«Юзер собрал ферму из видеокарт и использовал ее для майнинга биткоинов», — к счастью, услышать такое можно лишь в определенной тусовке. И то не факт. Примерно через полтора года самая популярная криптовалюта — биткоин — будет праздновать свое десятилетие. За это время она из странного начинания стала трендом, а вокруг нее развернулся настоящий хайп.
С самого начала отношение к виртуальной валюте было весьма осторожное. «Какая-то ерунда без будущего, да и схлопнется скоро», — считали обыватели, среди которых было немало самопровозглашенных экспертов. Их ждал сюрприз. Для кого-то приятный, для других — не очень. Сложнее всего признаться в упущенных возможностях самому себе: «Черт, какой же я был дурак… Подхвати я волну вовремя, стал бы сейчас долларовым миллионером».
Другие смогли воспользоваться моментом, поднакопить не существующих в реальности денег и, что важно, не сбросить их сразу, как только курс пошел вверх. Десяток долларов за единицу? Ждем. Сотня? Рано. Пару сотен? Меняю! Такие истории регулярно всплывают в задушевных беседах. Например, переехавший в Минск студент из глубинки на своем не самом продвинутом железе намайнил «битков» и забыл о них на пару лет. А потом внезапно скопил на квартиру. Совпадение? Почему бы и нет: учился неплохо, голова варит, работа хорошая подвернулась.
«Дружище, биткоины — сила… В них надо срочно вкладывать деньги, еще не поздно», — помню, услышал эти слова, праздно проводя время в одном из столичных баров. Мужчины весьма презентабельного вида, с тяжелыми часами и в дорогой обуви за соседним столиком еще долго спорили все более заплетающимися языками, «быть или не быть криптовалютам» и чем они грозят мировой и личной экономике. Разговор был случайно подслушан в первой половине зимы, и тогда действительно было подходящее время (с учетом нынешнего курса) покупать криптовалюту. Может, и сейчас еще не поздно?
Рядовые белорусские майнеры, как оказалось, не слишком готовы раскрыть свою тайную тайну да и на контакт идут с трудом. Со стороны кажется, что они делятся на несколько категорий: те, кто тихонько майнит, храня секреты при себе; те, кто во всю Ивановскую кричит о достижениях; наконец, те, кто честно пробует добыть «золотишко» — для интереса ли, или прибыли ради.
Новичка «профессиональные» майнеры быстро определяют по вопросам. Кроме того, подобные начинающие пытаются намайнить «хоть что-то» и «хоть как-то». Они еще готовы делиться знаниями.
Ну а те, кто «в теме», быстро теряют интерес к общению с людьми извне, предпочитая обсуждать вопросы лишь в узком кругу единомышленников. Мы попробовали пробраться внутрь этого круга избранных и услышать о криптовалютах из уст интересующегося вопросом практика.
— Я время от времени интересуюсь стартапами и вкладываю в них деньги. К сожалению, три из трех не стартанули. Одна из причин — я не мог отслеживать процесс их развития. Тема с криптовалютами не то чтобы животрепещущая и жизненно необходимая: у меня есть работа, которая приносит деньги. Просто стало интересно.
Начиналось все издалека, и это не было никоим образом связано с биткоинами. Знакомый программист предложил создать сервис по продаже через интернет востребованной группы товаров, поставками которых занялся бы я, а он обеспечивал бы техническую сторону дела. Тема, правда, увяла, но ей на смену пришла другая. Через пару недель размышлений он позвонил и рассказал, что хочет сделать майнинг-ферму и ищет инвестора с расчетом 50/50, — рассказал нам один из участников специализированного форума.
По его словам, в минимальной конфигурации ферма должна была состоять из шести видеокарт (если это, например, GTX 1060), в противном случае выгода будет мизерной.
— А предложил он это мне потому, что в его городе ко времени создания фермы видеокарт уже не было в продаже, — добавил собеседник.
