Всю жизнь человек сталкивается с огромным количеством вещей, многие из которых надолго остаются в памяти. Со временем они превращаются в этакие ностальгические маячки, которые помогают нам, укутавшись в клетчатый плед и взяв кружку имбирного чая, предаваться воспоминаниям. Именно это мы сейчас и сделаем с помощью тех девайсов нашего детства и юности, которые были широко распространены в 1990-х годах, но как-то совершенно незаметно исчезли из наших жизней. А ведь когда-то они казались вершиной технического прогресса.
Нет, они, конечно же, есть и сейчас. Но таких, как «Электроника» или Montana, почти не осталось. А ведь в начале 1990-х это было столь же необходимое устройство, как сегодня смартфон!
Дети, у родителей которых на раннем этапе становления новых республик на месте почившего СССР был доступ к китайским товарам, щеголяли «Монтаной». В те времена китайское происхождение «супердевайса» никого не смущало. Более того, мало кто задумывался об истинных корнях бренда Montana — звучит ведь так по-американски, прямо с ковбоев часики!
Сегодня уже сложно вспомнить, как у этих часов обстояли дела с надежностью и качеством. Выглядели классно, время показывали. Может, и отставали на минуту-другую в день, но разве это важно, когда на руке такая красота? Представляете, в устройстве размером с пару рублевых монет был будильник, с десяток модных мелодий, секундомер! И это все без проводов! На батарейке! Фантастика.
Но самыми крутыми считались школьники с другими часами — более толстыми и менее красивыми, чем Montana, зато с возможностью называть текущее время почти человеческим голосом. У автора этой статьи до сих пор перед глазами стоит картинка школьных времен, когда одноклассник пришел в класс с этой штуковиной. Сегодня подобные ощущения мог бы вызвать разве что пятиклассник, приехавший в школу за рулем Bentley.
Все, у кого не было Montana и говорящих часов (а ведь они еще и кукарекали), довольствовались «Электроникой» — белорусскими часами, которые были более качественными, но менее модными по сравнению с заморскими «коллегами». Можем ошибаться, но вроде бы «наши» все-таки победили и со временем на «Электронику» с удовольствием перешли обладатели неистово «пожирающих» батарейки «Монтан».
Если на минутку задуматься, какую революцию совершили мобильные телефоны, то впору хвататься за голову от невообразимых масштабов. Но пока мы вспомним только таксофоны и стационарные аппараты. Да, у многих дома есть телефон — скорее всего, беспроводная модель. А помните такие тяжелые пластиковые штуковины с дисковым набором? Тем самым, который приятно шуршал, особенно если приходилось набирать «ноль». Если позвонить надо было срочно, многие пытались пальцем помочь быстрее открутить диск обратно. Такое «ускорение», впрочем, ничего не давало.
Импульсный набор номера, а значит, и дисковые номеронабиратели давно не в моде. Встретить телефоны с прозрачным кругляшом можно разве что у бабушки в деревне или у каких-нибудь вахтеров старых общежитий.
Совершенно незаметно из нашей повседневной жизни исчезли таксофоны — устройства, которые были неотъемлемой частью городских пейзажей на протяжении десятков лет. Всего каких-то 10—15 лет назад полукруглые пластиковые конструкции, тут и там гроздьями торчащие из стен, воспринимались как нечто неизменное и незыблемое. Те, кто постарше, вспомнят о желто-красных металлических будках и двухкопеечных монетках, которые могли соединить вас с любым абонентом в городе.
Встретить на улице таксофон сегодня — к большой удаче, потому что подобные устройства чрезвычайно редки. Кое-где, конечно, они остались, с телефонами «Агат» и возможностью расплатиться специальными пластиковыми картами от «Белтелекома». Но, скорее всего, совсем скоро таксофоны окончательно вымрут. Если в конце прошлого века в Беларуси было около 20 тысяч таких аппаратов, то сейчас, как нам уточнили в «Белтелекоме», их осталось меньше четырех тысяч. При этом из года в год количество таксофонов продолжает стремительно уменьшаться.
