Белорусский киберспортсмен: «Отправляете меня на завод — а самим там нравится?»

Источник: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич; из личного архива Алексея Кучкина
26 сентября 2016 в 8:00

Двадцатилетний студент Алексей Кучкин, больше известный под ником Near_You, олицетворяет мечту многих подростков (да и взрослых, наверное): он играет в видеоигры и получает за это большие деньги. Профессиональный киберспортсмен со своей командой стал чемпионом мира по World of Tanks в 2015 году, а также выиграл ворох турниров рангом пониже. Алексей рассказал, что думает о «советчиках», и поведал об изнанке пока еще диковинного для Беларуси спорта.

— Спортивный комментатор Василий Уткин недавно сказал: «Киберспорт — это не спорт». Согласен с ним?

— Нет, конечно. Тут есть все составляющие спорта: проводятся специальные соревнования, на матчи ходят болельщики, нужно занимать призовые места, показывая свое мастерство. Уткин сказал так из-за отсутствия в киберспорте физических нагрузок, но в шахматах их тоже нет.

Киберспорт официально признан спортом во многих странах, включая Россию. На Олимпийских играх он тоже появится. Главное что в кибер-, что в обычном спорте — призовые места, доказательство своего превосходства над соперником и дух соревнования.

— Обыватели уверены, что киберспортсмены сутками играют в игры и при этом немало зарабатывают. Все так легко?

— Никто не рождается профессионалом. Сначала тебе просто нравится то, что ты делаешь. Потом думаешь, как сделать хобби своей карьерой. Футболист со двора идет в спортивную секцию, показывает результаты — его замечают и приглашают выступать за какой-то клуб. Здесь примерно такая же схема. Да, мы играем и зарабатываем, но получаем деньги с побед на турнирах, а не за просто так.

— Считаешь киберспорт полноценной работой?

— Если ты помогаешь обществу и получаешь при этом деньги — конечно, такое можно назвать работой. Сейчас будет вопрос, как киберспорт помогает социуму, да? Это развлекательный контент. Аналог телешоу, например. Чем футбол или хоккей помогает? Допустим, в некоторых случаях спорт целые народы объединяет, когда идет важный матч. Но основная идея — просто отдохнуть, посмотрев увлекательное соревнование. То же самое и в киберспорте. Люди платят за развлечение.

— Встречаются люди, которые советуют пойти на завод?

— Каждый день, и много таких. Когда не просто выступаешь, но еще и, допустим, стримы проводишь, как я делаю, то таких советчиков гораздо больше появляется. В комментариях к видео чаще всего хотят меня куда-то пристроить, хотя я уже работаю киберспортсменом.

Такая позиция бывает только у людей, которые не понимают, о чем говорят. Как будто им самим на заводах очень нравится. Я занимаюсь своим делом и никому не мешаю. А на свой первый компьютер вообще на стройке заработал — так что заводом меня не напугаешь.

— Как попасть в профессиональный киберспорт?

— Общего сценария нет. У меня, например, получилось так. Пришел на один из минских турниров и удивился масштабу: толпы людей, все красиво и с размахом. Захотелось играть так же, как профессионалы. В случае с World of Tanks все оказалось легко: по сути, нужно просто оказаться в Высшей лиге, возможности для этого есть.

Сначала надо пройти менее крутые лиги. Ищешь на форуме людей, проходишь с ними тестовые матчи, они смотрят, годишься ты или нет. Вместе с этим растет мастерство: много играешь, анализируешь свои и чужие ошибки, учишься избегать их.

Я играл в слабой команде, затем перешел в одну из топовых. К сожалению, чемпионат проиграли, но меня заметила команда SchoolBus и пригласила к себе. На следующем турнире мы неожиданно для всех заняли первое место, опередив Virtus.pro и других профессионалов. Затем начался еще один виток карьеры: я перебрался в Unity, которая теперь называется HellRaisers. Уже около двух лет выступаю за эту команду.

Киберспорт гораздо доступнее обычного спорта. Тут не нужно упорно тренироваться с шести лет, чтобы, если очень повезет, к семнадцати стать Роналду или Месси. Все проще: парень сидит дома, показывает свои умения и со временем становится профессиональным киберспортсменом.

— Можно ли считать киберспорт основным средством заработка?

— Естественно. Сейчас в киберспорт инвестируется много денег, бюджеты турниров растут. Мне, к примеру, двадцать лет, учусь на факультете прикладной математики БГУ. Учеба, безусловно, важна, но она не дает мгновенного результата — нельзя сразу после получения диплома получать столько, сколько киберспортсмен зарабатывает на чемпионатах.

В киберспорт я вложил много времени еще будучи школьником: помню, «танки» принес домой отец. Мне сначала не особо понравилось, а потом втянулся, и вот так все повернулось. Глядя на достижения, могу сказать, что не зря столько времени проводил за игрой. Теперь вполне себя обеспечиваю.

— Самый волнующий вопрос: сколько можно заработать?

— Все зависит от киберспортивной дисциплины. В DotA 2 просто сумасшедшие гонорары: суммы, думаю, можно сопоставить с доходами хоккеистов. Плюс у них есть чемпионат мира с призовым фондом в районе 20 миллионов долларов. Выиграл — сразу стал миллионером.

