По статистике форума Stack Overflow за 2022 год, из 70 тысяч IT-специалистов лишь 5,1% — женщины. Одни из-за такого положения дел лишь ворчат, другие пытаются исправить ситуацию. К последней категории относится Ксения Бессчастнова, основательница IT-школы для девушек Codegirl School. Мы поговорили с ней о женщинах в IT, особенностях бизнеса «только для девочек» и о том, каково это — сознательно отказываться от части клиентов ради идеи.
Ксения — одна из тех счастливчиков, которые в школе дружили с математикой и физикой. Поэтому и университет она выбирала с этими дисциплинами.
Изначально девушка рассматривала факультет прикладной математики, но в последний момент решила поступать на механико-математический. Мол, раз в названии есть «механика», точно будет что-то, связанное с физикой. Но было и кое-что другое:
— Когда началось обучение, пошли пары по программированию. И я вообще не понимала, что на них нужно делать: у меня не было никакого опыта работы с компьютерами, максимум — Sims и Word.
Плюс вокруг одни парни, и возникали мысли «ну, программирование все-таки мужское занятие». Я уже была близка к тому, чтобы забирать документы и менять университет, но все изменили пары по веб-дизайну. Там преподавателем была молодая девушка, и обучала она интересно. Этот предмет меня увлек.
Пока Ксения открывала для себя прелести верстки и веб-программирования, постучался ее отец — попросил сделать и продвинуть сайт для своей небольшой компании по ремонту дорог:
— Я тогда с SEO никак связана не была и решила пойти на курсы, вдруг это будет мое. Отучилась на курсах по SEO-оптимизации, начала работать над сайтом для папы и поняла, что разрабатывать и верстать сайты мне нравится, а продвигать — вообще нет.
Поэтому я пошла на другие курсы, уже по JavaScript. У меня были пары в универе по этому языку, но тогда я не понимала, зачем они мне нужны. Я списывала и кое-как сдавала зачеты. Но после уже осмысленно пошла на курсы.
Изучила JavaScript — и устроилась в EPAM, фронтендом на американский проект. А через год появилась возможность поработать ментором. Можно было самостоятельно набрать себе учеников, а можно было взять тех, кого дают. Я выбрала второе, поэтому у меня в учениках были и девочки, и мальчики, и даже мужчины старшего возраста.
Со временем я поняла, что и мне с девочками работать комфортнее, и им со мной взаимодействовать приятнее, чем с преподавателями-мужчинами. Пример в виде меня для них был мотивацией: если эта девочка смогла, то и у меня получится.
Когда можно было вновь самостоятельно выбирать студентов, Ксения решила учить только девушек. Менторство не оплачивалось, но было для нее классной отдушиной. Она обсуждала это со своей тетей, и та спросила, почему бы не превратить эту отдушину в полноценную работу:
— На следующее утро я решила, что заведу в Instagram блог про девушку в IT, буду рассказывать про свои будни в EPAM. Установила для себя нереальную планку, 10 тысяч подписчиков: если будет такое число, задумаюсь о создании курса для девочек.
Аудитория собралась быстро: блог я завела в августе, а в декабре отмечала 10 000 подписчиков.
Часть подписчиц Ксении пытались попасть к ней на обучение в EPAM. Но совсем без знаний туда не брали, а девушке хотелось преподавать и для тех, кто не знает ничего. Поэтому через три месяца, спустя три года работы в компании, она уволилась и взялась за запуск своей онлайн-школы:
— До этого у меня не было опыта ведения бизнеса, и школу я хотела запустить с минимальными затратами. Сайт — не проблема, это моя специальность. Тексты и визуал лекций я тоже делала сама, в виде мультиков.
Потратилась только на дизайн сайта и программу, в которой делала лекции для мультика. На продвижение ничего не тратила: первые люди пришли в школу из моего блога. А в целом на запуск школы ушло девять месяцев, запустились мы 16 ноября 2020 года.
Сейчас проект Ксении — это IT-школа для девушек с тремя ступенями обучения. Преподают там HTML, CSS и JavaScript, устраивают практику над реальным spa-приложением в условиях Agile. В команде — фронтенд-разработчик немецкого Amazon, карьерный консультант, учитель английского и куратор, которая пришла к Ксении с курсов EPAM:
— Еще был опыт работы с продюсером. Мы классные в плане фронтенд-разработки и коммуникации с ученицами, но не до конца научились это продавать.
Эксперимент с продюсером оказался не очень: он предлагал нам историю «из грязи в князи», мол, вчера мы были никем, а сегодня в Монако. Я такое не поддерживаю, поэтому с этим специалистом поработали меньше месяца.
При этом даже без пиарщика к нам возвращаются девочки, которые уже у нас учились. Часто люди приходят на курсы и понимают, что больше туда не вернутся. А у нас возвращаемость очень высокая, сейчас запускаем тринадцатый поток обучения.
— К вам приходят ученицы потому, что у вас классный опыт в разработке, или потому, что вы учите только девушек?
