Топ-5 биологического оружия. Массовое поражение одеялом, блохой, колбасой

Автор: Виталий Олехнович. Фото: york.ac.uk, heinzhistorycenter.org, historyillustrated.org, Bettmann/CORBIS, Даниил Козлов, battal.ee
24 августа 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Всю свою историю человечество наращивает мощь оружия массового уничтожения. Но как бы ни старался человек придумать для своего врага кару пострашнее, его всегда опережала природа. Именно она с древних времен занималась ограничением взрывного роста человеческой популяции. Чума, ботулизм, оспа... Эти подарки природы не могли оставить без внимания военные мужи. Сегодня Onliner.by рассказывает о самом страшном ружейном арсенале на стене, который пока ни разу громко не выстрелил.

Оспа

Каким бы современным ни казался термин «биологическое оружие», корни его уходят глубоко в историю войн и уничтожения целых народов. Одним из первых зафиксированных случаев применения биологического оружия можно считать колонизаторскую войну британцев с коренным населением Северной Америки. Первопроходцем здесь стал британский военный деятель Джеффри Амхерст, который использовал оспу для борьбы с индейцами.

Осада форта Питт (Питтсбург)

В мае 1763 года вождь племени оттава Понтиак осадил британский форт Питт. Спустя месяц антисанитарии среди защитников крепости началась эпидемия оспы. Эта новость дошла до британского главнокомандующего в Нью-Йорке Джеффри Амхерста, которому и приписывают план по заражению индейцев. Когда в форт прибыли двое переговорщиков, местное руководство поручило подарить им в обратную дорогу два одеяла и платок прямиком из больницы, где содержались зараженные оспой. В результате среди осаждающих вспыхнула эпидемия. Как утверждал позже британец, проведший в плену индейцев больше года, только тем летом погибло 30—40 индейцев минго, множество людей шауни и делавэров.

Джеффри Амхерст, 1-й барон Амхерст, главнокомандующий британскими войсками в Северной Америке

И его подарок коренным американцам

Данный инцидент стал первым документально зарегистрированным и широко описанным результатом применения оспы в качестве биологического оружия. Однако с этим заболеванием люди сталкивались еще раньше. Упоминания смертельной болезни фигурируют в самых ранних письменных источниках: эпидемия вместе с завоевателями гуляла по континентам, заражая все больше людей и распространяясь на огромной территории, не щадя ни бедняков, ни аристократов. Оспа стала настолько распространенным явлением в Европе, что нашла отражение в немецких поговорках: «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei» («Лишь немногие могут избежать любви и оспы»). Уровень смертности в отдельные моменты достигал 70—90%, а те же, кто оставался в живых, на всю жизнь помечались язвенными рубцами.

Вакцину от болезни изобрели только в конце XVIII века силами британского врача Эдварда Дженнера, рискнувшего заразить коровьей оспой восьмилетнего мальчика. Спустя два месяца прививка черной оспы у ребенка не принялась. Об окончательной победе над болезнью Всемирная организация здравоохранения официально объявила только в 1980 году. Через пару лет массовая вакцинация была остановлена.

Эдвард Дженнер и его первый клиент

Попытки использовать оспу в качестве биологического оружия предпринимались в ходе Второй мировой войны, однако ввиду доступности вакцин от серьезных планов отказались. Лишь таяние ледников может вызвать очередную вспышку — если на поверхности окажутся древние трупы, зараженные оспой.

Сибирская язва

Как и оспа, сибирская язва является героем древнейших времен, где фигурирует под названиями священного или персидского огня. Споры этой инфекционной болезни устойчивы к дезинфекции, не погибают в разлагающихся трупах, сохраняются в воде и десятки лет могут находиться в почве, куда попадают с выделениями больных животных.

Работа с сибирской язвой в качестве биологического оружия велась в Советском Союзе в прошлом веке (несмотря на Конвенцию ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического оружия 1972 года). В частности, многочисленные свидетельства указывают, что причиной эпидемии в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1979 году была именно утечка с секретного завода по производству сибирской язвы в сухой форме.