О, это было целое окно в мир кино! Благодаря черному (или серому) ящичку вы сами могли выбирать, что, когда и с какой периодичностью смотреть. И это безо всяких там SmartTV и прочих интернет-штучек.
Отдельные везунчики с эпохой видео начали знакомиться еще в 1980-х — сначала благодаря загранкомандировкам, а потом с помощью советского видика «Электроника ВМ-12». Чтобы заполучить заветную машинку весом в 10 кг, надо было отстоять приличную очередь, да не магазинную, а карточно-виртуальную. Праздник был на всей улице, если право отдать деньги за видеомагнитофон вы получали всего лишь через год.
А потом настали времена Akai, Aiwa, Daewoo, Panasonic, Sharp, GoldStar и прочих брендов, которые завалили рынок недорогими видаками. Как грибы после дождя пошли салоны, клубы, точки по продаже, записи и обмену кассет… Вокруг видеомагнитофонов выросла огромная, в основном пиратская индустрия, неотъемлемый атрибут второй половины 1990-х.
В начале XXI века видеоэра начала сдавать позиции под давлением DVD. Век последних, впрочем, был недолгим. История расставила все по своим местам, и прежние примеры достатка уступили место ширине интернет-канала. До недавнего времени бытовые видеомагнитофоны продолжала выпускать Funai, однако летом текущего года и эта компания отказалась от производства видиков.
Полный набор продвинутого молодого человека 1990-х, кроме, само собой, видеомагнитофона и электронных часов, включал в себя продвинутую аудиосистему. Для начала — двухкассетник, который здорово упрощал процесс перезаписи взятой у друга кассеты с Depeche Mode. Потом — здоровенный музыкальный центр, с большими пластиковыми колонками, встроенным радиоприемником, эквалайзером и россыпью хромированных кнопок.
Особо продвинутые обзаводились тем же самым, но с лотком для CD. Нажимаешь кнопку, а из недр с легким шелестом выезжает штуковина, куда надо нежно и аккуратно класть диск. На неподготовленную публику сам факт того, что музыку можно слушать не только с привычных кассет, перематываемых шариковой ручкой, но и с тончайших зеркальных пластин, производил неизгладимое впечатление.
А уж когда всю эту махину включали, да на полную громкость… Запускали обычно ненадолго, на минуту-другую. Потому что вибрировали стекла, а соседи начинали стучаться в дверь и требовать тишины.
Сегодня с ролью любого музыкального центра справится обычный смартфон, подключенный к паре добротных колонок. Старые же аудиосистемы с громоздкими «мозгами», кассетоприемниками и CD-чейнджером ищите либо на даче, либо в гараже. Еще один символ благополучия из 1990-х незаметно канул в Лету.
Очередная жертва сотовых телефонов, нежно почитаемая юными аудиофилами 1990-х. Обычно свое знакомство с кассетным портативным чудом, которое обеспечивало тебя музыкой в дороге, начинали с недорогих китайских поделок, продававшихся в каждом ларьке наряду с туалетной водой Dollar и жвачкой Turbo. Правда, батарейки они «пожирали» с космической скоростью. К тому же как только заряд начинал прилично падать, такие плееры прокручивали кассету все медленней и медленней, попутно превращая поп-хиты в инфернальные призывания сатаны.
Подкопив деньжат, можно было прийти в салон и взять какую-нибудь брендовую модель от Sony, Panasonic или Phillips. Здесь уже не приходилось экономить батарейки на перемотке. Плюс обладатель получал достойный по тем временам звук, автореверс и кнопочку, которая прокачивала басы.
Как и в случае с магнитофонами, народ постепенно переходил на CD-плееры. Надо сказать, первые добравшиеся до нас модели были жутко неудобные и почти по всем параметрам проигрывали кассетникам. Во-первых, эти гигантские круглые штуковины помещались в редкий карман. Во-вторых, малейшая тряска (например, при беге или даже при быстрой ходьбе) приводила к заиканиям, обрывам и прочим неприятностям. В-третьих, батарейки «высасывались» со скоростью света. В-четвертых, диски стоили очень дорого. Но все эти недостатки перекрывались более качественным звучанием, отсутствием перемотки как класса и, конечно же, невероятной крутизной владельца.
