«Спрашиваю врачей, что посоветуют для иммунитета при COVID-19. А они: „Попейте витаминки“». Белорус о переезде в Чехию и жизни в Праге

Автор: Станислав Иванейко. Фото: архив героя публикации
26 октября 2020 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Восемь лет назад Даниил забрал документы из БГУИРа и переехал учиться в Прагу. За это время айтишник освоился в Чехии, сменил несколько работ, окончил магистратуру и переболел коронавирусом. Даниил рассказал Onliner, как все это получилось и что делают чешские медики, когда говоришь им «Не чувствую вкус зубной пасты».


«Все непривычное, нет друзей — психологическая ситуация тяжелая»

— Ты переехал сразу после школы?

— Я поступал в Чехию два раза. Сразу после школы пошел в техникум, после него попробовал поступить в чешский вуз — не получилось. Вернулся в Минск, поступил в БГУИР, проучился там год. Потом снова поехал в Чехию. Не поступил на факультет, который хотел, — что-то вроде факультета информационных технологий в БГУИРе. Я не сдал математику, хотя тест был очень простой. В итоге поступил на факультет ядерной физики в Пражском университете. Там тоже была прикладная информатика — а мне было интересно как раз программирование.

— Учился на чешском? Как быстро выучил язык?

— Да. Учил его в общей сложности два года. Когда ехал поступать в первый раз, то из-за языка и не поступил: не сдал чешский. Мне стало обидно, и я поставил себе цель выучить его. Уже тогда усердно занимался с репетитором два-три раза в неделю. И если в первый год чешский казался сложным и непонятным, то потом все стало намного проще. Может быть, дело в преподавателе — я сменил его.

Экзамен сдал быстро, задания показались очень легкими. Требования к языку в чешских вузах зависят от факультета. Если что-то гуманитарное, там, скорее всего, нужен B2. А для технической специальности хватит B1. Где-то, возможно, и на A2 реально учиться.

— Учеба на иностранном языке была сложной?

— Было тяжело, но не из-за обучения, а из-за среды: все непривычное, нет друзей — психологическая ситуация тяжелая. И это накладывалось на обучение. Было впечатление, что окончить университет невозможно.

— Жил в общаге?

— Снимал комнату с другом. Но общежитие могли и дать. Они бывают разными: зависит от университета и даты подачи документов. Лучшие общежития разбирают быстро, поэтому там уж как повезет.

— Во время учебы удавалось подработать?

— Только учился. Времени вообще не было. Были люди, которые умудрялись подрабатывать, еще и по специальности, но у меня просто не хватало на это времени.

— Можешь сравнить белорусский вуз и чешский? Как отличаются системы образования?

— В БГУИРе я учился на вечернем, и это надо учитывать: все-таки оно отличается от дневного. На вечернем как-то не обращали внимания на знания: просто ходили, нам что-то рассказывали, мы что-то знали, а чего-то не знали. В итоге целью было получить 4 балла из 10 для зачета по предмету. В Чехии уже по-другому: требовали знания, преподаватели хотели, чтобы ты что-то понимал.

К концу третьего курса я понял, что преподаватели относятся к тебе жестко, постоянно требуют знания, но при этом стараются помочь, навести своим вопросом на правильный ответ. В то же время ты должен сам знать решение, тебя могут лишь направить на него. Еще ключевым отличием чешской системы образования от нашей является то, что в Чехии в вуз идут только люди, которые хотят учиться и получить образование, в то время как у нас идут практически все — как правило, из-за советского клише, что «у каждого должно быть высшее образование».

Надувная фигура нашей планеты в одном из парков Праги

— Сколько суммарно лет ты проучился?

— Четыре года бакалавриата, потом пошел в магистратуру, которую окончил полгода назад. Она тоже бесплатная, но только первые два года. А у меня магистратура растянулась на четыре года: трижды не мог сдать предмет «Оптимизация бизнес-процессов», поэтому пришлось заплатить за последние два года. Насчет аспирантуры не уверен: там реально шесть лет учебы, а мне уже 30. За стипендию, которая составляет примерно $475, жить нереально.

