Больше двух лет Telegram в России был под запретом. Доступ к мессенджеру был ограничен в апреле 2018 года. В середине июня этого года Роскомнадзор объявил о том, что снимает все ограничения. Россия не единственная страна мира, которая полностью или частично блокировала Telegram. Были Иран, Китай, Индонезия и другие. Что из этого вышло?
В России все началось с того, что руководство мессенджера в лице Павла Дурова отказалось предоставить ФСБ ключи для расшифровки данных, которые дали бы спецслужбам возможность читать переписку пользователей.
Дело в том, что еще 1 июля 2017 года в стране приняли закон Яровой, который в том числе обязывает хранить ключи для расшифровки переписки пользователей и предоставлять их ФСБ России по запросу. Дуров посчитал такое требование антиконституционным и технически неисполнимым, так как ключи хранятся на устройствах пользователей, а не у администрации мессенджера на серверах.
Сперва Telegram оштрафовали за то, что мессенджер не передал ключи от переписки шести человек, обвиняемых в теракте в Петербурге. А потом выставили ультиматум: либо предоставляете технологию дешифровки в течение 15 дней, либо Роскомнадзор осуществит мгновенную блокировку.
Впрочем, Павла Дурова такая угроза не сильно испугала. В своем Twitter-аккаунте он заявил, что угрозы останутся безрезультатными. В апреле 2018 года суд в Москве выносит решение о блокировке и Роскомнадзор вступает в дело. И тут начинается самое интересное.
Ведомство начало блокировать многочисленные IP-адреса, которые использовал Telegram. Действительно многочисленные. Только в первую неделю под бан попали 18 млн адресов, но это несущественно сказалось на аудитории ресурса — были потеряны всего около 3% активных российских пользователей. А подавляющее большинство продолжало пользоваться мессенджером.
Неприятным эффектом столь масштабных блокировок оказалось то, что под удар попали сторонние ресурсы. Порой довольно важные, а эффект от проблем с ними был куда чувствительнее, чем борьба с «телегой».
Российское подразделение PlayStation в том же апреле после многочисленных жалоб геймеров призналось, что в работе их сервиса PlayStation Network есть проблемы. Это связывали именно с начавшейся бомбежкой по Telegram. Параллельно с этим падали сервисы по продажам билетов, были перебои у платежных систем и других мессенджеров, многочисленных сайтов, системы регистрации на авиарейсы и т. д. Случились масштабные сбои в работе поисковика Google.
В первые 10 дней борьбы с мессенджером в адрес Роскомнадзора были поданы 46 тысяч жалоб. Немалую часть из них составляли жалобы геймеров, которые теряли прогресс в играх, не могли сделать покупки в онлайн-магазине. Недовольство вылилось и в офлайн. В российских городах прошли акции протеста, символом поддержки которого стал запуск бумажных самолетиков — логотипа Telegram.
В недобитом состоянии Telegram работал на протяжении двух лет. Все это время его аудитория только росла, туда подтягивались лидеры мнений, СМИ, а со временем пришли и некоторые чиновники и государственные органы. Как объясняли такой дуализм? «Попытки блокировать Telegram, которые осуществляются в России и сейчас, не означают запрет на пользование этим мессенджером, одно другому не противоречит», — поясняли в Минкомсвязи России.
Как можно понять, даже само ведомство не делало хорошую мину при плохой игре и называло блокировку — попытками. Условная блокировка за два года не сделала «телегу» менее популярной.
В апреле 2020 года двое депутатов Госдумы подготовили законопроект о прекращении блокировок мессенджера, так как его используют официальные органы российской власти и оперативный штаб по борьбе с коронавирусом. В июне Роскомнадзор сделал «тайное» явным, когда объявил о снятии своих ограничений.
«По данным на май 2020 года, из 400 млн ежемесячной активной аудитории Telegram не менее 30 млн были из России. Это означает, что наш рост в России соответствовал росту в других странах. Проще говоря, запрет не сработал», — подытожил войну с мессенджером его основатель Павел Дуров. Во многом благодаря тому, что «тысячи российских инженеров» создали собственные прокси-серверы.
После того как Россия сняла блокировку, Павел Дуров поделился планами: мощности по обходу блокировок перекинут на Китай, Иран и подобные им страны. В этих двух странах сервис недоступен уже давно. Дуров призвал администраторов прокси-серверов, которые раньше были нацелены на россиян, перекинуть усилия усилия на другие страны.
В Китае, например, борьба с Telegram ведется давно. Мессенджер заблокировали там еще в июле 2015 года, когда администрация отказалась предоставить местным спецслужбам данные пользователей. К тому же там любили зависать защитники прав человека. Какое-то время там «телега» работала через VPN, а потом правительство страны обязало все VPN получать разрешение на работу в Китае.
На протяжении нескольких недель проблемы с доступом в «телегу» были в Индонезии. В июле местные власти предписали заблокировать доступ к ней из-за «большого количества каналов, распространяющих радикальную пропаганду, призывы к террору и другую запрещенную индонезийским законодательством информацию». Впрочем, министр связи уже в августе пошел на попятную и признал, что администрация сервиса делает шаги в сторону борьбы с запрещенным контентом.
Бороться с Telegram пытались и в Иране. В апреле 2018 года суд принял решение о блокировке сервиса, так как в нем усмотрели угрозу национальной безопасности. Местные госорганы и чиновники активно пользовались мессенджером. Да и в принципе Telegram очень популярен в этой стране — там приложение установлено на смартфоны половины жителей. Одной из причин отказа руководителя Исламской республики, кстати, стало и якобы монопольное положение «телеги».
Когда «телегу» там блокировали в один из первых раз (да, блокировок было несколько), от идеи быстро отказались. Международные агентства утверждали, что дело было в убытках, которые понесли компании, завязанные на мессенджере и каналах в нем. Утверждалось, что работы из-за блокировок тогда лишились около 100 000 человек.
Тем не менее, отключали Telegram в Иране так, что за рубежом казалось, будто в стране в принципе отключили интернет. Как сообщали отдельные СМИ, в некоторых городах именно так и было. Началась блокировка с доступа к VPN из страны, а число просмотров в новостных иранских Telegram-каналов упало примерно на 20%.
Во всех случаях блокировки Telegram выливались в некорректную работу десятков и сотен других ресурсов. Специалисты просто не могли применить точечные блокировки, так как сервис работает на децентрализованной платформе. Активность самих пользователей сервиса падала, но незначительно. И далеко не все государства шли на радикальные меры, так как не могли себе позволить полностью огородиться от зарубежного интернета, поскольку не завязаны на широкую экосистему собственных сервисов, как Китай. Это отдельная планета на земном шаре со своим отдельным интернетом.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!