Благодаря Apple все потихоньку мигрировали на MP3-плееры с флеш-памятью. К нынешним временам специализированные устройства для прослушивания музыки на ходу и вовсе почти исчезли из обихода. Их место заняли смартфоны.
О-о-о, эту маленькую бибикающую штучку мечтали завести все. Даже те, кому она была не нужна. Все потому, что пейджер стал стандартным атрибутом «нового русского» — делового человека в малиновом пиджаке и с золотой цепью на шее. Пиджак можно было пошить из старой шторы, цепи типа «Арго» были уже тогда, а вот с «пагером» все складывалось сложнее. Технологичная штучка и ее обслуживание стоили дорого, поэтому желающие казаться богаче и успешнее обзаводились дешевыми часами, внешне удачно имитирующими настоящий пейджер.
Жизнь пейджинговой связи в Беларуси была непродолжительной, но яркой и запоминающейся. Массовое распространение черных коробочек с миниатюрным экраном у нас началось в середине 1990-х с появлением таких пейджинговых компаний, как Vesso-Bel (ныне — скромный интернет-провайдер), Mobilcom (ныне покойна), RadioPage (сегодня предоставляет услуги кол-центра), MDF Communications (сгинула после спада популярности пейджинговых услуг) и нескольких других операторов.
Крутизна девайса зависела от размера дисплея и количества строк, помещающихся на экране. Однако уже на рубеже веков место пейджера среди самых необходимых устройств для «мажоров» занял сотовый телефон. Односторонняя текстовая связь еще держалась какое-то время (по состоянию на начало 2003 года пейджерами пользовались около 60 тысяч белорусов), но шансов у нее не было.
В середине 1990-х белорусских школьников поразил очередной азиатский бич. Тамагочи — кусок пластика со встроенным монохромным дисплеем. Гаджет представлял собой электронного питомца, за которым постоянно нужно ухаживать, отзываясь на его попискивания.
Такая игрушка была чуть ли не у каждой девочки. Некоторые мальчики тоже ухаживали за Тамагочи, но хотя бы тщательно скрывали это. Иногда у самых невнимательных хозяек электронный питомец подыхал, из-за чего дети устраивали истерики и даже импровизированные кладбища.
Как обычно в те времена (да и в нынешние), любая игрушка ранжировалась по степени крутости. Тамагочи не избежал этого и тоже мог быть для тех, кто победнее, и для тех, кто побогаче. Отличить одну игрушку от другой очень просто: чем больше кнопок, тем лучше. А уж если еще на экранчике находилось место не одному, а нескольким питомцам, радости малышни не было предела.
Надо сказать, что забыли о Тамагочи быстро. Сегодня эмуляцию этой игры можно найти в любом магазине приложений для iOS и Android.
В сегодняшнюю статью мы не стали включать игровые приставки типа Sega или «Сюбор», потому что их «потомки» до сих пор пользуются спросом. А вот портативные игровые устройства давно капитулировали перед смартфонами.
Начиналось все с советской копии Nintendo Game & Watch, вышедшей в начале 1980-х. Помните все эти «Ну, погоди!», «Автослалом», «Веселые футболисты» и прочие творения «Электроники»? Пусть там была всего одна игра с парой модификаций, зато удовольствия она приносила не меньше, чем эти ваши «покемоны».
Подсуетившиеся китайские мастера поспешили завалить киоски «Тетрисами» — так называли устройство Brick Game. Обычно серый кирпичик содержал не только классический «Тетрис», но и еще несколько игр. В наиболее продвинутых модификациях количество развлечений могло доходить до 9999. Правда, все они представляли собой разные уровни нескольких проектов.
С массовым распространением телефонов, которые могли похвастаться встроенными играми вроде «Змейки», нужда в «Тетрисе» и прочих подобных гаджетах отпала. А уж когда в народ пошли смартфоны…
В статье использованы фотографии с сайтов: vremax, izhevsk.ru, Wikipedia, avito.ru, terapeak.com, picclick.ca, techrepublic.com, YouTube, mamitayezwords.wordpress.com.
Оперативная память в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by