Деревня на сто хат и эротическая программа для деда. Вспомнили, с чего начиналось кабельное ТВ в Беларуси

Автор: Ян Альшевский
23 364
25 февраля 2020 в 8:00

Кабельное ТВ в свое время считалось чем-то исключительным — особенно на фоне телевидения далекого прошлого, когда в эфире транслировалось всего несколько каналов. Ситуация стала меняться где-то в девяностых годах прошлого века. Onliner решил вспомнить, как это было. Нашими собеседниками выступили Сергей Ковган, глава небольшой, но имеющей давнюю историю компании с говорящим названием «Эфир», ставший одним из первопроходцев кабельного ТВ в Беларуси, и Александр Карнаух, который после учебы в вузе устроился в компанию, известной по бренду «Космос ТВ», и проработал там до середины нулевых (на самом деле чуть дольше).

Содержание

«С чего все начиналось? Деревня на сто хат и эротическая программа для деда»

Сергей Ковган рассказал длинную и интересную историю, которая началась в самый разгар перестройки, во времена идущего к закату Советского Союза.

— Начиналось все не с телевидения, а с компьютерных классов. Я окончил РТИ, потом по распределению работал в НИИ ЭВМ. Когда началась перестройка, у меня, наверное, был один из первых кооперативов, который занимался установкой компьютерных классов — это школы, техникумы и другие учебные заведения.

Ну и в одном колхозе встретился продвинутый председатель. От него пришла заявка, я приехал, чтобы ознакомиться с условиями. Здесь уже был зоопарк для детей, душевые кабины для механизаторов. Короче, все было супер. Попросили поставить компьютерный класс, сделали монтаж.

Фото из личного архива Сергея Ковгана

А он где-то прочитал, что есть такое «кабельное телевидение». Это был 1989 год. Я до этого только краем уха слышал, но особенно не интересовался. Он спросил: «Сможешь?» Я подумал: «Железо — оно и в Африке железо. Сделаем».

Я начал общаться с коллегами, за рубеж звонить. Кабельные сети как таковые были, но небольшие. А в эфире транслировали три канала, и все. Прибалты к тому времени продвинулись немного вперед — по приему спутников, изготовлению тюнеров. Я поехал в Литву на закупки.

Начали монтировать. Антенну, кажется, на крыше правления установили, потом поставили две или три спутниковые тарелки. Не такие, как сейчас, на 30—60 сантиметров, а большие — под 2,5 метра. У меня еще, помню, был «Москвич-2140». Когда я вез эту тарелку, меня на каждом посту тормозили гаишники и спрашивали: «Что это? Не собираешься ли ты сбивать самолеты?» (смеется. — Прим. Onliner) Приходилось читать им лекции, объяснять.

Фото носит иллюстративный характер. Это совсем современная антенна, и к кабельному ТВ она отношения не имеет

Кабельной канализации, конечно, не было, развешивали провода на столбах, омы (разветвители) оборачивали в целлофановые пакеты. А усилители прятали под стрехами домов. Другого выхода не было.

Так мы запустили под сто деревенских домов. Шло 13—14 каналов, а у ПТК (селектор каналов) — 12 положений, так что были проблемы (смеется. — Прим. Onliner). Перечень не помню, но было три наших, спортивные, музыкальные, какой-то эротический типа Playboy. Все без переводов, как несложно понять.

Для таких телеприемников и семь каналов — неподъемная задача. Хотя были свои хитрости, если кто еще помнит (например, покрутить колесико настройки и поменять гнездо перемычки). Фото: rw6ase.narod.ru

Запустили эти сто хат… Фурор для меня: я ж молодой, зеленый, мне тогда 27 лет было. Тогда дело было не в том, что заработали, а в том, что получилось. Я не совру, если скажу, что это была первая многоканальная сеть в Беларуси. Локальные существовали, но так, чтобы на 12 каналов и сто хат? Потом, много позже, я узнал, что, оказывается, в Польше запустились на полгода позже, чем мы. Они как раз в прошлом году праздновали 30 лет с запуска кабельного ТВ.

Кстати, я всегда думал, что дам людям такое количество каналов — всем будет интересно. Но первый отклик был (мы приезжали потом, обслуживали), когда с бабушкой одной встречался: «Унучак, што ж ты зрабіў? Мой жа дзед з печы не злезае!» Тогда я начал понимать, что телевидение — это, с одной стороны, разнообразие, а с другой — оно съедает кучу времени.

Потом начал другие сети разворачивать, три-четыре за год построил в поселках недалеко от Минска. В Минске тогда был один монополист, строить особо не разрешали. Один из крупных проектов — поселок Сокол. Там была сеть на три тысячи квартир примерно, да и каналов было больше — порядка 20.

Фото носит иллюстративный характер

«Беларусь — страна инженеров и поэтов. А еще — „Горизонта“, „Витязя“ и „Интеграла“»

— Развернуть сеть в деревне занимало месяца два, это быстро. В Соколе — примерно так же. Работала бригада из четырех человек, грамотные ребята. Не зря ведь говорят: Беларусь — страна инженеров. Страна поэтов и инженеров (смеется. — Прим. Onliner).