— На момент сборки фермы мы посчитали, что срок окупаемости при текущем курсе составит около полугода с учетом затрат на электричество примерно $60 в месяц. Потом курс обвалился — соответственно, окупаемость удлинилась почти до года. Но в этот момент можно было найти недорогую ферму или отдельные карты на российских сайтах: в РФ люди брали кредиты под это дело, но, когда поняли, что за полгода отдать деньги не удастся, начали продавать железо.
Вопрос окупаемости — сложный и даже немного философский. Если, например, завтра курс биткоина окажется равен $10 тыс., выйдет, что мы за два месяца окупили половину фермы. Но повторюсь, что для меня вопрос стоит в том, чтобы попробовать, а не заработать миллионы. Однако и против миллионов не буду.
На видеокартах, по словам нашего собеседника, сейчас добывают «альткоины» — то есть криптовалюты, которые не являются биткоинами. Последние, в свою очередь, эффективнее майнить с помощью интегральных микросхем (ASIC, или, по-народному, «асиков»). Особенность «асиков» — они рассчитаны на майнинг одной криптовалюты, и, если она прогорит, микросхемы останется только выкинуть.
— Потом (по желанию) «альты» либо обменивают на бирже на «битки», либо оставляют до лучших времен. Кто-то вкладывает деньги в другую криптовалюту.
Криптовалюта, кстати, во многом походит на реальные деньги или, скорее, акции компаний: их курс может меняться в разные стороны достаточно значительно и за короткий промежуток времени, а многое зависит от интереса к монетам в Китае. Примером тому служит новая криптовалюта NEO, курс которой некоторое время назад повысился в 2,5 раза, после чего немного снизился.
— Я уверен, что эта монетка еще дойдет до $80—100 за единицу. В то же время высокого доверия к мелкой «крипте» нет. Многие ее майнят, чтобы потом либо сбросить на пике стоимости, либо перевести в «биток». Основные же криптовалюты — это Bitcoin, Ethereum, Litecoin и некоторые их форки.
На самом деле есть еще множество криптовалют, встречаются и те, которые совсем не на слуху, но при этом дают жару. Знаю одну монету — некоторое время назад давала ощутимый профит, а приватный майнер для нее необходимо было покупать на специальном форуме.
Комьюнити, которое образовалось вокруг криптовалют, как выяснилось, не слишком снисходительно относятся к новичкам.
— На некоторых популярных форумах переливают из пустого в порожнее, на специализированных неудобства доставляют новоиспеченные майнеры. Такой купил три видеокарты и не знает, что с ними делать. Приходят с вопросами наподобие «Куда включать райзер (удлинитель PCI-E. — Прим. Onliner.by) или видеокарту?». Очень достает. Ну почитай ты форум сначала!
Нам еще развиваться и развиваться. В Швейцарии (и не только) уже «биткоиноматы» ставят, выпускают карты с привязкой к биткоин-кошельку… У нас пока все только начинается.
Удалось нам связаться и с девушкой, которая в свободное от работы время занимает свой компьютер майнингом. Это еще больше похоже на хобби, так как о сроках выхода в плюс не приходится и заикаться. «Иногда делать нечего — а что компьютеру простаивать? Но процессор разогнан, шумит, на ночь не оставишь». Стоит отметить, что такой подход считается не слишком эффективным и его нередко сравнивают с мытьем машины зубной щеткой. Впрочем, почему бы не начать с малого?
Из разговора стало понятно, что интерес к криптовалютам появился, среди прочего, благодаря истории одного сверхуспешного программиста (но успешного не в специальности). Совершенно случайно он стал тем самым долларовым миллионером, в давние времена добыв пару сотен тогда еще почти бесплатных биткоинов. Рост курса — и вуаля, ты царь горы.
«Я делаю это с расчетом на перспективу да ради любопытства и новых знаний», — пояснила начинающий майнер. Она подтвердила отмеченное выше: получить помощь от людей с опытом можно, но сложно: «Ведут себя как упыри и высокомерные зазнайки. Но все равно помогают [смеется. — Прим. Onliner.by]».
Мы также попросили взглянуть на ситуацию с криптовалютами вообще и биткоинами в частности эксперта в этой сфере. Иван является основателем первого в мире B2B-бренда в сфере биткоин-гейминга, проживает в Германии. Он ответил на несколько наших вопросов.
