Из пасты в руках держали только зубную? Не понимаете, как все эти комплектующие умещаются в корпусе? Понятия не имеете, как выглядит «материнка», но все равно хотите своими руками собрать геймерский ПК? Мы за вас задали 13 наивных вопросов специалисту, постоянно собирающему компьютеры под разные бюджеты и цели. Комплектующие, процесс сборки, когда и что менять — разберемся во всем по порядку.
К Дмитрию Филановичу, продукт-менеджеру HAFF.by. Он постоянно тестирует топовое железо и регулярно консультирует нас по поводу актуальных компьютерных сборок. И сейчас он дал нам парочку советов, как собрать свой первый геймерский ПК и нигде не облажаться.
— Какие компоненты обязательно должны быть в ПК?
— Они всегда одинаковые. Процессор, материнская плата, охлаждение, системный накопитель, оперативная память, блок питания и корпус.
Остается восьмой пункт — видеокарта. В игровом компе она дискретная. Т. е. это отдельное устройство, которое вставляется в материнскую плату. Если же мы говорим про мультимедийные или офисные решения, то там видеокарта обычно интегрированная, т. е. находится прямо под крышкой процессора.
— Как сделать так, чтобы комплектующие не конфликтовали друг с другом?
— В первую очередь речь идет про совместимость, обусловленную стандартами. Все эти нюансы с точки зрения совместимости всегда указываются мелким шрифтом.
Основой компьютера являются два компонента: материнская плата и процессор. Ключевой характеристикой совместимости является сокет, лежащий в основе обоих устройств. Например, если у материнской платы процессорный сокет LGA1700, то в него должен быть установлен процессор сокета LGA1700.
Второй аспект — совместимость оперативной памяти с конфигурацией материнской платы и процессора. Например, на сокете LGA1700 процессор может поддерживать как DDR4 память, так и DDR5. Все зависит от того, в какую именно материнскую плату он установлен, т. к. процессор в рамках переходного периода оснащается контроллером памяти с поддержкой обоих стандартов памяти.
Дальше — охлаждение. Сокет материнской платы имеет определенные размеры для крепления систем охлаждения, и они должны совпадать. Есть кулеры, которые сделаны под определенный сокет, и ни на какой другой ты его уже не поставишь.
Что касается видеокарты. Если есть относительно современная материнская плата с PCIE-слотом, то видеокарту можно установить и она будет работать. Вопрос в том, как именно. Актуальные видеокарты идут с шиной PCIE 4.0 с 16 линиями. А версией PCIE и количеством доступных линий и характеризуется пиковая пропускная способность шины
Но у человека может быть старый компьютер, из условного 2010-го. Физически он установить видеокарту сможет, но там наверняка будет шина PCIE 2.0 со сниженной в четыре раза пропускной способностью. И видеокарта будет работать с уменьшенной производительностью.
Для блоков питания и корпусов также есть габаритные стандарты. В спецификации к корпусу обычно указано, какой блок питания он поддерживает. Есть маленькие корпуса, которые поддерживают полноценные блоки питания. И большие корпуса, которые поддерживают только маленькие блоки.
— Как собрать все комплектующие в корпусе так, чтобы ничего не сломать?
— Опыт является ключевым фактором. Но даже профессиональные сборщики, которые собирают по 200 компов в неделю, могут ошибаться. Например, ронять отвертки на материнские платы.
Поэтому собирать все нужно медленно и последовательно, согласно инструкции к материнской плате и монтажу охлаждения, потому что последний является наиболее сложным из-за возможной несовместимости креплений. Но если следовать мануалам, то даже видео смотреть необязательно: там все грамотно расписано.
— Что такое термопаста и как часто ее нужно менять?
— Это термоинтерфейс с теплопроводностью, существенно более высокой, чем у воздуха. Термопаста наносится между крышкой процессора или чипом видеокарты и системой охлаждения для того, чтобы удалить воздух и ускорить процесс передачи тепла. Слой термопасты должен быть максимально тонкий.
Основным фактором при подборе термопасты является теплопроводность — чем она выше, тем лучше. Поэтому использовать дешевые термопасты вроде КПТ-8 бессмысленно: будет то же самое, что установить кулер без термопасты.