Бонус для выпускников чешских вузов

— Как нашел первую работу?

— Я искал ее, когда еще учился в бакалавриате. И не мог найти: постоянно были вопросы, на которых я заваливался. Думаю, я тогда еще просто недоучился. Вопросы нельзя назвать сложными, но мне было трудно на них отвечать: я банально не знал некоторых вещей. А после окончания универа буквально со второго собеседования получил предложение. Найти работу было несложно.

Очень важный момент: после окончания чешского государственного вуза у тебя свободный выход на рынок труда. Дело в том, что если в Чехию приедет иностранец с дипломом своей страны, то просто так взять его на работу не могут. Компания, которая хочет принять его к себе, должна опубликовать вакансию на рынке труда со сроком размещения два месяца.

Это сделано для того, чтобы на позицию пришел чех. Если он не объявляется, тогда уже можно брать иностранца. Понятно, что обойти эту условность можно: компании специально отказывают чехам, держа вакансию именно для иностранца. Но если ты прямо сейчас хочешь начать работать, то сделать это не можешь: такие уж правила. А если окончил чешский вуз, идти на работу можешь сразу — ты в правах как чех.

На первой работе набирали группу выпускников вузов, чтобы они три месяца учились и, если хорошо проявят себя, получили предложение трудоустройства. Курсы были оплачиваемые: зарплата — около $1 тыс. в месяц. Из десяти человек в группе было шесть иностранцев: белорусы, украинцы, казахи, русские — и только четыре чеха. Причем из чехов отбор прошли, кажется, двое или трое, а из иностранцев отказали двоим.

Компания занималась аутсорсингом, она сотрудничает с одним из банков. Потом я перешел в компанию, которая работала с микрокредитами, — да, это большой минус в карму. (Смеется.) Там я проработал два года, потом перешел еще в одну фирму из сферы интернета вещей, но проект закрыли, и я решил не оставаться. Теперь работаю в компании, которая пишет софт для кол-центров.

— Микрокредиты в Чехии? У вас это популярно?

— Я был удивлен, что они есть. Микрокредитные конторы здесь на другом уровне: есть красивые сайты, все официально и легально, никакого обмана. Просто у тебя в договоре написано, что ты заплатишь 300%. Но уже начиная с прошлого года государство стало сильно ограничивать микрокредиты. И компания, в которой я работал, даже уволила около 20% сотрудников. Их бизнес уже не тот, что был когда-то.

На свою работу Даниил идет по таким атмосферным улочкам

Студенческий год считается за полгода обычных

— Заметил в образе жизни, поведении чехов что-нибудь не похожее на нас?

— Они в целом немного другие. Допустим, пошел вечером с кем-то на пиво, вы хорошо поговорили, добавил человека в Facebook, думаешь: «Круто, буду с ним общаться теперь, вроде есть темы и интересы схожие». Но ничего такого не происходит. У них само понятие дружбы и общения другое. Скорее всего, люди даже забудут, что где-то с тобой виделись. Можно сказать, что они больше индивидуалисты, чем мы. И этим, как мне кажется, все объясняется.

— Переезд, видимо, дался тяжело? Другая страна, друзей нет, а еще и завести их сложно.

— Я бы сказал, что да. Но это индивидуально: я человек социальный, и мне важно общение. Постепенно привык, что друзей не много, и обрел внутреннее спокойствие по этому поводу.

— Когда сильно накатывало, были мысли вернуться в Беларусь?

— Много раз. Сначала я не хотел уезжать, потому что не окончил вуз. Университет меня очень сильно держал. Потом, когда начал работать, стала держать работа: было много всего нового, столько возможностей. Сейчас тоже, бывает, накатывает. Но до гражданства мне осталось два года. И принимать эмоциональное решение просто потому, что тебе вдруг стало плохо, неразумно. К тому же нет гарантии, что по приезде в Беларусь душевное состояние улучшится. Поэтому сейчас я хочу оформить все документы, получить гражданство и думать, что делать дальше.

— Получается, гражданство дают за десять лет жизни в Чехии?