— Имеет ли смысл добывать биткоины рядовому белорусу?
— Нет, не имеет. Более того, это не имеет смысла уже как четыре-пять лет. Еще в начале 2013-го были шансы добыть биткоины на супермощных видеокартах. Но уже тогда появились те самые «асики», поэтому сложность процесса именно с точки зрения мощности возросла на порядок. На сегодня, чтобы участвовать в гонке майнинга биткоинов, необходимо инвестировать по меньшей мере несколько миллионов долларов только в оборудование и иметь доступ к очень дешевому электричеству. Можно вложить средства в облачные майниниг-пулы, но вам повезет, если получится хотя бы отбить вложения.
— Когда майнинг биткоинов имел смысл?
— В биткоин-протоколе сложность вычислений пропорциональна вычислительной мощности всей сети. Чем больше специализированного оборудования подключено к сети, тем сложнее решить задачу по поиску блока. Это заложено в алгоритм биткоина и защищает систему от «захвата» сети более мощными вычислительными мощностями. Майнинг имел смысл в 2009—2012 годах, когда биткоины легко добывались на компьютере с видеокартой. Тогда таких компьютеров в сети было мало, сложность была низкая, а алгоритм выдавал максимальное число биткоинов за блок.
— Какова альтернатива?
— Если речь про биткоины, то альтернатива — это строить сервисы, которые будут зарабатывать данную криптовалюту. То есть при золотой лихорадке лучший бизнес — это продажа лопат. Если же речь в целом о криптовалютах и майнинге, то можно добывать альтернативные валюты, например «альткоин» Bitcoin Cash. Есть и другие варианты.
— Действительно ли экономически целесообразно заниматься майнингом, особенно с учетом цен на видеокарты?
— Целесообразно добывать «альткоины» с фокусом на трейдинг. Надо входить в майнинг только «родившейся» криптовалюты и быть одним из первых. Как правило, новую «крипту» продвигают на рынке, и она растет в цене. Главное, не упустить возможность вовремя перевести добытое в биткоины или другую устойчивую криптовалюту.
— Какие есть технические сложности?
— Никаких. Скачивайте программу — и начинайте майнить.
— А как насчет сложностей с точки зрения закона?
— Смотря какую юрисдикцию рассматривать. Есть страны, где криптовалюты запрещены. В Беларуси, насколько мне известно, майнинг не регулируется законом и, по логике, является легальным занятием.
— Не схлопнется ли все это «криптодейство»?
— Этот же вопрос мне задавали четыре года назад, когда мы были пионерами и продвигали биткоин в игровой индустрии, будучи первыми в мире, и предложили стабильное решение для игры на биткоины. Этот вопрос, в котором звучало недоверие, мы слышали на выставках в Лондоне, Амстердаме, Берлине, Москве и даже Минске. Сегодня те, кто прислушался, благодарят. А те, кто смеялся, думаю, жалеют. В то время глава коммерческого подразделения «Яндекса» спорил со мной о надежности и будущем биткоина. Сегодня мы хорошие приятели, и никаких сомнений и вопросов уже нет.
Решение каждый должен принимать сам, однако те, кто только недавно услышал про биткоин, повторяют тот же паттерн, которому следовали те, кто узнал про него четыре-пять лет назад. Хотя данных для анализа теперь уже куда больше.
В Беларуси судьба криптовалют все еще решается, и четкого правового статуса у них нет: по каким-то параметрам это деньги, по другим — товар, по третьим — вообще непонятно что. С точки зрения Нацбанка, криптовалюты в Беларуси находятся вне рамок правового поля, то есть не имеют юридической силы при, например, рассмотрении судебных дел. В то же время криптовалюты уже называют интересным вариантом для дедолларизации нашей экономики. Однако повторимся: окончательного решения относительно статуса виртуальных денег в Беларуси нет. Как следует из существующих тенденций, данную проблему стоит рассмотреть как можно скорее. Пока же майнеры могут только гадать, где ставить запятую во фразе «Казнить нельзя помиловать».
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by