Могильник в Екатеринбурге

На так называемом производстве «Свердловск-19» в последнюю пятницу марта 1979 года из-за пересменок вместо засорившегося фильтра не поставили новый. Поэтому через вентиляцию в «гражданский» воздух несколько часов поступали споры бактерии. Об этом в своей книге «Осторожно! Биологическое оружие!», изданной в эмиграции в США, писал Канатжан Алибеков, микробиолог и полковник Советской армии в отставке. По его данным, в результате инцидента погибло более 100 человек. Официальные источники сообщали о 66 погибших, а в качестве причины вспышки болезни называли инфицированное мясо.

В качестве биологического оружия сибирская язва ворвалась в медийное пространство 15 лет назад. В 2001 году письма с ее спорами использовали биотеррористы буквально через неделю после террористических актов 11 сентября. Смертельная корреспонденция пришла в офисы нескольких новостных медиа США и двух сенаторов демократической партии. Всего было заражено 22 человека, из которых пятеро погибло. В современной истории это первый документально зафиксированный акт биологического терроризма.

Расследование этого инцидента длилось на протяжении девяти лет. Сперва ФБР подозревало в теракте исламистов, устроивших атаку на башни-близнецы Всемирного торгового центра, но позже под подозрение попали местные микробиологи, связанные с изучением сибирской язвы. Главным подозреваемым стал Брюс Айвинс, сотрудник Армейского института медицинского исследования инфекционных заболеваний. В 2008 году он покончил жизнь самоубийством, дав повод ФБР выдвинуть против него официальные обвинения и окончательно закрыть дело.

Одно из писем с сибирской язвой

Сегодня эпидемии сибирской язвы тоже не редки, однако их не связывают с биотеррористами. Так, в начале августа этого года в России на полуострове Ямал была зарегистрирована вспышка инфекции, на борьбу с которой направили военных. Сообщалось минимум об одном погибшем ребенке и 2,5 тыс. павших оленей, которые и стали разносчиками инфекции.

Чума

Пандемии чумы оставили неизгладимый след в истории человечества. Коса «черной смерти», которая прокатывалась по городам, странам и целым народам, выкашивала сотни тысяч и даже миллионы людей. Средневекового человека от неизбежной смерти не спасали ни самобичевания, ни молитвы, ни пир во время чумы. В пандемиях обвиняли ведьм, евреев, бродячих актеров и бедняков. Приход чумы сопровождали погромы и убийства, тогда как истинный разносчик этой страшной инфекции — блоха — столетиями оставался неизвестным.

Глобальный блошиный террор начался с 542 года, когда буквально за одно столетие население Земли уменьшилось на 100 млн человек. «От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы... Много домов опустело, и случалось, что многие умершие […] лежали по нескольку дней несожженными. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили свое ремесло», — писал византийский историк Прокопий Кесарийский.

Марсельская чума

Не зря нынешние ученые заверяют, что если бы на заре истории люди узнали о блохах, переносящих чуму, то цивилизованный мир пошел бы по иному пути развития. Но связь между крысами, блохами и чумой нашли только в 1898 году, а вакцина против этой болезни появилась позже в Индии усилиями Владимира Хавкина. Впоследствии в качестве активного антибиотика стали использовать стрептомицин.

Целенаправленно для уничтожения врагов чуму использовали еще с древних времен. Задокументированные в Китае и Европе случаи подтверждают, что во время осад городов и крепостей на благо победы за стены забрасывали трупы зараженных животных и людей, чтобы не только отравить улицы, но и заразить источники воды.

Такую тактику, в частности, использовали монголы во время осады Каффы — Генуэзской крепости в Феодосии. В войске Золотой Орды разразилась эпидемия, но вместо того, чтобы сжечь тела умерших, хан Джанибек приказал катапультировать их в город. Таким образом были заражены местные жители и торговцы, которые на своих кораблях разнесли инфекцию по Европе.

Комплекс зданий «Отряда 731»

Позже в качестве оружия чуму рассматривали японцы из «Отряда 731». Вдохновленные императором Хирохито, который требовал поставить науку на тропу войны, сотрудники отряда в 30—40-х годах прошлого века активно занимались изучением биологического оружия и его влияния на организм подопытных, а также продумывали возможные пути доставки инфекций в определенные районы для распыления. В частности, учеными были созданы специальные керамические бомбы с колониями блох и достаточным запасом кислорода для их жизнедеятельности.