Метод нанесения зависит от состава термопасты. Самые популярные — жидкие, вроде Arctic, которые легко размазываются пластиковой карточкой по всей поверхности крышки процессора или чипа. Такие термопасты наиболее оптимальны для новичков. Премиальные решения по своей структуре больше похожи на пластилин: без опыта и специального фена нанести их проблематично.
Когда нужно менять пасту? Все зависит от термонагруженности. Если у вас маломощный процессор уровня Intel Core i3-12100 и видеокарта вроде GeForce RTX 3050 и все, что вы делаете, так это запускаете третьих «Героев» и YouTube, то термопасту можно вообще не менять. Но если мы говорим про мощный процессор вроде Intel Core i9-14900KS, то там изменения происходят гораздо быстрее.
В ПК с мощным железом термопасту меняют минимум раз в год. Это необходимость, которая продлевает срок работы комплектующих. Также важно уделять внимание запыленности системы: иногда встречаются компы, которым приходится на вентиляторах системы охлаждения вращать половину кота. Поэтому хотя бы раз в неделю нужно очищать отдельные пылевые фильтры или сетку передней панели корпуса.
— Видеокарта — самая важная комплектующая в игровом ПК?
— Безусловно. Именно видеокарта отвечает за те самые FPS. Все остальные компоненты для игр менее важны. Но признак системности никуда не уходит. Если мы хотим получить удовольствие от работы с компьютером, то важно не наделать ошибок, из-за которых пострадает производительность любой видеокарты. Есть уровень баланса, к которому нужно стремиться.
— Какие процессоры лучше — от Intel или AMD?
— Правильного ответа нет, потому что он сильно зависит от задачи, которая стоит перед процессором. Даже если мы возьмем самое дорогое, что можно найти на рынке, могут проявиться нюансы. Например, выдающийся в рабочих задачах Ryzen 9 7950X уступит в играх более дешевому Intel Core i5-14600KF.
Есть Intel Core i9-14900KS и AMD Ryzen 7 7800X3D, которые обеспечивают максимальную игровую производительность с точки зрения процессора. Но они требуют очень дорогих материнских плат и очень мощного охлаждения. Пользователю такая мощность при столь высоких расходах может быть просто не нужна.
Если есть конкретная цель, например, играть в Cyberpunk 2077 на мониторе с 2К-разрешением, то можно использовать любой 6—8-ядерный процессор из актуальных поколений. Они будут практически идентичны, потому что производительность будет упираться в возможности видеокарты.
— 32 Гб оперативной памяти — это современный стандарт?
— Это так. Был период, когда оперативная память DDR4 сильно подешевела, а ближе к концу 2023-го сильно подешевела и DDR5. И память объемом 32 Гб можно было приобрести по цене, эквивалентной комплекту 2 по 8 Гб годом ранее. Последний сложно рекомендовать вне каких-то сверхбюджетных сборок.
Но память — это биржевой товар без постоянной цены. Например, из-за землетрясения на Тайване многие производства были остановлены и цена на SSD и DRAM стремительно растет. Она уже подорожала с начала года на 15—20% и к августу подорожает еще сильнее.
Из-за этого некоторые пользователи могут остановиться на комплекте 2 по 8 Гб. Но его хватит для ААА-игр с разрешением FullHD и 2К разве что впритык.
— Можно ли забыть про классические жесткие диски?
— Убежден, что да. Если мы говорим про пользовательский сегмент, то про «харды» можно забыть по ряду причин.
Во-первых, сейчас цена терабайта на SSD стала практически равной терабайту на жестком диске. Во-вторых, миф о надежности «хардов» давно опровергнут исследованиями: на дистанции в 5—10 лет объем вышедших из строя SSD был в десятки раз ниже, чем «хардов». И в отличие от HDD, SSD практически не подвержен физическому износу : даже если вы уроните его во время сборки, то скорее всего с ним ничего не случится.
— Жидкостная система охлаждения эффективнее воздушной?
