Джокер — это один из самых харизматичных злодеев в истории кино. Он, как профессор Мориарти или Дарт Вейдер, известен каждому увлеченному поп-культурой зрителю. За десятилетия своего присутствия на экранах этот персонаж часто менялся под влиянием актеров и режиссеров. Но никогда и никого это воплощение не оставляло равнодушным, будь то Джек Николсон в «Бэтмене» 1989 года или Джаред Лето в «Отряде самоубийц» 2016 года. Вместе с HONOR рассказываем о том, как менялся киношный Джокер.
Это осенью у Джокера наступит пик суперзлодейской карьеры: уже почти закончен фильм, посвященный только ему и истории его становления, с Хоакином Фениксом в главной роли. А пока давайте вспомним, как на большом экране менялся типаж Джокера и какому актеру удалось влюбить в себя массы, несмотря на злодейскую сущность персонажа.
Сейчас в это сложно поверить, но для первого воплощения Джокера на большом экране был выбран актер, которому к 1966 году было уже 59 лет. Сизар Ромеро родился в 1907-м и чаще фигурировал на экранах в роли жгучих латинских любовников с тонкими усиками, снимаясь в мелодрамах и комедиях.
Но в 1966 году его позвали исполнить роль Джокера сперва в телевизионном сериале, а потом и в фильме «Бэтмен». Не сказать, что Ромеро был полностью отдан этой роли, ведь для съемок он даже отказался сбривать свои усики — гримерам приходилось основательно выбелять лицо актера пудрой. Правда, это не особо ему помогало, так как на крупных планах предательская чернота усов то и дело проглядывала.
В картине были задействованы все основные персонажи вселенной Бэтмена. Помимо Джокера в ней были Робин, Пингвин, Загадочник и Женщина-кошка. С тремя последними и кооперировался Джокер, чтобы создать самую мощную злодейскую организацию в Готэм-сити, которая несла бы прямую угрозу и Бэтмену, и безопасности на Земле.
В общем, «Бэтмен» 50-летней давности был самой что ни на есть классической экранизацией комиксов DC.
Практически каждое свое появление на экране Джокер сопровождал неистовым смехом и глупыми шуточками. Например, в одном из эпизодов он пытается помирить Пингвина и Загадочника, берет их за руки и бьет током с помощью прикрепленных к ладоням шокеров. Собственно, такое изображение Джокера вполне соответствовало принятым в кинематографе той поры стандартам. Он был одет в ярко-розового цвета костюм-тройку и салатовый парик и походил скорее на короля клоунов, чем на криминального повелителя.
Лишь спустя 23 года Джокер возвращается на большие экраны в фильме Тима Бертона. Этот «Бэтмен» массовому современному зрителю известен куда лучше адаптации 50-летней давности. Главную роль Бэтмена в картине исполняет Майкл Китон, а на роль антагониста после долгого перебора определяют Джека Николсона. На его месте могли оказаться Уиллем Дефо, Дэвид Боуи и даже Робин Уильямс, но продюсер ленты еще с середины 80-х вел переговоры с Николсоном.
К 90-м Николсон уже был оскароносным актером с багажом довольно серьезных работ и актерских дуэтов. А потому мог позволить себе диктовать условия. Во-первых, он желал провести на съемочной площадке не больше трех недель, а во-вторых, в качестве гонорара указал $6 млн и еще процент от кассовых сборов. По итогу заработок за этот супергеройский фильм для Джека перевалил за $50 млн при общих сборах картины в $411 млн. Собственно, благодаря кассовому успеху и довольно серьезной сюжетной подаче бертоновского «Бэтмена» и называют прародителем всего современного супергеройского жанра в кино.
Фанаты комиксов очень боялись, что из связки Китона и Бертона получится комедийный фильм в духе картины 60-х годов, но в результате получилась полная противоположность: дух, визуальный и художественный стиль ленты были абсолютно иными.
Джек Николсон за роль Джокера был удостоен номинаций на премии BAFTA и «Золотой глобус». Его участие в картине привлекло необычайное внимание прессы. За первую фотографию персонажа со съемочной площадки обещали выплатить вознаграждение в 10 000 фунтов. Собственно, сами критики впоследствии отмечали, что актерская игра и харизма Николсона в роли Джокера довлели если не над всем фильмом, то над главным героем точно. Многие обозреватели впоследствии замечали, что Бертону был более интересен именно Джокер, для которого именитый актер украл каждую сцену.
Что же такого необычного было в игре Джека? Да, отголоски Ромеро еще можно обнаружить в цветастом костюме и поведении с идиотинкой, но новый Джокер шел по куда более темной дорожке, проложенной для него Бертоном и Николсоном. Эта версия персонажа изобиловала насилием и неуемным темпераментом, сильно контрастируя с костюмом и постоянной больной улыбкой от уха до уха, которая не сходила с лица героя ни на секунду. А фраза «Ты когда-нибудь танцевал с дьяволом в бледном свете Луны?» не только стала культовой, но и отлично определяет актерскую интерпретацию Джокера.