— Во время учебы студенческий год считается за полгода обычных. А вид на жительство реально получить после пяти «нормальных» лет. При этом после десяти любых лет — неважно, студенческие или обычные, — ты можешь претендовать на гражданство.

Комната — $320, квартира — около $600

— Сколько денег в месяц уходит на жизнь в Праге?

— Мне кажется, я трачу много. Здесь можно жить гораздо дешевле. Просто я, знаешь, не отказываю себе в кофе утром в кофейне или могу сходить вечером с коллегами на пиво, заказать какую-то еду в качестве ужина. Поэтому выходит около $750 — сюда же входят спонтанные покупки, одежда.

Если я буду больше готовить дома и уменьшу походы по крафтовым барам — а я очень люблю пиво, и в Чехии оно отличное, — думаю, смогу выйти где-то на $400 в месяц. И при этом можно было бы оставить, например, редкие походы на ужин куда-нибудь.

— Это же без учета жилья?

— Да, жилье я считаю отдельно. Я снимаю комнату примерно за $320. Мне повезло: в то место, где я живу сейчас, я въехал в 2014 году. У хозяйки в доме, кажется, семь квартир. То есть с ценами на аренду она не играется, все стабильно. Можно сказать, что квартира расположена в центре. Но главное — она возле метро, и рядом есть трамвайная остановка. Я отлично чувствую себя в плане перемещения по городу. Минус жилья — это старый дом, и зимой он холодный, поэтому за отопление приходят большие счета.

Однокомнатную квартиру в среднем можно снять примерно за $600 с «коммуналкой».

— Общественный транспорт нормальный?

— Все супер: очень быстро, очень четкий график — автобусы и трамваи практически не опаздывают. И цены низкие. Безлимитный проездной на месяц на все виды транспорта — 550 крон, это $22. А годовой проездной стоит уже $152, то есть меньше $13 за месяц.

— У тебя уходит около $1100 в месяц. Для Праги это нормальная зарплата?

— Средняя зарплата до вычета налогов — примерно $1770. Минус налоги — чистыми на руки получишь около $1300. Вот за комнату отдашь $300, еще около $400 будет уходить на продукты и обязательные покупки. Останется $600 сверху — с этой суммы уже можно что-то откладывать.

Врачи не думают, что с тобой что-то случится

— Что по страховке и медицине?

— Студенты получают страховку, но я ни разу не воспользовался ей. Идти к врачу, например, с простудой или гриппом не видел смысла: сам лечишься, да и все. В университете даже справку от врача не требовали при пропуске занятий: просто пишешь имейл и говоришь, что заболел, или можешь вообще не оповещать. По каждому предмету допускается три официальных пропуска — без объяснения причин. Если пропустил больше — тогда угроза отчисления, или же надо предъявить справку. А предмет повторяется один раз в неделю. Получается, тебе разрешено без последствий три недели не ходить на занятия — за это время можно отлежаться при болезни.

Не знаю, насколько это правда, но я слышал истории о вызове скорой. Машина приезжает, доктора смотрят больного и говорят: «Симптомы недостаточные для вызова, вы могли бы и сами дойти до больницы». И выставляют счет на несколько сотен долларов.

У врачей довольно спокойное отношение к твоим жалобам. Даже когда я заболел коронавирусом и звонил врачу, у меня только спросили, подтвержден ли диагноз, и потом такие: «Хорошо, мы запишем в систему, что у вас больничный на 14 дней, и отправим вашему работодателю». Я спросил, что они могут посоветовать из препаратов — понятно, вакцины от COVID-19 нет, но что-нибудь для поддержания иммунной системы. А они: «Ну, попейте какие-нибудь витаминки». То есть они вообще на релаксе и не думают, что с тобой что-то случится.

Маленький фестиваль в одном из районов Праги

К своему терапевту, который выписывает направления на прием у профильных врачей при необходимости, можешь сразу и не попасть. Звонишь ему, говоришь про сильные боли в спине, а он отвечает: «Ближайшая запись ко мне — через две недели». И кладет трубку. А если пойдешь к профильному врачу сам, без направления терапевта, то страховка уже не покроет его услуги.

