Обвинения в сексуальном насилии вновь шатают игровую индустрию. Сотни женщин, связанных с играми, рассказали в соцсетях о случаях сексуальных посягательств, изнасилованиях и домогательствах. Похожие скандалы уже случались в 2014, 2018 и 2019 годах. Шесть лет назад все начиналось с критики сексизма в видеоиграх, коррупции в игровой журналистике и недостатка представительства женщин в игровых компаниях. Сегодня наступил переломный момент, который может изменить лицо этой индустрии.
По крайней мере на Западе говорят, что нынешние скандалы серьезно изменят ландшафт игровой индустрии и приведут к реальным переменам. Уже сейчас серьезное давление оказывается на стримерскую платформу Twitch, ушел со своего поста глава крупного стримерского агентства, игровые студии одна за другой открещиваются от сотрудничества с авторитетным сценаристом Крисом Авеллоном. Что вообще происходит?
Заметные представители геймерского сообщества массово начали делиться историями сексуальных домогательств после того, как в Twitter произошли, казалось бы, локальные разборки. Три девушки-стримерши поделились подробностями своего общения с одним из топовых игроков в Destiny 2. В интернете он известен под никами Lono и SayNoToRage. Девушки рассказали, что тот позволял себе лапать их, домогался и предлагал заняться сексом.
Lono признал эти обвинения: «Нет оправдания моему поведению. Нет никакого способа замаскировать это. То, что я сделал, было неприемлемо».
За этим скандалом посыпались новые откровения: стримеры начали рассказывать о домогательствах со стороны высокопоставленных мужчин в индустрии, других стримеров, ютуберов, разработчиков игр и агентов.
Молли Айала, Twitch-стример и ведущий специалист по развитию сообщества Overwatch, выдвинула обвинения в адрес Омида Дариани, главы крупного западного стримерского агентства Online Performers Group (OPG). Тот в 2014 году предлагал ей поучаствовать в «тройничке». Тот свое недопустимое поведение оправдывать не стал и тем же вечером ушел с поста главы компании.
Спонсорские контракты, деловые соглашения — все это улетает в пропасть после того, как человек оказывается уличен в сексуальном скандале. OPG уже лишилась нескольких крупных стримеров и рекламодателей, стример Lono потерял спонсоров, аналогичные проблемы возникли и у других людей, которых обличили в неподобающем поведении. Ошибки обходятся дорого, и поблажек на время никто не дает. Волна откровений показала, что игровая индустрия столкнулась с системной проблемой
«Когда это один голос, это проблема с человеком. Когда звучат тонны таких обращений, это проблема со всей отраслью», — заявила Брук Торн, стримерша из Великобритании, которая пообещала покинуть OPG по окончании контракта.
Последний из известных участников скандала — Крис Авеллон. Этот 48-летний геймдизайнер и сценарист в разные годы работал в Interplay Entertainment и Obsidian Entertainment, в которых трудился над созданием Planescape: Torment, Fallout 2, Star Wars: Knights of the Old Republic II, Neverwinter Nights 2, Wasteland 2 и Pillars of Eternity. В качестве сценариста он был заявлен в работе над другими крупными релизами последних лет и играми, выходящими в этом году.
После того как в прессе появились обвинения в сексуальных домогательствах со стороны Криса, игровые студии одна за другой стали открещиваться от него, как от прокаженного. Мол, контракт с Крисом закончился, свою небольшую часть работы над игрой он выполнил и больше не имеет ничего общего ни со студией, ни с игрой.
Издательство Paradox Interactive отмывалось еще глубже. В Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 не будет ничего, что придумано Авеллоном. Сценариста привлекали на раннем этапе разработки, но в ходе творческого процесса все коренным образом поменялось.
Началось все в июне с истории девушки под ником Karissa в Twitter, которая поделилась неприятными воспоминаниями, связанными с Крисом Авеллоном. Она рассказала, как на одной из коллективных гулянок Крис напоил ее, а затем вместе с друзьями проводил до комнаты, после чего «выставил других парней».
«Наутро у меня были очень смутные воспоминания о произошедшем, я подумала, что это был сон. Когда я спросила Криса об этом случае, то он сказал, что я ему отказала. Я поняла, что единственная причина, по которой смогла отказать ему в тот вечер, когда была в стельку пьяной, заключалась в месячных.
В другие вечера я наблюдала, как он проделывал то же самое с другими девушками, намного более молодыми, чем я в мои почти 30. Он исчезал с одной или другой, затем возвращался. Я не пила с ним больше, и он вел себя как джентльмен».
Крис больше не приставал к ней, а однажды даже проводил до метро в половину пятого утра. Именно поэтому Karissa воздерживалась от критики сценариста. Но заговорить ее заставила ситуация со знакомой, которая более года терпела «эмоциональное насилие» от разработчика и которую тот бросил одну в центре большого города после очередной попойки.
Длинная цепочка скандалов вокруг игровой индустрии в 2014 году началась с расследования коррупции в игровой журналистике. Однако очень скоро она перешла в тематическую плоскость сексизма и мизогинии в компьютерных играх. Все началось с того, что один разработчик игр обвинил свою бывшую девушку Зои Куинн в том, что она изменила ему с рядом игровых журналистов, чтобы те дали положительные отзывы о ее первой игре Depression Quest.
В интернете началась «охота на ведьму». Личные данные Зои слили в сеть, в ее адрес стали поступать угрозы убийства и изнасилования. К конфликту подключились новостные ресурсы, феминистки и попросту неравнодушные люди — защитники социальной справедливости. Они спровоцировали подключение к конфликту праворадикальных пользователей сети и игроков, которые не стеснялись в выражениях, опускались до оскорблений и призывали решить проблему физической расправой над противниками.