Первое место на чемпионате мира по World of Tanks — 150 тысяч долларов. По сравнению с DotA 2 хочется добавить «всего лишь», но это тоже большие деньги. Делим цифру на семерых человек из команды, потом на двенадцать месяцев — получаем примерно $1800 ежемесячно. Плюс спонсорские выплаты, если они у команды есть. Спонсорами выступают производители компьютерной периферии и «железа», стриминговые сервисы.

— Допускается использование своих мышек, клавиатур, наушников? Или что организаторы дали, на том и должен играть?

— Не припомню случая, когда на соревновании запрещали играть со своей периферией. Ее выдают спонсоры твоей команды, и они заинтересованы в том, чтобы продукция использовалась как можно активнее.

Но на компьютерах в обязательном порядке устанавливаются программы, которые проверяют клавиатуру и мышку — чтобы не было никаких читов. Также знаю, что в некоторых дисциплинах — Counter-Strike, например — игроков проверяют на допинг. Обычно ищут вещества, которые улучшают скорость реакции и повышают мозговую активность.

— Раньше в компьютерных клубах люди часто оправдывали проигрыш неудобной клавиатурой или мышью. Это жалобы плохих танцоров или действительно от периферии сильно зависит результат выступления?

— Если ты обычный геймер, то клавиатура и мышь за двадцать рублей — это шедевры инженерии. Но когда начинаешь зарабатывать на игре — от удобства периферии зависит твой результат и доход. Тогда отношение становится другое.

Важен комфорт, чтобы ни на что не отвлекаться. На живых финалах у тебя удобное кресло, лучшие компьютеры, еда, напитки — все, чтобы мог показать лучший результат. Поэтому — да, от удобства зависит многое.

— Насчет карьеры: спортсмены обычно идут в тренеры. А кем могут стать киберспортсмены?

— Киберспорт достиг того уровня, на котором многим командам уже требуются свои тренеры. В первую очередь такие специалисты должны максимально доступным образом объяснить каждому игроку, как правильно взаимодействовать с остальными спортсменами.

Это влияет на общий результат: порой люди не могут показать все умения из-за слабой сыгранности. Профессионалы, как правило, амбициозны, и мнение о себе у них высокое. Им бывает тяжело общаться с менее прославленными киберспортсменами.

— Практически в любом спорте есть возрастной предел: как ни старайся, дальше результаты будут только ухудшаться. Киберспорта это тоже касается?

— Мне кажется, что здесь скорее проблема в мотивации. Люди просто устают. Бывает, что человек уже все выиграл, ему скучно участвовать в новых турнирах. От этого его выступления становятся хуже, и он просто уходит.

Физиологию тоже надо учитывать: с возрастом больше времени нужно уделять не улучшению навыков, а поддержанию текущей формы. В двадцать лет тренируешься по три часа в день. Через восемь лет, условно, готовься к шестичасовым тренировкам, чтобы оставаться на том же уровне.

— Киберспортсмены переходят из одной игры в другую?

— Такие случаи есть. Люди меняют старые игры типа Quake, Team Fortress на проекты посовременнее — Overwatch, DotA 2. Это нормальный процесс: игра устаревает морально, перестают проводить чемпионаты — значит, надо искать что-то более доходное.

Даже азарт появляется: если добился успеха в одной игре, то сможешь ли в другой? Я тоже задумывался над этим, но пока остаюсь в «танках».

— Как проходят тренировки и сколько времени отнимают?

— Раньше наша команда тренировалась каждый день по три часа — примерно с восьми до одиннадцати вечера. Иногда делали выходной — раз в одну-две недели. Сейчас молодые команды начали заниматься дважды в день и благодаря этому достигают значительных успехов. Нам, чтобы оставаться лидерами, нужно прикладывать больше усилий. Так что планируем перейти на новый формат — одна тренировка утром, другая вечером.

Занимаемся на дому — люди же из разных городов и стран. У нас три игрока из России, два из Украины и двое белорусов. Главное, чтобы все друг друга понимали. В нашем случае проблем нет, общаемся на русском. Отборочные соревнования проходят в онлайне, а на серьезные турниры и финалы организаторы арендуют большие площадки — там и видимся с глазу на глаз.

— Удовольствие от игры еще есть?

— Мне больше доставляет удовольствие не сама игра, а ее соревновательная часть. Чемпионский титул зависит от одной карты. Понимаешь, что надо собраться с мыслями и показать лучший результат, смотришь в зал и видишь людей с плакатами твоей команды — эмоции в такие моменты ни с чем не сравнить.

Потом болельщики автографы берут, фотографируются с нами. Как мне кажется, киберспорт куда дружелюбнее обычного спорта. Некоторые футбольные матчи заканчиваются драками и даже массовыми беспорядками, чего на наших соревнованиях, к счастью, нет. Тут все как одна семья: и болельщики, и игроки.

— Напоследок: любимый танк и карта?

— Танк — AMX 50B, карта — «Руинберг».

Компьютерные игры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by