«Мы очень рады, что Стив успешно достиг того, что можно назвать не иначе как последним великим рекордом в авиации», — сказал Ричард Брэнсон после приземления GlobalFlyer 3 марта 2005 года. В тот день был установлен рекорд по беспосадочному кругосветному перелету: 67 часов и 1 минута. Специалисты полагают, что побить это время практически нереально, по крайней мере при текущем развитии реактивных двигателей. Onliner изучил историю энтузиастов, которые захотели войти в историю и напомнить, что границы возможного нужно время от времени сдвигать — иначе жить слишком скучно.
Тема путешествий вокруг планеты издавна манила искателей приключений и рекордсменов. История знает кругосветки на воздушных шарах, яхтах и прочих видах транспорта. Естественно, с развитием авиации аналогичные достижения стали совершать и летчики. В первое в истории кругосветное путешествие на самолетах отправились в 1924 году восемь механиков и пилотов ВВС США на четырех самолетах. Правда, миссию выполнили только два экипажа — на «Чикаго» и «Новом Орлеане» (самолеты для кругосветки назвали в честь видных городов Соединенных Штатов). Перелет занял 175 дней, экипажам пришлось сделать 74 посадки для дозаправок и ремонта.
Рекорды приедались, летчикам нужно было искать более сложные цели. Важной фигурой в авиации оказался Берт Рутан — конструктор, который специализируется на оригинальных самолетах, заточенных под конкретные задачи. В начале 1980-х он сконструировал Voyager. Двухместный винтовой самолет строился конкретно для нового рекорда, одного из сложнейших на тот момент — беспосадочного полета вокруг Земли на одном баке. Эксперимент удался — перелет занял 9 дней и 3 минуты. Но со временем Рутану стало этого мало, и он захотел улучшить результат. Очень кстати появился Ричард Брэнсон — тот самый эксцентричный бизнесмен, который любит авиацию и готов тратить на нее большие деньги.
В начале нового тысячелетия Брэнсон и Рутан уже сотрудничали в рамках проекта Virgin Galactic. Необычные SpaceShipOne и SpaceShipTwo для суборбитальных полетов — творения компании Scaled Composites, принадлежащей Берту Рутану, а сам он выступал конструктором этих кораблей. Единомышленники затеяли новый проект — установить рекорд по скорости кругосветного перелета. Обычные самолеты для этого не годились: даже если облегчить, условно говоря, Boeing 777 (который славится дальностью полета) и установить на него дополнительные баки, он окажется слишком тяжелым для подобного перелета. Плюс еще и имидж: наверняка энтузиасты хотели оставить всю славу себе и не делить ее со сторонним производителем.
Так началась работа над Virgin Atlantic GlobalFlyer — одноместным самолетом, который создавался исключительно для одного, но очень важного полета. GlobalFlyer имеет всего 13 метров в длину. В центральной секции расположен фюзеляж с местом для пилота и реактивным двигателем позади него, по бокам — топливные баки и шасси. Самолет требовалось сделать максимально легким: чем меньше вес, тем ниже расход топлива. Горючее стало главной проблемой для конструкторов: нужно было обеспечить достаточный запас для кругосветного перелета, но при этом не переборщить с весом.
Собственно, в авиации такие проблемы уже случались: например, создатели сверхзвукового Boeing 2707, который так и не увидел свет, уперлись в аналогичную дилемму. Самолет по расчетам получался настолько тяжелым и прожорливым, что не мог пересечь Атлантику, а это делало весь проект бессмысленным.
В результате из взлетной массы GlobalFlyer в 9980 килограммов более 80% приходилось на топливо. Практически все свободное место, которое создатели могли выделить, отвели под 13 баков. Другой проблемой стало время перелета — на путешествие должно было уйти порядка четырех суток. Все это время пилот должен бодрствовать, находясь в тесной кабине. В случае с Voyager ситуация была проще: пока один летчик управлял самолетом, другой мог отдохнуть. Но GlobalFlyer был рассчитан только на одного человека.
Выбор пал на Стива Фоссетта — прожженного экстремала и любителя воздушного транспорта, поставившего больше сотни рекордов. С годами Фоссетт и не думал сбавлять обороты: он обогнул Землю на воздушном шаре в 58 лет, поднимался на Эверест, гонял в «24 часах Ле-Мана» — в общем, о разведении цветочков в огороде вряд ли задумывался. Авиатора утвердили пилотом для установления рекорда на GlobalFlyer. Пусть на момент запланированного полета Фоссетту было уже 60 лет, но его огромный опыт в пилотировании самолетов разных типов и кругосветные путешествия играли на руку: если кому и по силам совершить безостановочный перелет вокруг Земли, то кандидата лучше не найти.
