Это провал! Как 3D-телевизоры и Windows 8 оказались никому не нужны

Источник: Клим Картохин
20 сентября 2020 в 8:00

Помните, как несколько лет назад производители убеждали нас в необходимости «расширить горизонты восприятия» с помощью новенького 3D-телевизора? Примерно в это же время Microsoft выкатила «невероятно инновационную» Windows 8. Сегодня вы не найдете в продаже ни одного телевизора с поддержкой 3D, а о «плиточной» версии Windows вспоминают разве что с содроганием. Как получилось так, что передовая, на первый взгляд, технология, а также потенциально самая популярная в мире ОС для ПК были отвергнуты пользователями?

Никому не нужный 3D

Объемная картинка в вашем телевизоре (или вообще на любом дисплее) — это то, без чего не обходятся фантазии о будущем. В 2010-м мы были уверены, что будущее наступило, когда его особо и не ждали. Внезапно 3D-телевизоры стали реальностью, а мы даже сначала не могли в это поверить.

Виной всему, конечно, «Аватар» — фильм, который спас белорусские кинотеатры: они вдруг оказались востребованными. Может, вы и сами стояли в километровых очередях за билетами в «Киев» — первый в Минске 3D-кинотеатр, где крутили невиданное чудо от Джеймса Кэмерона. Следующий год в кои-то веки вывел отечественную индустрию кинопроката на самоокупаемость.

В остальном мире был не меньший ажиотаж. «Аватар» собрал безумную по киношным меркам кассу (больше $2 млрд) и до сих пор удерживает первенство в списке самых кассовых фильмов. Он же задал моду на формат 3D, который тут же взяли в оборот производители телевизоров. В конце концов, если объемное кино так заходит в кинотеатрах, то будет невероятно здорово получить то же самое дома! Да, но… нет.

Первые массовые телевизоры с поддержкой 3D появились в 2010 году, аккурат по следам «Аватара». Стоили такие модели дорого, но уже через год-два цена технологии значительно снизилась, и с 3D выходил примерно каждый третий телевизор. Ради удешевления точки входа в мир домашней объемной картинки многие производители не комплектовали модели очками для просмотра такого контента. Неудивительно, ведь пара современных активных очков могла стоить как четверть телевизора.

Сегодня сложно в это поверить, но тогда, 8—10 лет назад, абсолютное большинство телевизоров обладали разрешением HD или Full HD, их диагональ редко превышала 55 дюймов, а о HDR, смарт-функциях и подключении к интернету можно было разве что мечтать (подключиться к сети порой было можно, но фактически лишь для обновления прошивки) — зато с 3D! Вся реклама и все маркетинговые кампании того времени были направлены на то, чтобы убедить зрителя, какое же ему привалило счастье — развалившись на диване смотреть контент с объемными фигурками.

Время шло, но очень скоро оказалось, что покупателям даром не сдался 3D. Где-то в 2012-м свой 3D-телевизор купил и я. За восемь лет так ни разу не посмотрел на нем ни одного 3D-фильма. Вероятно, схожий сценарий пользования телеприемником был характерен и для большинства других покупателей. Почему же попытка внедрить 3D в домашнюю обстановку с треском провалилась?

Причин много, и почти все они бытовые. Одно дело, когда ты собираешься в кинотеатр и готов почти без движения просидеть в кресле пару часов, и совсем другое, когда к таким ограничениям надо привыкать, лежа дома на диване. Кто захочет напяливать дурацкие очки?

Фото: Cnet.com

Кроме того, телевизор с диагональю 40—55 дюймов и близко не мог создать эффект присутствия, сравнимый с огромными экранами кинотеатров. К тому же не забываем о контенте. Нет, топовые блокбастеры в 3D благополучно выпускались на Blu-ray, а вот с пиратским копиями, которые до сих пор у нас так любят, была засада. Наконец, хватало жалоб на самочувствие: закружившаяся голова и тошнота не способствовали развитию любви к формату.

Пик 3D-телевизоров пришелся на 2012—2014 годы. Тогда на каждой презентации новинок прежде всего подчеркивалось, насколько лучше и красочнее стала технология. Казалось даже, что объемное изображение — это главная и единственная сфера, которую будут развивать производители. Однако совсем скоро шумиха вокруг формата стала затихать. Оказалось, что покупателям куда важнее диагональ экрана, высокая четкость картинки с высоким разрешением, а также HDR и смарт-функции.

Если в 2013 году телевизоры с 3D занимали около четверти рынка, то в 2016-м — менее 8%. В том же году компании Samsung и Philips заявили о прекращении производства 3D-приемников. В качестве причин такого решения производители назвали небольшое количество трехмерного контента, низкий спрос и высокие затраты на производство. На выставке CES в январе 2017 года не было представлено ни одного телевизора с поддержкой 3D. А совсем скоро от технологии отказались еще два крупных игрока на рынке — LG и Sony.

Теперь ни один производитель телевизоров даже не вспоминает о 3D

Сегодня ни один производитель, рекламируя свои телевизоры, не подумает завлекать потенциальных покупателей «удивительными возможностями объемного изображения». То, что десять лет назад казалось будущим, осталось в прошлом и вряд ли когда-нибудь вернется.

