуть ли не ассасин, который в одного врага запустит метеорит, а ко второму телепортируется, чтобы полоснуть кинжалом. Да, теперь у магов два стиля боя: первый завязан на использовании посоха, второй — кинжала и магической сферы.
BioWare пересмотрели не только стратегию сражений, но и то, какое место в этих сражениях занимают разные персонажи. В этой части Dragon Age грань между магом, разбойником и воином не такая явная, как в предшествующих играх. Теперь классы самодостаточны, и на рейд не нужно брать воина для того, чтобы защитить мага: последний позаботится о своей безопасности самостоятельно. Для этого у каждого персонажа есть четыре выбранных скила, маневрирование, блок и набор базовых атак.
К чему это приводит? Во-первых, вам не нужно мыслить стратегически при подборе отряда для задания. Например, если вас раздражает Тааш, то не надо тащить ее с собой из-за того, что она воин: с ее задачами справятся и маги, и разбойники. Во-вторых, сражения происходят здесь максимально динамично и по своему характеру напоминают не Inquisition, а столкновения в Hogwarts Legacy, God of War: Ragnarök и Star Wars Jedi: Survivor.
В сети бурчат по поводу того, что The Veilguard утеряла дух серии. Мол, от атмосферы мрачного фэнтези тут не осталось и следа. Но фишка в том, что «мрачным фэнтези» была только первая часть. Все остальные выпуски серии — это попытки BioWare в эксперименты.
Помните аналогию с блокбастером Marvel, которую мы приводили в начале текста? На самом деле через такую призму стоит воспринимать весь The Veilguard. Это супергеройское приключение с обязательным для этого жанра пафосом и обязательной же победой добра над злом.
Вы рассчитывали на «мрачняк» с упором на тактику, крафт и стратегическую прокачку персонажа? Тогда у этой игры нет шансов завоевать ваше радушие. Как минимум из-за того, что The Veilguard не пытается быть обновленной дебютной Dragon Age.
Но если вы целились в бодрое приключение с классным визуалом, с разношерстными локациями и простой, но приятной историей, то «четверка» может прийтись вам по нраву. И судя по тому, что The Veilguard поставила новый рекорд по пиковому онлайну в Steam, а 75% игроков остаются довольны релизом, то возвращение BioWare в стойло получилось удачным.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by