GlobalFlyer оторвался от взлетно-посадочной полосы в городке Салина, штат Канзас, вечером 1 марта 2005 года. Полет проходил с запада на восток: требовалось обогнуть Атлантику, перелететь Африку, Азию, Китай и далее по списку, а затем приземлиться на этом же аэродроме — и сделать это все как можно быстрее.
Вскоре дела пошли не по плану: через несколько часов после начала гонки у GlobalFlyer отказала спутниковая навигационная система. Затем у самолета случилась утечка топлива: из баков ушло 1180 килограммов горючего, что могло сыграть фатальную роль при поставленной задаче полета. Ведь посадки для дозаправки не предполагалось, и в случае приземления миссия оказалась бы проваленной. Однако Фоссетту повезло: попутный ветер позволил сберечь немного топлива.
По признанию пилота, сложнейшим испытанием для него было оставаться в сознании все время полета. Стив вспоминал, что за трое суток позволил себе подремать только шесть раз не более чем на три минуты — то есть, по сути, он не спал весь полет. Но Фоссетт отметил, что постоянно контролировал ситуацию и мог принимать взвешенные решения, несмотря на усталость.
К сонному состоянию прибавлялся еще и скудный рацион. Летчику выделили обычную воду и молочные коктейли с шоколадным вкусом — за перелет Фоссетт выпил их 12 штук, и это была его единственная еда. Пустые бутылки, скажем так, тоже не пропадали: туалет на самолете не сделали.
GlobalFlyer показался в небе над Салиной 3 марта. Кругосветный перелет занял чуть менее трех суток, но Фоссетт увидел четыре ночи, потому как все время летел на восток. Официальное время путешествия — 67 часов и 1 минута, рекорд официально засчитали после подтверждения, что самолет не совершал дозаправку на суше или в воздухе. В полете пилот преодолел 36 788 километров.
Но Стиву Фоссетту было мало и этого. Год спустя он задумал поставить новый рекорд — наибольшее преодоленное расстояние за один полет. Для этих целей он выбрал все тот же GlobalFlyer. Энтузиасты замахнулись примерно на 46 тыс. километров. Новый полет стартовал 8 февраля 2006 года. Фоссетта вновь преследовали проблемы: на взлете самолет столкнулся с птицами, затем он чуть не разрушился из-за сильной турбулентности во время пересечения Индии, а затем начались неполадки с генератором. Пилот немного не дотянул до запланированной точки приземления и вынужден был садиться в Дорсете (Великобритания). При посадке лопнули два колеса, но сам Стив не пострадал. Пройденное расстояние составило 41 466 километров — на несколько сотен километров больше, чем прежний рекорд 1999 года, поставленный на воздушном шаре.
Наконец, последнее достижение GlobalFlyer — рекорд дальности беспосадочного полета с вылетом и прибытием в одну и ту же точку. Полет начался 14 марта 2006 года во все том же городе Салина, а управлял самолетом вновь Стив Фоссетт. Ему нужно было покрыть максимальное расстояние, поэтому очередная кругосветка с полетом в одном направлении не годилась. Так Фоссетт решил от Японии взять курс на юг, а затем повернуть к экватору, чтобы увеличить дистанцию во время перелета Тихого океана. Цель была достигнута: 40 721 километр непрерывного полета с возвращением в точку вылета.
GlobalFlyer совершил всего три полета, и каждый приносил ему новый мировой рекорд. После этого самолет отправили на покой в Национальный музей авиации и космонавтики в Центре имени Стивена Удвара-Хейзи (основатель корпорации по лизингу самолетов ILFC).
Но рекордсмен Стив Фоссетт отдыхать не собирался и продолжил летать. 3 сентября 2007 года экстремал отправился на одномоторном самолете полетать по окрестностям Невады. Вскоре он перестал выходить на связь и на аэродром не вернулся. Масштабная поисковая операция ничего не дала, и Фоссетта признали погибшим. В октябре следующего года туристы обнаружили в горах Сьерра-Невада вещи и три удостоверения на имя Стива Фоссетта. К месту выдвинулась поисковая бригада, которая нашла обломки самолета и человеческие останки — экспертиза установила, что это тело Фоссетта. Предположительно, причиной крушения стали сильные порывы ветра.
На этом история выдающихся авиационных рекордов пока что взяла паузу. Не исключено, что следующими чемпионами станут уже самолеты с электрическими двигателями, которым нужно будет показывать надежность и превосходство над обычными лайнерами.
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by