Позиция радикально настроенных людей привела к тому, что игровое сообщество в целом подверглось критике в прессе за женоненавистничество и нетерпимость. Многие нейтральные игроки, которые даже не были в курсе истоков конфликта, восприняли такие публикации как атаку на геймерскую культуру. Они обвиняли прессу в неэтичном поведении, пресса обвиняла их в нежелании признавать проблемы и слушать альтернативное мнение. В общем, снежный ком ненависти становился только больше с каждым оборотом снежка, спущенного с горного склона.
Под удар попала и Анита Саркисян, которая ранее жестко критиковала видеоигры за те образы, в которых разработчики представляют женских персонажей: излишне сексуализированными декорациями, которые оскорбляют и унижают женщин.
Нельзя не упомянуть о дальнейших трагических событиях вокруг Зои Куинн. 31 августа 2019 года безусловно талантливый геймдизайнер и композитор Алек Холовка покончил жизнь самоубийством. Разработчик игр приложил свою руку к созданию Night in the Woods — компьютерного квеста с глубоким сюжетом и высокими оценками как критиков, так и геймеров.
Незадолго до своей кончины Холовка был обвинен в физическом и эмоциональном насилии над Зои Куинн. Девушка утверждала, что в 2012 году Холовка около месяца удерживал ее в своей квартире, запретил общаться со знакомыми и подвергал насилию. После этих заявлений коллеги разорвали связи с Алеком, и вскоре он покончил с собой.
Позже выяснилось, что Алек прибегал к услугам психотерапевта, он страдал определенным расстройством. Архивная переписка указывала на то, что в отношениях молодых людей не все было так однозначно, как описывала Зои. В частности, ее слова про ограничение свободы со стороны Алека не подтверждались, а тот, в свою очередь, был обеспокоен тем, что его девушка флиртовала с окружающими. Он был влюблен и даже планировал оплатить консультацию специалиста для сохранения отношений.
Какова мораль истории? Человеческая душа — потемки. А отношения двух людей с эксцентричным поведением, которые становятся публичным достоянием, — штука сложная и неоднозначная. И ударить может по всем сторонам конфликта.
Летом 2018 года игровое издание Kotaku опубликовало объемное расследование о культуре сексизма в Riot Games — компании, известной по разработке популярной MOBA League of Legends. Там раскрывались систематические проблемы в отношении к женщинам, которые составляют пятую часть от штатного числа сотрудников.
Журналистка Kotaku пообщалась с 28 бывшими и нынешними сотрудниками Riot. Одна из них рассказала об эксперименте. На одном из совещаний она озвучила идею, которую присутствующие приняли прохладно. Тогда она попросила коллегу-мужчину через несколько дней озвучить ту же идею на совещании уже от своего лица — и ее приняли с ликованием.
Из опроса стало известно, что женщин в Riot реже продвигали по карьерной лестнице, даже если до этого их готовили к повышению и перекладывали на них работу сотрудников более высокого ранга. Также многие опрошенные рассказывали, что им присылали изображения гениталий. Об этом упоминали не только женщины, но и мужчины.
К тому же на собеседованиях многие будущие сотрудники сталкивались с необходимостью доказать свою геймерскую «хардкорность», даже если вакансия непосредственно не связана с разработкой игр. Одну женщину упрекнули в том, что она увлекалась настольными играми, для другой проблемой оказалось то, что она предпочитала играть в World of Warcraft, а не в LoL.
В рабочем процессе на женщин навешивали порой секретарские обязанности, их не дослушивали и бесцеремонно перебивали, отпускали сексистские шуточки и в оскорбительном ключе использовали разные сексистские выражения.
Под конец 2019 года компания согласилась выплатить сотрудницам $10 млн по делу о половой дискриминации. Это мировое соглашение стало результатом коллективного судебного иска. Потом, правда, сотрудницы отказались от этого мирового соглашения. Они хотят, чтобы компания заплатила тысячам женщин, которые работали там с 2014 года, в общей сложности $400 млн.
C 2018 года Riot Games трансформируется в соответствии с современными стандартами: поменялся процесс найма сотрудников, появились подвижки в плане равных возможностей для женщин и мужчин в продвижении по карьерной лестнице.
Что демонстрируют эти скандалы для индустрии в целом? На заре становления видеоигр традиционными геймерами были подростки и мужчины. Все игры создавались с прицелом на эту целевую аудиторию. А потому за прошедшие десятилетия вокруг видеоигр сложился определенный культурный бэкграунд. Сложился и закостенел. Несмотря на то что за эти же десятилетия аудитория геймеров расширилась, как и тематика, посылы, которые несут в себе видеоигры. Лучшие представители из них стали не просто развлечением, а выражением позиции по актуальным социальным темам.
Традиционный геймер воспринимает любые изменения как вторжение на его исконную территорию. Девушки-геймеры подвергаются снисходительному, а порой и оскорбительному отношению в онлайн-играх. А девушкам-специалистам сложно добиться серьезного отношения к себе и равноправия в профессиональной индустрии. Отсюда сексистские намеки и сексуальные домогательства, о которых широкая общественность узнает лишь спустя несколько лет. Страх перед высокопоставленными менеджерами, которые могут зарубить твою карьеру в любимой индустрии, заставляет молчать.
И лишь когда критическая масса оскорбленных и униженных способна высказать проблему во всеуслышание, наступает время перемен. В игровой индустрии эта критическая масса уже собралась, и перемены неизбежны. Главное, чтобы они пошли на пользу конечному продукту, за который готовы платить геймеры.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by