Сергей показывает прибор того времени — измерительные SMV немецкого производства. Говорит, были и побольше, для более тонкой настройки. Что касается другого оборудования, многое делали в Беларуси.

— В 1991 году в Минске было создано ОАО «МКТ», я туда пошел работать техническим директором. Опять же мы запустили первые оптические линии (после Москвы — там они появились в 1988—1989 годах) — это первая оптическая сеть, первые оптические передатчики, первые оптические приемники… Первые передатчики делали выходцы из РТИ. А «Горизонт» и «Витязь» — два крупных предприятия, которые на 80% закрывали потребность СССР в оборудовании для кабельного телевидения. На тот момент мы могли удержать рынок: бум был… После 1991—1992 годов началось масштабное строительство кабельных сетей везде, по всем городам. «Горизонтовское» оборудование применяли — и усилители, и разветвители. Из импортного — тюнеры и тарелки, — вспоминает собеседник Onliner. Декодеры сигнала позже брали у «Интеграла».

Минск, 1993 год. Фото: pastvu.com

— По разным причинам ОАО «МКТ» где-то в 1995—1996 году прекратило существование, на рынок выходил «Космос» с серьезными деньгами. Но опять же первая 30-канальная сеть в Минске — это ваш покорный слуга (смеется. — Прим. Onliner). Район Сухарево.

Сеть строили параллельно сети МТИСа. Технические специалисты утверждали: параллельно сеть существовать не может, мол, помехи, искажения и так далее. На самом деле, если у вас хорошая помехозащищенность, все собрано грамотно, никаких проблем не будет. Я, когда собрал, предлагал приехать и поискать помехи: ставьте приборы, меряйте! Пришли к выводу, что можно и две, и три сети, хоть десять!

Ну а с 1995 года у меня отдельное предприятие — «Эфир» (в следующем году будет юбилей). Начали строительство сети с центра — от вокзала до площади Победы, потом пошли дальше.

Выбор покупателей
исполнение: внешнее (настольное), подключение по USB Type-A, макс. разрешение записи 1920x1080, макс. fps записи видео при макс. разрешении 60 кадров/сек
исполнение: внутреннее, подключение по PCI Express x4 Gen 2, макс. разрешение записи 3840x2160, макс. fps записи видео при макс. разрешении 60 кадров/сек, поддержка HDR

Первый год, когда запустился, эмоционально было приятнее всего (для бизнеса — нет), по молодости был эмоциональный всплеск. Я тогда еще не знал, как монетизировать. Да и до сих пор толком не знаю (смеется. — Прим. Onliner). Было здорово и интересно.

Хотя, когда начинаешь первый, больше всего получаешь по голове. Когда торишь дорожку, это тяжело. В Минске было тяжело вести бизнес все эти годы. И наверное, я неправильно сделал, что не стал выходить на другие города. А здесь каждый год приходилось с чем-то бороться — то с постановлениями, то с монополистами и так далее.

Вначале, когда государство не особенно занималось сферой, было много кабельных операторов. Потом оно спохватилось…

Если вы успели забыть, в девяностых в Минске проходили весьма бодрые автошоу. Тоже часть истории

Абоненты

— Каждый абонент — целая история. Я слышу практически все разговоры с абонентским отделом, и 80% — это психология, ничего связанного с техникой нет. Человек звонит, говорит, что что-то плохо работает, а потом оказывается, что ему просто нужно общение. У меня центр города, много одиноких людей, для них телевизор — окошко наружу. Если плохо идет, звонят, а это на полчаса — таким не можешь сказать «До свидания, мне работать надо».

По мнению Сергея, на рынке должны быть небольшие предприятия — в качестве сравнения он приводит уличные кафешки.

— У небольших операторов сервис лучше, сюда человек может дозвониться в течение пары минут, ему не будут говорить, что он 50-й в очереди. Абонент может сразу после диспетчера попасть на инженера или даже директора. Уровень общения другой, уровень обслуживания. Обидно, что в Минске осталось буквально пять кабельных операторов (по Беларуси, по словам Сергея, порядка 120 кабельных операторов).

Фото носит иллюстративный характер

Забавные истории

— Помню, как-то была ситуация: днем сигнал идет качественный, а ночью начинаются помехи. Лазили везде, перемеряли, всю аппаратуру пересмотрели — ничего… Чудеса какие-то. Сидим на крыше, горюем: люди-то жалуются. А потом смотрю на тарелку, а из конвертера выползает паук. Он, гад, устроил там гнездо и грелся (смеется. — Прим. Onliner).

Или вот: помните, был период, когда активно воровали кабель? Это с другим оператором приключилось. Кабельщики вытягивали кабель из колодца, остановились передохнуть, а он назад пополз. Оказалось, из колодца, что за углом дома был, бомжи «играли» в перетягивания каната…

Прошлое и будущее кабельного ТВ

— Десять лет назад кабельному телевидению пророчили скорую смерть, с тех пор об этом говорят чуть ли не каждый год. Слухи про быструю смерть кабельного ТВ преувеличены — думаю, еще года три-четыре есть. Постепенно сфера будет сжиматься, произойдет трансформация и слияние.