Керамическая чумная бомба

По данным официальных расследований, за время экспериментов различными путями было умерщвлено более 3 тыс. человек, тогда как другие источники называют цифру в 10 тыс. От искусственной чумы, которую японцы сумели вызвать в десятке китайских городов во время Второй мировой войны, погибло около 700 человек. По сравнению с лабораторными зверствами, практический результат этих разработок оказался куда скромнее. Примечательно, что некоторые специалисты этой организации позже сотрудничали с США и передавали оккупационным властям наработки в сфере биооружия.

Ботулизм

Ботулотоксин называют одним из самых ядовитых веществ органической природы, известных науке. Он не имеет вкуса, цвета, запаха и вызывает тяжелое токсическое поражение, приводящее к летальному исходу. Бактерии, вызывающие ботулизм, размножаются в условиях полного отсутствия кислорода в консервированных изделиях или колбасах. И хотя инфекция не передается от человека к человеку, она остается актуальным заболеванием, которое сопровождает цивилизацию на протяжении всего ее развития.

Домашние консервы могут стать биооружием

Первые упоминания об опасных последствиях употребления кровяной колбасы имели место еще в Византии, но документально зафиксировать связь этого продукта с ботулизмом удалось только в 1793 году, когда в немецком Вюртемберге заболели 13, а умерли 6 человек. Токсин угодил в их желудки, нарушил работу черепных нервов и мускулатуры, речи и процессов глотания. Смерть наступила в результате паралича сердечной мышцы и гипоксии.

Во время Второй мировой войны ботулизм в качестве наступательного оружия рассматривали в Америке. В 1944 году химическая служба США настаивала на выделении для этих целей $2,5 млн, что позволило бы производить порядка 275 тыс. бомб с инфекцией. Но на строительство заводов ушло бы слишком много времени, которого в условиях завершающейся войны было недостаточно.

Однако биологам все равно выделили требуемую сумму, которая была потрачена на дальнейшие исследования. Правда, программа так и не получила широкого развития: на Японию упали две атомные бомбы, после чего острая необходимость в биологическом оружии отпала. Правда, накопление данного вида вооружения продолжалось вплоть до 1969 года, когда президент Никсон поручил уничтожить запасы, оставив штаммы для исследования в оборонных целях.

Малая чума

Туляремия распространяется так же быстро, как и чума. Но, в отличие от чумы, очаги туляремии периодически возникают и сейчас, не являясь, однако, такими смертельными. Буквально три года назад в Ханты-Мансийске 500 человек были госпитализированы с данным диагнозом всего за две недели. Тогда вспышку назвали следствием природного очага инфекции, которая распространяется через укусы насекомых и грызунов.

Это относительно «молодое» заболевание по сравнению с конкурентами в топе. Оно было выявлено только в 1911 году в Калифорнии, где исследователи выделили возбудителя чумоподобного заболевания у сусликов. Восприимчивость людей к болезни оказалась очень высокой — достаточно непосредственного контакта с зараженным животным или биоматериалами, попадания микробной клетки в дыхательные пути или микротравмы на коже. В месте вторжения инфекции развивается кожная язва, некротическая ангина или пневмония, начинается лихорадка, которая может продолжаться неделями.

Неудивительно, что Центр по контролю и профилактике заболеваний США внес туляремию в список возможных видов биологического оружия. Тот же Канатжан Алибеков заверял, что вспышка болезни среди немецких солдат накануне осады Сталинграда была связана именно с намеренным заражением со стороны советских военных. Позже в Америке, кроме очевидных преимуществ в легкой распыляемости и быстрой заражаемости, установили еще и сравнительно низкую летальность инфекции — всего 40—60%.

Советское наследие островов Пакри: бомбы и мишени

Эндемиком туляремии называют острова Пакри у северного побережья Эстонии, где в послевоенный период располагался военный полигон для бомбометания. Предполагается, что на нем могли испытывать химическое и биологическое оружие.


Конвенция о запрещении биологического оружия была принята членами ООН еще в 1972 году. И хотя не всегда ее положения выполнялись добросовестно, за более чем 40 лет документ позволил уменьшить ужасы войны (пускай и гипотетической) с использованием смертельно опасных инфекций.

Офисные кресла и стулья в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by