Не все технологии одинаково полезны, одно из ярких тому доказательств — 3D-экраны в телевизорах. Производители тратили огромные деньги на разработку, а затем и рекламу, пытаясь заставить людей использовать новые возможности их продуктов. Ничем хорошим дело не закончилось. Можно ли было предугадать провал? Вероятно, нет, так как в «3D-гонке» участвовали слишком многие.
С метавселенными, казалось, все будет иначе. Они чем-то напоминали криптовалюты — еще одно нечто неосязаемое и с туманными, но очень интересными перспективами. Однако прослеживается и то, что с самого начала связывало метаверсы с приснопамятными 3D-телевизорами: вокруг виртуальных миров создавалась искусственная популярность. Из каждого подключенного к интернету утюга кричали, как это круто (не сейчас, а в перспективе), но проверить заявления было нельзя.
Криптовалюты и ИИ нового поколения, к которым относится ChatGPT и Ко, набирали популярность гармонично. Более того, к ним относились вначале скептически, а затем начинали даже опасаться — когда стало понятно, что контролировать процессы сложно, но все этим пользуются (не все, конечно, но влияние перешло на глобальный уровень).
Метавселенные могли бы тихонько вариться и постепенно либо эволюционировать во что-то полезное, либо исчезнуть, как другие невостребованные на данный момент технологии. Однако в гонку включился Марк Цукерберг, который своим авторитетом и деньгами намеревался захватить пока несуществующий рынок метаверсов. Были и другие, но те действовали с меньшей помпой, и все больше походило на пробу пера. А вот один из создателей Facebook пошел напролом.
Само собой, идею метавселенных предложили давно. Из ярких примеров — фильм «Трон», которому уж больше 40 лет, была (и есть) игра Second Life. А еще есть «Экзистенция», «Матрица» и уйма других примеров, хотя считается, что впервые сам термин «метавселенная» предложил писатель-фантаст Нил Стивенсон в романе «Лавина» 1992 года.
В 2021 году Марк Цукерберг сделал ход конем: переименовал компанию из Facebook в Meta (считалось, что в том числе ради спасения сильно подпорченной репутации), создал натуральный хайп, в который включились инвесторы с Уолл-стрит. Марк считал, что метавселенная — это будущее интернета (как минимум мобильного). Мол, он будет «жить» не в компьютерах и смартфонах, а в шлемах виртуальной реальности. Дело за малым: создать бесконечные виртуальные миры, наполнить их контентом и предоставить инструменты для жизни в них.
В 2021 году Цукерберг сообщил о планах нанять 10 тыс. человек для работы над метавселенной и, как стало известно позже, начал агрессивную кампанию по переманиванию специалистов. Как насчет годовой зарплаты для «обычного» программиста под VR в $600—800 тыс. плюс бонусы, которые увеличивали выплаты до миллиона долларов? Это примерно в два раза больше, чем тогда предлагали крупнейшие игровые компании, и больше, чем получают топовые VR-разработчики в Apple или Google (средние же показатели — $538,8 тыс. в Meta против $495 тыс. в Apple и $440 тыс. в Google, а базовые зарплаты везде примерно одинаковые).
По словам главы фирмы, которая занимается подбором персонала для технологических компаний, «$500 тысяч и больше — это нормально». Но в случае, когда речь идет о действительно талантливых инженерах и тимлидах, добавил Патрик Макадамс из Andiamo.
Марк Цукерберг не останавливался и осенью того же 2021 года рассказал о планах вложить в развитие виртуальной реальности для начала $10 млрд — в проект Facebook Reality Labs. Именно на него возлагались обязательства по созданию «метавселенной Цукерберга».
А уже весной 2022-го сотрудники теперь уже компании Meta стали называть Марка Цукерберга одержимым. Проблема заключалась в том, что мало кто помимо главы компании понимал, над чем они работают и как все будет выглядеть. Один из бывших руководителей подразделений заявил, что для Цукерберга на тот момент существовала одна тема для разговоров: метавселенная.