Фото носит иллюстративный характер

Выживать сложно: 30% выручки, условно говоря, платишь за контент, 30% — заработная плата, потом аренда и так далее. Рентабельность — 6—7%, и развиваться на ней малому предприятию очень тяжело. Были бы равные условия для всех, было бы проще. Сейчас проекты новостроек «заточены» под одного игрока. Один зашел, ты прыгаешь вокруг. А народ у нас консервативный: если подключился, то потом менять оператора и лень, и ремонт портить не хочется. «Дешевле? Ну и что. Мне что, плинтус отрывать?»

Наш собеседник считает, что отрасль губит «война скидок» и мысль «потом удержу» (такое могут позволить себе только крупнейшие компании).

То же касается и контента: все стараются максимально удешевить его, говорит Сергей.

— Контент был лучше, сейчас все удешевляют, шелухи все больше. Ты включаешь телевизор, как прибор освещения, и не важно, что там делается.

Немного «Космоса»: вспоминаем былого монстра кабельного ТВ

Александр Карнаух застал то время, когда кабельное ТВ активно пошло в массы (и был активным участником процесса). Происходило это не сразу, постепенно. Отчасти «Космос ТВ» стал одним из символов эпохи, которая с тех пор заметно изменилась. Так что обойти ее вниманием нельзя. Оператор заработал в Минске примерно четверть века назад. На старте белорусско-американское предприятие, напоминает Александр, работало как оператор эфирного ТВ — со своими принимающими антеннами и другим абонентским оборудованием.

Фото из личного архива Александра Карнауха

Это было одной из причин относительной дороговизны — далеко не каждый белорус мог позволить себе подключение и абонентскую плату.

— Кабельная сеть — это существенное снижение себестоимости в расчете на одного абонента. Соответственно, с началом строительства кабельной сети услуги перешли в другой ценовой диапазон. Какой-то период было дороже, потом стало дешевле, — рассказывает наш собеседник.

За белорусской фирмой стоял американский опыт, однако применять его здесь под копирку было нельзя.

— Делились опытом работы с клиентами и выстраивали маркетинговые технологии, но не всегда их опыт был применим здесь. Зато было от чего отталкиваться и строить стратегию.

Да и время было другое — драйвовое.

— Мы были моложе, трава была зеленее. Все было классно, здорово, где-то мы были наивными. Не было груза опыта, который разрушает оптимистический взгляд на вещи. Мы делали ошибки, но не ошибается тот, кто не идет вперед, кто не растет и не развивается.

Да и рынок только отстраивали, не все моменты были отрегулированы. Это создавало чувство невесомости: можно все, что не запрещено.

Со стороны могло создаться впечатление, что оператор растет медленно, спрос «в народе» («Когда уже проведут?») был выше, чем предложение.

— Просто сейчас мы судим с позиций нынешнего времени. На тот момент компания развивалась достаточно динамично. Сегодня мы привыкли к другому ритму жизни, логистики, ведения бизнеса — все очень быстро меняется.

Были ли клиенты требовательными? Скорее да, но в разное время по-своему.

— С ростом количества абонентов растет количество претензий — это обычная статистика. Когда охватываешь все больше территорий, ты сталкиваешься с широким спектром мнений, разбросом точек зрения, критериев… Люди очень разные.

С курьезами я сталкивался в большом количестве, так как работал непосредственно с клиентами. Если возникал какой-то вопрос, приходили ко мне и жаловались. Мы по возможности шли навстречу клиентам. Но случался и потребительский экстремизм. Клиент всегда прав, пока не нарушает действующее законодательство, — смеется Александр.

Наиболее странные случаи, говорит он, происходили весной и осенью («это сложное время»). Из запомнившихся — гражданин, который желал пообщаться с руководством.

— Я помню его пронзительный взгляд. Худощавый, в кожаном, кажется, плаще. «Когда вы, наконец, отключите меня от услуг „Космос ТВ“?» — спросил он. Выяснилось, что договора с ним нет, это не абонент компании. Доводов он не слышал, поэтому я просто поднял телефонную трубку и произнес: «Иван Иванович, отключите такого-то». Вопрос был исчерпан, больше мы его не видели.

Фото из архива компании «Техника и коммуникации»

Под завершение разговора Александр вспомнил выставки «ТИБО», подготовку к ним (чего стоят стены из телевизоров): для будущего клиента — красиво, для сотрудников — та еще задачка, чтобы правильно все подключить. «Для меня работа там стала школой жизни», — говорит он.

Если у вас есть интересная история из прошлого (о домашних сетях, вы, ваши родители или кто постарше работали на технологичных производствах в Беларуси в 1980—1990-е годы) и вы готовы поделиться рассказом, пишите на почту ja@onliner.by.

32" 1366x768 (HD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (LG webOS), DTS, Wi-Fi
Снят с продажи
43" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, HLG, DTS, Wi-Fi
Нет в наличии
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, HLG, DTS, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт
Снят с продажи

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by