Кому плиточку? Рождение и крах Windows 8

Сразу после выхода Windows 8 окрестили беспрецедентным провалом и самым неудачным продуктом Microsoft. У компании, как известно, удачные и неудачные ОС регулярно чередуются. Поэтому все пользователи вполне успешной Windows 7 очень настороженно ждали «восьмерку». Оказалось, не зря.

Первые слухи о Windows 8 с какой-никакой конкретикой стали появляться где-то в 2010-м. Тогда же заговорили о принципиально новом интерфейсе платформы и отказе от легендарной кнопки «Пуск». Спустя год слухи подтвердились, а осенью 2012-го Windows 8 наконец-то увидела свет. Но лучше бы она этого не делала.

Проблем было так много, что проще, наверное, назвать, что же у новинки было хорошего. А из хорошего были разве что низкие системные требования, которые оказались даже ниже, чем у предшественницы. В основном Windows 8 обернулась настоящей катастрофой, которую Microsoft пришлось тушить несколько лет.

А вот реклама Windows 8 была креативная

Компания почему-то решила сделать универсальную систему, которая бы одинаково хорошо работала как на компьютерах, так и на устройствах с сенсорным экраном (прежде всего на планшетах). С выходом первого iPad считалось, что совсем скоро классические десктопы и даже ноутбуки умрут, а их место займут планшеты. Вероятно, боссы Microsoft поверили в такие прогнозы и дали добро на сенсорную ориентированность интерфейса Windows 8.

На планшетах система и правда вела себя неплохо и была довольно удобна. Крупные плитки, удобные для управления пальцами, мудреное, но в целом более-менее логичное жестовое управление, а также невысокая требовательность к железу делали из Windows 8 вполне рабочую ОС для планшетов. Проблема заключалась в том, что планшеты до сих пор так и не вытеснили компьютеры, а в 2012 году если кто и выбирал себе такое устройство, то в большинстве случаев останавливался на iPad.

Благодаря всему этому Windows 8, как и позднее Windows 10, в первую очередь продолжала рассматриваться в качестве ОС для ПК. А здесь пользователей ожидало полное разочарование, порой сменявшееся гневом.

Отказ от кнопки «Пуск» был только цветочками. Невероятно раздражало то, что Windows 8 в целом выглядела образцом максимально недружественной пользователю системы. В ней не хватало целостности, поскольку за «плиточным» фасадом часто скрывались меню и окошки из «классической» версии Windows. Пользователю приходилось постоянно переключаться из одного рабочего пространства в другое, чтобы найти потерявшуюся невесть где функцию.

Хорошей иллюстрацией полной неразберихи в структуре и логике Windows 8 стало наличие сразу двух версий Internet Explorer: один — для сенсорных экранов, второй — обычный, но использовать их можно хоть сразу оба.

Огня добавляло также управление мышью. Для плиточного интерфейса придумали ни разу не интуитивное управление. Многие повседневные и простые задачи внезапно оказались трудноисполнимыми и неудобными. Банальное открытие нескольких окон одновременно на одном экране вдруг оказалось невозможным.

А пестрые «живые» плитки, напоминавшие о клоунах и карнавале? А кликабельные надписи, совершенно неочевидные и непохожие на привычные кнопки? А огромное количество пустых пространств в интерфейсе при минимальном наполнении полезной информацией? Windows 8 выглядела словно наглядное пособие по созданию как можно менее удобного интерфейса для как можно большего количества пользователей.

Новый интерфейс Windows 8 не давал пользователю преимуществ, зато вызывал много проблем. Положение попытались исправить программисты-энтузиасты. Они вернули на место кнопку «Пуск», запрятали куда подальше плитки, вернули приемлемое «мышиное» управление. Впрочем, чужими надстройками над ОС все равно пользовались лишь единицы.

В Microsoft, разумеется, тоже понимали, что выпустили сырой продукт. На волне пользовательского недовольства компания срочно приступила к подготовке масштабного исправления, которое назвали Windows 8.1 и выпустили через год. Однако окончательно исправить ошибку удалось только в 2015-м, когда подоспела Windows 10.

Пусть осторожно, но в Microsoft признали, что у пользователей Windows 8 «возникли реальные трудности». В том числе из-за этих «трудностей», считают эксперты, только в I квартале 2013 года продажи компьютеров упали на 14%. В итоге Windows 8 стала самой непопулярной ОС Microsoft, которую обошла даже Vista, также считавшаяся неудачей корпорации Билла Гейтса. На пике условной популярности доля «восьмерки» среди всех Windows на какое-то время достигла лишь 9%, что по сравнению с 65—70% у Windows 7 выглядело чрезвычайно жалко. В настоящее время Windows 8 установлена примерно на 1% устройств.

домашний/офисный/игровой (геймерский), Intel Core i5 10400F, 16 ГБ DDR4, HDD+SSD 1000+240 ГБ, графика: NVIDIA GeForce GTX 1660 Super 6 ГБ, БП 500 Вт, без ОС
Снят с продажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by