Сегодня сотни белорусов не вышли на работу, опустели аудитории вузов, где-то впервые не прокричали петухи. Не верьте коллегам, друзьям и подругам, которые внезапно «заболели». На самом деле прошлую ночь они провели в кино, а потом еще час выезжали с парковки ТЦ «Галилео». Они супергерои, потому что первые в Беларуси (и последние в мире) смотрели мегаэкстрасуперблокбастер тысячелетия «Мстители: Финал». Мы тоже там были и почти без спойлеров расскажем о своих впечатлениях от фильма.
В качестве затравки хочется порассуждать о силе современного маркетинга. Ну в самом деле, чего вдруг толпы красноглазых людей трутся в очередях на ночной киносеанс? Нам покажут нечто такое, чего доселе не видывало прогрессивное человечество? Нет. Зрителям подадут некую грандиозную историю? Нет. Это будет новое слово в киноискусстве? Конечно, нет.
Ничего этого не будет хотя бы потому, что перед нами очередной продукт киноконвейера «Диснея». Сегодня студия славится тем, что боится экспериментировать и старается понравиться как можно большему количеству людей, готовых потратиться на билеты. В этом нет ничего плохого, но очень часто результатом такого подхода является выхолощенная лента. Она справляется с главной задачей и собирает гигантскую кассу, но не оставляет после себя следа ни в истории, ни в душе, ни в сердце.
На этот раз маркетинговая машина киностудии-спрута напряглась особенно сильно и родила нечто невообразимое — «Мстители: Финал». Конец десятилетней комиксовой киноэпопеи, magnum opus от Marvel, жирная-прежирная точка в невообразимо большой и интересной истории. Так всем внушили.
Но ведь все это мы уже проходили, и не раз. И со «Звездными войнами», и с «Гарри Поттером», и с «Властелином колец». Теперь настал черед отдуваться Marvel. Вышло хуже, чем можно было представить. Но не для всех.
Понятно, что авторам хотелось преподнести «Финал» как нечто особенное. Как художественное полотно, масштабное и всеохватывающее, объемное и законченное. Многие готовы запастись памперсами, чтобы помимо всего впитать в себя и полную историю, которая наконец-то откроет всем глаза на мстителей. Ладно, три часа так три часа. Но как же бездарно распорядились этим временем кинематографисты!
Вместо того чтобы радостно рапортовать о сокращенных на полторы минуты титрах, намного полезнее было бы беззастенчиво отрезать, выбросить и сжечь первые полтора часа фильма. Если вдруг собрались на премьеру, можете не торопиться. Выпейте кофейку, позвоните маме, почистите зубы, постригитесь, в конце концов. Все лучше, чем наблюдать за драматичными потугами сыграть в серьезное кино. Крупные планы с трагической музыкой, долгие вздохи и томные взгляды с поволокой безбожно растягивают хронометраж, абсолютно ничего не давая ни картине, ни вселенной мстителей, ни зрителям.
Обычно так пишут авторы третьесортных романов, которым платят за объем текста. Отсюда ведущие в никуда целые сценарные ветки, не говоря уже о бесконечном напускном пафосе, который, как лягушку через соломинку, раздувают на протяжении всей ленты. Да ладно, все и так в курсе, что за этим ничего не стоит, потому что придут мстители и все разрулят.
Предсказуемость в наши времена — особенно тяжкий грех, за который души сценаристов в загробном сценарном мире будут расплачиваться работой над миллионами продолжений «Пятидесяти оттенков серого». Увы, «Финал» — чрезвычайно предсказуемое кино. Приятно удивить способен разве что самый последний финт, связанный с линией Капитана Америки. Вот он получился красивым. Однако не всем фанатам такое пришлось по душе. Готовьтесь услышать нетолерантные комментарии разной степени цензурности с общим посылом «Что это вообще за безобразие?!».
Часовая попытка сжать ваше сердце и выдавить слезу из правого глаза вряд ли к чему-то приведет. Ах, какая грандиозная потеря! Монстр Танос щелкнул пальцами и уничтожил половину живых существ, включая парочку ключевых супергероев! Невероятная трагедия! Но чтобы ее исправить, всего-то и надо, что ничего не делать несколько лет, а потом один раз нахмурить лоб. И пожалуйста — вот вам Audi e-tron. Фух, идем/летим спасать мир. Ой, едем на Audi e-tron. Давненько не было настолько нелепого продактплейсмента.
Оживать «Финал» начинает где-то с середины, той самой, к которой все же стоит заявиться на премьеру. Вот фильм набрал полную грудь воздуха и чихнул спецэффектами. Ага, теперь видно, что бюджет пошел не только на зарплату звезд.
Хотя погодите-ка... У них все-таки не хватило денег сделать естественным один пивной живот. Картина, на которую только по самым скромным подсчетам потратили 400 миллионов долларов, не смогла реалистично показать обтянутое майкой распущенное пузо? Ха!
Не надо воротить носом, мол, что за ерунда, какой еще пивной живот, плевать на него. Не плевать, потому что его обладатель — одно из немногих светлых пятен «Финала», которое хоть как-то пытается оттенить патетику основной сюжетной линии. Жаль, что хороший юмор тонет в трехчасовом колодце пафоса из ничего не значащих слез.
Последняя часть «Мстителей» очень старается заигрывать с фанатами супергеройской вселенной, наплевав на остальных. Десятки разбросанных пасхалок, наверное, обрадуют верных поклонников, но такое заигрывание оборачивается провисанием и так не очень-то стройной динамики. Многие из этих эпизодов-отсылок затянуты и ничего не дают «Финалу» как произведению кинематографа, а не новому выпуску графической новеллы.
Из-за чрезмерного желания угодить фанатам слили даже единственную масштабную битву. Мало того что ее причины неочевидны, так еще и войнушка как зрелище показана в виде череды разрозненных стычек. Почти каждая из них — отдельный готовый мем, местами еще и слизанный со вступительного ролика к StarCraft II: Legacy of the Void. И все это вместо того, чтобы детальнее раскрыть характеры десятка героев, которых просто мельком показывают в конце?
На волне хайпа появились сотни фанатских теорий касательно тех или иных сюжетных поворотов последних «Мстителей». За исключением одного, оправдались самые очевидные и предсказуемые. «Дисней», разумеется, продолжает следовать свой стратегии и не рискует со смелыми экспериментами.
Эх, а если бы выступившие режиссерами братья Руссо надавили на боссов и действовали более отчаянно? Глядишь, и воплощенная на экране «теория Тануса» воспринималась бы как глоток свежего воздуха в затхлой пещере Голливуда. Сами братья, впрочем, уверяют, что знать ничего не знали об этой теории. Так что вот вам полуспойлер: нет, Человек-муравей не убьет Таноса, кхм, проникнув в него миниатюрным супергероем, а потом увеличившись до гиганта.
И без этого понятно, что фильм «Мстители: Финал» соберет гигантскую кассу, поставив несколько финансовых рекордов по сборам. Но это не отменяет того, что последняя часть саги является растянутым до немыслимых границ эпизодом, который вполне мог бы стать финальной получасовой сценой «Войны бесконечности».
Смотрите мнение зрителей о фильме:
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by