Как Чехия переживает коронавирус

— Когда и как заболел коронавирусом?

— Во время второй волны — с начала сентября и до середины месяца. Я так и не понял, где заболел. Хожу я только в зал и иногда в офис. Мне потом звонили из больницы и спрашивали, где я бывал: хотели определить круг контактов и предотвратить распространение вируса в тех местах. Мы пришли к выводу, что я заболел в офисе. Но у нас там сидит пять человек, с которыми я общаюсь. Причем ни у кого из них коронавируса не было. Поэтому не знаю.

— Как узнал, что у тебя коронавирус? Опиши порядок действий чешских медиков.

— Сначала, как мне показалось, я заболел обычной простудой. На всякий случай решил быть максимально осторожным: ходил в маске, в людных местах старался не бывать. Самочувствие в целом было нормальным. Где-то на третий-четвертый день вечером пошел чистить зубы и понял, что не чувствую вкуса пасты. И такой: «Ага, понятно». На следующее утро пошел сдавать тест, отстоял три часа в очереди — потому что обычно запись на неделю вперед. Результат мазка оказался положительным.

— «Космонавты» на скорой не приезжали?

— Сначала я позвонил терапевту, и он выписал мне направление на коронавирус — иначе за тест я платил бы сам, а не из страховки. Ко мне никто не приезжал. Когда стало ясно, что у меня COVID-19, просто сказали, что я должен оставаться дома и дать контакты людей, с которыми живу. Честно говоря, мне даже не сказали, как я должен вести себя и что делать: например, «регулярно дезинфицируйте поверхности комнаты» — ничего такого. В итоге я две недели просидел в комнате, никуда не выходил.

— Чехия весной быстро сориентировалась: закрыла границы, COVID-19 почти не коснулся страны. А теперь — тысячи случаев за день. Что изменилось?

— Мое мнение такое: власти отпустили чехов съездить в их любимое место отдыха летом — в Хорватию. Как они вернулись, началось: 5 тыс., 11 тыс. новых случаев. Мне кажется, причина именно в этом.

— Весной, когда все начиналось, в городе была паника?

— Мне кажется, да. Люди скупали почти все, в интернете было много фотографий: пустые полки, тележки с туалетной бумагой и так далее. Но лично я этого не видел. В те дни я и сам запаниковал — никуда не выходил, все заказывал онлайн. В целом чехи отнеслись к ситуации ответственно, многие целиком перешли на домашний режим.

— Как власти планируют действовать сейчас? Будет второй локдаун, как думаешь?

— Обсуждают варианты. Думаю, второго карантина не будет: чехи не дадут его ввести. Сразу выйдут на демонстрации. Почему? Во-первых, это плохо отражается на экономике и доходах. Во-вторых, чехи чувствуют себя ограниченными в своих правах и свободах, если можно так выразиться.

В середине прошлой недели уже ввели частичный локдаун: закрыли рестораны и заведения, предоставляющие услуги, которые не являются жизненно важными. Перемещаться по городу можно только при необходимости или чтобы добраться до работы.

— Ты ждешь гражданство Чехии. Допустим, оно уже есть. Что дальше: остаешься в стране, возвращаешься в Беларусь или едешь куда-то еще?

— Хотелось бы попробовать съездить еще куда-нибудь — в Германию, Нидерланды, может быть, во Францию. Наверное, Нидерланды — самый оптимальный вариант. Но не знаю, хватит ли мне выносливости. Это в любом случае огромный стресс. Думаю, все же попробовал бы уехать в какую-то третью страну, а потом выбирал бы, куда возвращаться: в Чехию или в Беларусь.

— Дай совет человеку, который подумывает о релокейте.

— Я очень сильно вырос в личностном плане: научился принимать ответственность за все происходящее в моей жизни, адаптироваться в новой среде. И это очень помогает во многих случаях. Так что советую попробовать для саморазвития.

Onlíner рекомендует
13.3" 2560 x 1600, IPS, 60 Гц, Apple M1, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый, аккумулятор 49.9 Вт·ч

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by