Много позже появилось возможное объяснение причин того, почему инвесторы и Цукерберг оказались во власти идеи метавселенных: его озвучил обозреватель New York Magazine Джон Херманн. По его мнению, в период пандемии возникло заблуждение о том, что весь мир разбежался по домам и теперь всегда будет работать удаленно. Да и жить тоже: мол, никто не будет ходить по магазинам, в кино — отпадет необходимость выходить на улицу, а метаверсы заменят реальность.
Получилась, по словам колумниста, «интоксикация ценной идеей», в которой решением всех проблем стала метавселенная. Херманн, правда, продолжил мысль: теперь, по его мнению, новой фантазией является искусственный интеллект — его автор также считает временным явлением (или, как минимум, не таким уж «меняющим правила игры»). И нужно быть объективными: ChatGPT и аналоги сейчас действительно превратились в новый хайп.
Но еще недавно вся Кремниевая долина тратила миллиарды долларов на метавселенные, не особенно отдавая отчет в том, зачем они занимаются их созданием. «Все делают, и мы будем», — скорее всего, примерно такие мысли звучали в головах ответственных лиц из Microsoft, NVIDIA, Epic Games, Google, Binance и более «специализированных» Roblox, The Sandbox и многих других. Впрочем, кому-то удавалось заработать на метаверсах: концерты в Fortnite приносят неплохие деньги, да и Roblox купалась в лучах славы, но это пионеры индустрии.
Метавселенные со временем стали бы чем-то большим, чем развлекательными площадками и платформами для NFT-гиков (хотя это очень спорный вопрос на фоне того, что попасть в них можно лишь с помощью дорогих и очень специфических устройств — шлемов виртуальной реальности), но подножку им поставил искусственный интеллект. Все банально: потоки денег, которые и так стали редеть, перенаправили на новый хайп.
Звучали и более радикальные мнения: мол, Цукерберг предложил полуготовый концепт, который так и не обрел ожидаемых черт, а бесконечно тратить деньги не готов никто. Это правда, так как за прошедшее время ничего нового и примечательного в виртуальных мирах не случилось, толпы народа в Horizon Worlds (это собственный VR-проект Meta) не хлынули — некуда, некому и незачем.
Не оправдались надежды на то, что чуть ли не у каждой крупной технологической компании в мире есть что предложить для метавселенных, а также надежды на миллиарды пользователей, о которых грезил Цукерберг. Тем более Horizon Worlds в пике более чем в два раза отставала от собственного плана по количеству активных пользователей, другие проекты привлекали на несколько порядков меньше юзеров, чем ожидалось.
И вот в январе 2023 года виртуальную платформу AltSpaceVR закрыла Microsoft, в марте — Disney, затем Walmart прекратила сотрудничество с Roblox. Вряд ли прогнозы о том, что к 2026 году в виртуальных мирах регулярно будут проводить время 25% всех интернет-пользователей, а экономика метаверсов достигнет емкости в $13 трлн в течение 10 лет, сбудутся.
А в марте этого года Цукерберг сообщил о крупнейшей единовременной инвестиции в искусственный интеллект и проекты по его интеграции в каждый продукт Meta. Утверждается, что проект метавселенной, в который компания вложила в том или ином виде $100 млрд (вероятно, это очень обобщенная сумма, так как в официальных отчетах фигурируют более скромные $24—29 млрд за два года), поставили на паузу и теперь все в компании заняты генеративным ИИ.
Появился даже слух, что Марк «наелся» метавселенными окончательно, однако на днях глава бизнес-подразделения Meta опроверг информацию, заявив, что компания «очень заинтересована» в метаверсах. Но добавил, что до реализации оригинального концепта пройдет еще лет пять-десять.
За прошедшие полгода Meta уволила 11 тыс. человек, а недавно сообщила о планах сократить еще 10 тыс. Марк Цукерберг в довесок назвал 2023-й «годом эффективности», пообещав убрать «лишние проекты» и проредить звенья управленцев, чем, видимо, и занят.
Сейчас все экспертизы и ресурсы направлены на ИИ. Meta активно включается в процесс, анонсируя AI Sandbox — правда, это инструменты не для пользователей, а для рекламодателей, которые приносят деньги социальной сети. Но, может, в будущем ИИ поможет Цукербергу создать настоящую метавселенную. Если у него все получится с искусственным интеллектом.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by