— Все так. Проблема воздушного охлаждения заключается в конструкции. За перенос тепла от основания к ребрам радиатора у кулеров отвечают теплотрубки, а их возможности конечны. Единственное, что здесь остается для наращивания эффективности, — увеличение количества теплотрубок и площади пластин радиатора. И тут на первый план выходят габариты: бесконечно расти не позволят ни корпус, ни вес. Из-за этого топовые воздушные кулеры адекватного размера могут приблизиться к реальной теплоемкости в 300 Вт.
Для жидкостной системы охлаждения ограничений как таковых нет. Тут используется подготовленная жидкость, а это самый лучший теплоноситель. Она переносит столько тепла, сколько есть. Чем больше объем системы жидкостного охлаждения, тем больше тепла она может перенести.
Теплоемкость лучших серийных моделей AIO — 400—450 Вт. При этом жидкостное охлаждение снимает тепло быстрее, чем воздушное.
— Может ли сейчас компьютер для нормальной игры в ААА-проекты 2024 года стоить 2000 рублей?
— На сегодняшний день — нет. По озвученным требованиям, это должна быть видеокарта GeForce RTX 4060 или, если где-то еще такая есть на складах, RTX 3060. Стоимость такого ПК сейчас — 2400—3000 рублей.
За 3000 рублей сейчас получается очень хороший компьютер. Там может быть процессор AMD Ryzen 5 5600 или Intel Core i5-12400F, 32 Гб оперативной памяти, терабайтный SSD плюс та же GeForce RTX 4060.
— Может ли современный игровой ПК быть миниатюрным?
— Самый компактный по размеру компьютер, который я собирал из очень производительного железа, был объемом 11 литров. Собран он был на базе кастомного корпуса, заказанного в США. При этом там были GeForce RTX 3080 Ti и AMD Ryzen 9 5900X. Так что компактные, но производительные решения сейчас собрать можно.
— Как долго можно не обновлять ПК, например, за три тысячи долларов?
— Нынешний горизонт планирования по компьютерному железу — 2—3 года. Вне зависимости от того, что у вас сейчас установлено: Intel Core i9-14900KS с RTX 4090 или AMD Ryzen 5 7500F с RTX 4070.
Все обусловлено тем, что мы не знаем планов той же Nvidia. Мы видим гигантские скачки производительности между разными поколениями, как это было с микроархитектурами Maxwell и Pascal. И можем видеть минорные обновления, как это было с трехтысячной и четырехтысячной серией, когда новая RTX 4060 недалеко ушла от RTX 3060.
Есть высокая вероятность того, что через три года новое железо может быть в два раза производительнее того, что есть на данный момент. Но этого может и не случиться.
Поэтому всем, кто хочет купить очень дорогой ПК для того, чтобы потом семь лет ничего не обновлять, предлагаю покупать компьютер для задач «здесь и сейчас». И частично обновить его через два-три года. Это как «правило iPhone», когда самый дешевый iPhone — это тот, который ты обновляешь каждый год.
— Игровой ноутбук может заменить ПК?
— Любой грамотный человек, подкованный в теме железа, имеет однозначную позицию: игровые ноутбуки — это сегмент, которого не должно существовать.
Найти обоснование большой вычислительной мощи в мобильном варианте очень сложно. Видеокарта уровня RTX 4080 в игровом ноутбуке по своей реальной производительности равна 4060 в настольном ПК. Ты попросту переплачиваешь.
И при весьма внушительном потреблении энергии игровой ноутбук живет от батареи час-полтора. Т. е. ты все равно прикован к розетке. В чем тогда смысл, если за цену топового игрового ноутбука можно собрать игровой ПК с монитором? И еще хватит на простой ноутбук за 900—1000 рублей.
Отмечу, что процент обращений в сервисный центр по игровым ноутбукам в течение первого года может достигать 25—30%. Тут как заурядные истории вроде необходимости смены термоинтерфейса, который из коробки традиционно плох, так и проблемы более серьезного характера — с дисплеем, шлейфами, клавиатурой или тачпадом. Или повреждения устройства самим пользователем, чаще всего из-за падения или залития жидкостью.
Так что обладатели игровых ноутбуков похожи на владельцев старых Land Rover: они тоже живут на СТО.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by