В редакцию обратился читатель Андрей (имя изменено по просьбе героя) с заурядной на первый взгляд историей: был в отпуске, после отдыха недосчитался денег на карте «Белгазпромбанка» — примерно 180 евро. Но среди подобных случаев этот выделяется важным моментом: карта всегда была при владельце, SMS-оповещение исправно работало, история операций тоже ничего подозрительного не выявила. Только вот 180 евро все равно не хватало. Ситуацию с одной стороны прояснила, а с другой только сильнее запутала выписка со счета.
По ней видно, что в один день, 14 сентября, произошло три дублированные транзакции: на 23,76, 25,91 и 132,6 евро. Все они случились в одно время с «основными» операциями. Но если смотреть историю транзакций, то там все нормально — никаких дублей. Андрей проверил SMS-оповещения: там тоже нет повторных списаний. Почему так вышло, решительно непонятно.
Мы обратились в «Белгазпромбанк» и попросили ответить на два вопроса:
1. Почему дублирующиеся транзакции прошли без запроса PIN-кода? Клиент утверждает, что вводил код только один раз, а средства списывались дважды.
2. Почему повторные списания не отображались ни в SMS-оповещениях, ни в списке транзакций? По сути, это лишает SMS-оповещения (а нередко они платные) смысла.
Пресс-служба банка прокомментировала ситуацию так:
— Как правило, операция с использованием карточки осуществляется в два этапа. Первый этап — это авторизация. На данном этапе в банк-эмитент направляется авторизационный запрос на проведение операции. Банк-эмитент, получив запрос, выполняет необходимые проверки, в том числе PIN-код, дает разрешение на проведение операции и уменьшает баланс карточки на сумму операции (блокирует сумму операции). Этот этап осуществляется в режиме онлайн. Также на данном этапе банк-эмитент формирует уведомление о совершенной операции и направляет его клиенту. Кроме того, информация об авторизованных операциях размещена в специальном разделе мобильного приложения и интернет-банка.
Второй этап — это расчет по произведенной авторизации. Данный этап, как правило, происходит в течение нескольких дней после авторизации и зависит от банка-эквайера торговой точки. Расчет происходит в режиме офлайн. На данном этапе банк-эквайер торговой точки направляет в банк-эмитент специальные сообщения, по результатам обработки которых осуществляется движение денежных средств по счетам.
Уведомление об обработке операции на этапе расчета банк не направляет, иначе, учитывая задержку во времени и наличие уведомления на этапе авторизации, это только запутает клиента. Информация об обработанных операциях на этапе расчета всегда содержится в выписке о движении денежных средств по счету. Выписка также может быть сформирована в специальном разделе мобильного приложения и интернет-банка.
Правилами платежной системы, в рамках которой выпущена карточка клиента, допускается возможность проведения этапа расчета без предварительной авторизации. Ответственность за такие операции, как правило, несет банк, обслуживающий торговую точку, т. е. банк-эквайер. Исходя из информации, предоставленной клиентом, можно предположить, что некоторые операции клиента были совершены с предварительной авторизацией, а некоторые операции были совершены без авторизации. Несмотря на совпадение некоторых параметров, с точки зрения правил платежной системы данные транзакции являются уникальными, соответственно, они были обработаны банком-эмитентом и отражены по счету клиента.
Необходимо отметить, по состоянию на текущий момент данная ситуация уже урегулирована.
Андрей подтвердил, что в выписке видна отмена продублированных операций. Средства должны поступить на счет в ближайшее время.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by