Кристофер Нолан сделал Джокера куда более близким к реальности, чем его предшественники. «Темный рыцарь» стал второй частью новой трилогии про Бэтмена. И, как в случае с картиной 1989 года, главный злодей в исполнении Хита Леджера оказался куда более запоминающимся на экране, чем главный герой в роли Кристиана Бейла. Жаль лишь, что сам актер не дожил до премьеры и последующего обилия кинонаград.
Публично свой интерес к роли нолановского Джокера проявляли Эдриан Броуди, Стив Карелл и тот же Робин Уильямс. Тянуло этого прославленного комедийного актера в злодеи. Но режиссеру пришлась по душе интерпретация характера, которую предложил Леджер. Он видел Джокера как клоуна-шизофреника с нулевой эмпатией.
При этом цвет лица по задумке Хита должен был быть не химически отбеленным, а очевидным для зрителей макияжем поверх улыбки Глазго. Это реальные шрамы, которые остаются на щеках после нападения шотландских бандитов или футбольных фанатов «Челси». А потому такой корявый грим вскоре сам по себе стал мемом. В интернете в нем можно было наблюдать и Барака Обаму, и Евгения Петросяна.
Социопат, приносящий чистый хаос в окружающий уклад, был самым непредсказуемым и жестоким Джокером из всех предыдущих. Чтобы подготовиться к роли, Леджер на месяц заперся в комнате отеля, ставя голос и записывая мысли, приходящие ему в голову. Возможно, именно поэтому персонаж Хита не чурался использовать динамит, порох и бензин, но все же предпочитал работать с ножом, когда оставался с жертвой наедине, — так как нож, по мнению злодея, обеспечивает самый близкий контакт с жертвой.
Некоторые считают, что Леджер чересчур глубоко забрался в голову маньяка, следствием чего и стала скоропостижная кончина актера. Но, конечно, это всего лишь фанатские теории.
Чисто субъективно этот Джокер получился самым далеким от прародителя из комиксов и максимально приближенным к реальности, за что многие зрители его и полюбили. А фраза «Чего ты такой серьезный?» навсегда вошла в золотой фонд цитат.
Следующим на роль Джокера, как на плаху, пошел Джаред Лето. Почему как на плаху? Да потому, что зрители еще очень хорошо помнили перформансы Хита Леджера. Это был пик, превзойти который, казалось, невозможно. Ожидания аудитории были завышенными, и в Джокера от Джареда Лето никто не верил еще с того момента, как он был утвержден на эту роль в фильме «Отряд самоубийц».
Визуально этот Джокер дальше всех отошел от первоисточника. Конечно, во многом авторы картины ориентировались на современные комиксы, но давайте будем честны: какими бы популярными в Штатах ни были супергеройские истории, массовый зритель от них чертовски далек. А потому мертвенно-бледная кожа Джокера, множество татуировок и железные зубы многими были встречены с отторжением: зритель не хотел воспринимать любимого злодея как модернизированного бандита. Создателей фильма даже обвиняли в том, что образ Джокера был срисован со сценического образа лидера группы Die Antwoord.
Конечно, в «Отряде самоубийц» персонаж получил крайне мало экранного времени. Но критики отмечали старания, с которыми Джаред Лето подошел к игре, пытаясь сделать своего героя отличным от того, чего ожидала аудитория. Тем не менее свет таких звезд, как Николсон и Леджер, был слишком ярок.
Да и создатели ленты, по признанию Джареда Лето, весьма вольно обошлись с отснятым материалом: многие сцены с участием персонажа не вошли в финальную версию фильма. Актер надеялся, что однажды они станут основой для будущей сольной работы про Джокера, но ему не суждено было стать главной звездой этой картины.
А эту главу еще придется подробно расписать в октябре 2019 года. Именно тогда выйдет сольник про Джокера, в котором в роли психопата воссияет Хоакин Феникс. Владельцы прав на киношного Джокера наконец поняли, что этот злодей заслуживает куда большего хронометража и центрального места в фильме.
Наконец, в отличие от большинства предыдущих картин, нам подробно расскажут о том, как же Джокер докатился до криминальной деятельности. Только в ленте 1989 года упоминалось, что Джек Напьер превратился в Джокера, искупавшись в чане с ядовитыми отходами. Судя по трейлерам и фотографиям со съемочной площадки, новая работа возьмет самое лучшее от «Темного рыцаря» — реализм.
У нового Джокера будут распущенные волосы и аляповатый грим, как у Леджера, а улыбку всего лишь нарисуют помадой.
Остается меньше полугода до того момента, как душевнобольной нищий комик выйдет на большой экран и постарается удивить нас не огромными бюджетами, спущенными на CGI, а по-настоящему драматической актерской игрой.
Конкурс
А теперь о том, как подзаработать! Вкратце о конкурсе «Повтори кинолегенду». Сними ремейк знаменитой сцены любого легендарного фильма. Выше мы оставили для тебя несколько злодейских монологов для вдохновения. Сможешь переиграть Хита Леджера, аплодирующего за решеткой, или перетанцевать Джека Николсона? Если вдруг получится, не забудь поставить хэштег #повторикинолегенду и опубликуй видео в Instagram или пришли по адресу lk@onliner.by — у тебя будет шанс выиграть 2000 рублей от HONOR! Хронометраж видео — от 30 секунд до 1 минуты. Правила участия — по ссылке.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by