— Комплексно. Мне важно дать не только нужные знания, но и создать атмосферу. Например, в EPAM в нашей команде было только две девушки. JavaScript я училась среди парней, и задачки на курсе были про танчики и ракеты. И все развивалось в мальчишеской атмосфере: преподаватели — мужчины, однокурсники — мужчины, задания — с мужской подоплекой. Плюс я была довольно стеснительной, и мне было стыдно задавать уточняющие вопросы парням.
У нас в школе атмосфера, где дружелюбные девочки помогают друг другу. Мужчин в школе нет не из-за того, что мы хотим от них отстраниться, а из-за моего желания сделать это место максимально комфортным для девочек.
Например, когда я прихожу на фитнес, мне приятнее заниматься только с девушками. Не хочу, чтобы мужчины видели, как у меня краснеет лицо и течет пот. Женская атмосфера добавляет больше комфорта, можно расслабиться.
— Нет ли у вас ощущения, что как бизнесвумен вы теряете в заработке, отсекая мужскую аудиторию?
— Когда меня называют бизнесвумен, я немного смущаюсь. Для меня мой проект — это история по наитию. Я не умею строить бизнес по правилам и в финансовых вопросах плаваю. Если бы я ориентировалась в первую очередь на прибыль, то задумалась бы, как привлечь и мужскую аудиторию.
Но для меня первична атмосфера, и школа для девочек — это история о любви. И то, что я делаю сейчас, это то, что я всегда мечтала создавать. Могу сказать, что заработок для меня — это не самое главное. Конечно, мы развиваемся и ищем новые способы привлечения учениц, но в первую очередь я хочу сохранить девичью атмосферу.
— Вы знаете, сколько ваших выпускниц устраивается по полученной специальности и сколько времени занимает поиск работы?
— Как таковую статистику трудоустройств мы не ведем. У нас девушки получали офферы и после первой ступени обучения, хотя для фронтенда одной ступени недостаточно, но их брали за счет крепкой базы.
У нас работает карьерный консультант: она подбирает вакансии для студенток и публикует их дважды в неделю в нашем канале, также работает с девушками напрямую по всем вопросам касательно трудоустройства: резюме, отклики, собеседования. Мы со своей стороны прикладываем максимум усилий для трудоустройства девушек, но дальше уже дело за ними.
По времени, необходимому для трудоустройства, все очень индивидуально. Это зависит от самой девушки: кто-то дольше созревает, кто-то быстрее. Мы за то, чтобы девушки откликались на вакансии и пробовались на «собесы» уже в процессе обучения на первой ступени. И, как показывает практика, у кого-то это действительно дает результат. Но синдром самозванца никто не отменял: у многих он присутствует, и здесь может помочь тот же карьерный консультант.
— Сталкиваясь с местом, где обучают только девушек, хочется затронуть феминизм. Насколько вам близка эта тема?
— Я за здоровой феминизм, за равные права как для девушек, так и для парней. Мне приятно жить с пониманием, что женщины не слабее мужчин. Но я против радикализма, когда парня заклевывают за то, что он подал руку девушке, выходящей из машины.
Я не представляю жизнь женщин без мужчин. И знаю, что нашим ученицам в обучении помогают мужья. Даже те, кто работает не в IT, а строителями.
Считаю, что как без женщин нет мужчин, так и без мужчин нет женщин. Мне приятно быть женщиной и видеть рядом с собой настоящих мужчин.
— А настоящие мужчины — это какие?
— Многое зависит от воспитания, заложенного семьей. Это мужчины, которые отвечают за свои слова, относятся с трепетом и уважением к своей женщине. Чтобы не было такого, что женщина должна молчать до того, как ее спросят.
Я принимаю главенство мужчины в семье, но при этом настоящий мужчина прислушивается к своей женщине. Он не обидит ее ни словом, ни делом. И также важны честность и порядочность, но это уже относится не столько к мужчине, сколько к человеку в целом.
— Были ли к вам претензии, мол, почему у вас учатся только девушки?
— Мы не сталкивались ни с осуждением, ни с клише сексизма или феминизма. Были шутливые вопросы, мол, берете ли вы мальчиков на обучение. Но мы отвечали, что тут только девочки и для парней курсов достаточно. При этом я бы удивилась, если бы появилась IT-школа исключительно для парней: как ни крути, на любом IT-курсе мужчин больше, чем девочек
Процент девушек в IT-сфере растет, но он все еще мал, и девушки держатся чуть обособленно в месте, где преобладает мужское комьюнити. Для меня это не то чтобы вопрос справедливости: просто хочется, чтобы больше девушек оценили возможности IT и перестали думать, что это территория мужчин. Так почему бы не дать девочкам ощущение комьюнити, где они в большинстве?
— Своих учениц вы практически всегда называете «девочками». Почему?
— Это то, из-за чего меня вечно поправляют коллеги. Когда я училась в лицее, замечала, как наша строгая директриса обращается к учительницам в стиле «девочки мои». Просто классно, когда эти серьезные женщины так общаются между собой.
Коллеги частенько меня исправляют: девушки, а не девочки, у нас же школа не для детей. Но в этом контексте обращение «девочки» мне нравится больше — для меня это особое милашество.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by