В проекте Onliner.by «История знаменитых фото» мы рассказываем об обстоятельствах появления самых известных и знаковых для всего мира снимков. Каждый выпуск рубрики посвящен паре совершенно разных по характеру и содержанию фотографий. Сегодня расскажем об одном из этапов покорения космоса и поведаем историю грандиозного мошенничества 130-летней давности.
Вторая половина XIX века — время бурного развития железнодорожного транспорта. Это была эпоха больших возможностей и, конечно же, грандиозных по своему размаху обманов. Кем точно был Уильям Дженнингс Холман, сегодня достоверно неизвестно. Но предельно ясно, что он умудрился обвести вокруг пальца всю Америку, причем дважды.
Уильям Холман почувствовал модное поветрие и решил повысить собственное благосостояние за счет спроса на услуги железной дороги. Конкурировать с существовавшими производителями локомотивов одинокому инженеру было не с руки, поэтому он действовал с применением напора, эпатажа и красивых трюков.
В 1880-х представлявшийся всем инженером Холман основал компанию Holman Locomotive и явил миру проект, который должен был «изменить будущее». Инженер-мошенник купил по дешевке старый паровоз и поставил его на тележки. Движение больших колес локомотива через зубчатую передачу передавалось на маленькие колесики тележек, установленных на рельсах. Какой в этом был смысл? Никакого.
Творение Уильяма Холмана высмеяли инженеры, над ним потешались ученые, но мужчина и не думал добиваться признания среди «коллег». Он достиг основной цели — привлек к своему громоздкому проекту внимание. А дальше в дело пошла реклама. Мошенник выкупил первые полосы газет, объездил половину штатов с «презентацией» своего монстра. Он утверждал, что локомотив нового типа будет передвигаться втрое быстрее самых скоростных из существующих паровозов за счет увеличения площади соприкосновения колес состава с рельсами.
Явная техническая несостоятельность и абсурдность проекта была очевидна для грамотных людей. Но все старания Холмана были направлены на американцев, слабо разбиравшихся в технике и достаточно наивных, чтобы поверить всему, в чем убеждают их талантливые болтуны. Именно для них мошенник и объявил невиданную по своей щедрости акцию: только сейчас вы можете стать совладельцами Holman Locomotive и в будущем получать дивиденды от растущей компании! В том, что она станет транснациональной корпорацией, контролирующей весь рынок железнодорожных перевозок, Холман не сомневался. Или делал вид, что не сомневался.
В 1887 году, вскоре после демонстрации публике чудо-локомотива, инженер объявил о выпуске акций на $10 млн. Для XIX века это была немыслимая сумма. Любой желающий мог почувствовать себя сопричастным к чуду, купив сертификат на то или иное количество акций. В основном «совладельцами» Holman Locomotive становились небогатые люди, которые верили, что, вложив последние деньги в необычный поезд, они вскоре разбогатеют за счет распространения невиданной ранее технологии.
Увы, но золотых гор так никто и не дождался. Кроме, конечно же, Уильяма Холмана. Собрав достаточно денег для безбедной старости, через несколько лет после демонстрации поезда он скрылся, оставив локомотив доверчивым вкладчикам.
Впрочем, вскоре деньги у Холмана закончились, и он вновь вернулся к старому ремеслу. В это сложно поверить, ведь, казалось бы, мужчина доказал всем, что является хитрым мошенником, а не чудаком-недоучкой! Тем удивительней, что в 1894 году ему удалось во второй раз провернуть тот же трюк. В одной из компаний, занимавшихся производством локомотивов, ушлый деятель заказал аж три паровоза с колесами на тележках. Конструкция монстра чуть изменилась, но суть осталась той же. Холман основал очередную компанию, снова выпустил акции и еще раз удачно собрал деньги с уверовавших в скорое счастливое будущее граждан.
После второй аферы Уильям Холман исчез уже навсегда. Время от времени в нескольких штатах на его имя регистрировались патенты разной степени абсурдности, однако не исключено, что это были его однофамильцы. Отследить судьбу мошенника с конца позапрошлого века не удалось ни историкам, ни полиции. Даже внятной фотографии Холмана не осталось. Зато сохранился снимок абсурдного локомотива — одного из символов XIX века, когда мир потрясали не только достижения научно-технического прогресса, но и разного рода жулики. Впрочем, с тех пор мало что изменилось.
Сегодня сложно сравнить что-либо по значимости с событиями, происходившими полвека назад. В 1960-х люди впервые вышли в космос и ступили на Луну. Пожалуй, масштабы произошедшего в те годы повторятся только тогда, когда люди отправятся покорять Марс. Мы уже как-то вспоминали знаковое фото, сделанное Майклом Коллинзом во время возвращения с Луны Нила Армстронга и Базза Олдрина. Разумеется, во время экспедиции было получено множество важных для всего человечества снимков. Среди них можно найти и фотографию, на которой запечатлены закупоренные в «бочке» веселые астронавты и приветствующий их президент США Ричард Никсон. Что это за «бочка» и что забыла в ней троица? Все дело в боязни привезти на Землю какую-нибудь космическую заразу!
24 июля 1969 года командный модуль «Колумбия» приводнился в нескольких километрах от расчетной точки. Вызволять героев не спешили. Сначала на надувной лодке к модулю подплыл облаченный в скафандр биологической защиты аквалангист. Он обработал корабль антисептиками, открыл люк и передал астронавтам продезинфицированные скафандры. Только после того, как Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз переоделись, им разрешили спуститься в лодку. Старые скафандры на всякий случай обработали раствором йода.
Астронавты погрузились в вертолет, который доставил их на борт авианосца. Там троицу уже ждал карантинный блок. То, с каким вниманием тогда относились к возможности заражения землян лунными вирусами или бактериями, сегодня может удивить. Однако стоит учитывать, что полвека назад люди знали о Луне намного меньше, чем сейчас. Лучше было лишний раз перестраховаться.
Дезинфекции подвергли все. Специальные контейнеры с лунным материалом стерилизовали ультрафиолетом и кислотой, ополаскивали стерильной водой и сушили азотом. Десятки специалистов, которые контактировали с лунным грунтом, также отправлялись в карантин.
Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз провели в довольно тесном карантинном фургоне несколько дней. Тогда-то через окошко в двери их и приветствовал Ричард Никсон, что было запечатлено штатным фотографом NASA. Затем снимок перепечатали многие ведущие СМИ мира как свидетельство знакового момента лунной миссии — возвращение астронавтов домой.
Спустя 18 дней карантина астронавтов выпустили, никаких вредных микроорганизмов обнаружено не было. Тем не менее участники двух следующих миссий (не считая неудачного полета «Аполлона-13») все так же проходили долгий постполетный карантин. Только после благополучного возвращения и проверки астронавтов «Аполлона-14» ученые окончательно подтвердили, что никакой «лунной чумы» или «лунной лихорадки» нет и быть не может. От дезинфекций в итоге отказались.
Фотоаппараты в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by