Театр имени Тарантино. Рецензия на «Омерзительную восьмерку»

15 января 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Богатый на кинопремьеры январь не дал опомниться после «Выжившего» и практически сразу предложил полакомиться восьмым полнометражным блюдом мастера Тарантино. Первые отзывы с предварительных показов смущали. Скучно, затянуто, бессмысленно… Хорошо, что на самом деле все вышло по-другому. «Омерзительная восьмерка» — самый что ни на есть истинно «тарантиновский» шедевр, вот только понравится он действительно далеко не всем.

Почему не всем? Режиссер подложил розовую свинку всем, кто ожидает от «Восьмерки» кино размаха «Джанго освобожденный». На этот раз Квентин Тарантино вообще не снимал кино. Вместо этого он поставил пьесу с увертюрой, интермедиями, а также непрерывными диалогами/монологами. Все основные действия происходят в одной локации, а драму разыгрывает чуть больше дюжины актеров (из которых основных, как понятно из названия ленты, восемь). Скорее всего, не все зрители осилят три часа хронометража картины и уйдут, окутанные «бессмысленной болтовней», ближе к середине фильма. И сделают это совершенно напрасно, потому что «Омерзительная восьмерка» — это квинтэссенция «тарантиновщины», «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Убить Билла» и «Бесславные ублюдки» в одном флаконе.

Пролог

Даже зонирование подворья Минни выполнено по-театральному условно: вот кухня с чаном еды, вот кровати (то есть спальня), вот зал с парой столов и здесь же — сени. Никаких перегородок между ними нет. Зато есть одиноко торчащий в снегу сортир, который будто парит в воздухе над домом. До схематизма и упрощенности «Догвилля» Ларса фон Триера не дошло, но направление Тарантино выбрал то же. Даже занавес не забыл, только сделал его в виде двери.

Действующие лица

Здесь встретятся основные и несколько второстепенных героев постановки. Майор, он же чернокожий охотник за головами, его коллега-вешатель, конвоируемая им пленница, шутоподобный шериф, британский палач, старый генерал, угрюмый ковбой и мексиканец Боб. Первую половину фильма разношерстная компания только и делает, что развлекает зрителя до-о-олгими монотонными разговорами. На первый взгляд все они — совершенно ни о чем. В действительности же буквально каждая брошенная фраза тут словно выдержанное вино, терпкое и с богатейшим букетом.

Сцена первая. Диалоги

За полтора часа герои самым серьезным образом обсудят проблему ношения шляп в помещении, порассуждают о том, как правильно избавляться от стариков, выучат французский с помощью жирных задниц, поищут различия между самосудом и правосудием, поведают рецепт правильного рагу (привет, гамбургер из «Криминального чтива»!) и покажут разницу между собакой и мексиканцем. О да, Тарантино шлет политкорректность куда подальше! Здесь оскорбляют белых и черных, унижают янки и дикси, бьют женщин и насилуют мужчин, смеются над политиканами и фермерами.

Вот настоящий пример разговорного жанра! Это вам не жиденькая безвкусная водичка вроде «О чем говорят мужчины», а настоящий профессионализм и мастерство. Нет сомнений, что фразы и целые диалоги из «Восьмерки» разойдутся на «многозначительно-незначительные» цитаты.

Важно, впрочем, не только то, что произносят персонажи, но и то, как они это делают. Львиная доля прелести «Омерзительной восьмерки» держится на игре актеров. Ах, как же здесь омерзительно прекрасны все герои! Не зря при просмотре фильмов Тарантино возникает впечатление, что талант режиссера не в последнюю очередь проявляется в умении создать колоритных персонажей и подобрать идеально подходящих для них актеров. Открытием восьмого фильма мастера стала Дженнифер Джейсон Ли. Бандитская леди с манерами буйного трактирного выпивохи блистает в каждой сцене, даже если ее участие ограничивается хитрым прищуром подбитого глаза или кривой ухмылкой. Мадам того и гляди заткнет за пояс болтливого «пророка» в лице Сэмюэла Л. Джексона.

Сцена вторая. Кровавая баня

Именно после ключевого монолога чернокожего охотника за головами фильм резко меняет темп и ускоряется. Вот вам и вторая сторона «тарантиновщины» — кровища хлещет изо всех дыр, головы взрываются, конечности летают, а над всем этим гогочут наши омерзительные герои. Милый уютный «трэшачок», который так здорово разбавляет диалоговую часть картины.

Словно щелкнул рубильник — и на почти заснувших зрителей полились рекой нечистоты. Перемена слишком быстрая, неуютная. Вот ты привык к речитативу майора, к скороговорке шутообразного шерифа, к манерным рассуждениям палача, к хохоту Дэйзи, к резким, как коньяк, фразочкам героя Курта Рассела. А через мгновение начнут говорить все развешенные на стенах ружья, кольты и прочие огнестрелы.

Причудливое сочетание детектива, вестерна, триллера и комедии в конце концов уступает место рвущемуся наружу с первых минут фильма трэшу. Маски сброшены, пора развлекаться. По заслугам так или иначе получат все, даже те из «омерзительных», кто не вошел в «восьмерку».

Сцена третья. Бешеные мелочи

Фирменный почерк узнается по мелочам, намеренно затянутым незначительным сценам, которые тем не менее помогают создать атмосферу причастности зрителя к происходящему. Взять, например, эпизоды-интермедии с дверью в забегаловке Минни. В абсолютно пустые, ничего не значащие сценки с ее открыванием и заколачиванием один за одним вовлекаются почти все герои. Хочется встать и помочь здоровым мужикам заколотить несчастную дощечку. Такое обыгрывание мелочей, погружающих тебя в фильм, подкупает.

Не стесняясь, Квентин Тарантино вытянул несколько ниточек из прошлых работ и удачно вплел их в ткань повествования «Омерзительной восьмерки». Бедный Тим Рот, снова твоему герою придется страдать точь-в-точь как в «Бешеных псах». Для киноманов хватает отсылок и к сторонним картинам. Детективная линия, например, бередит воспоминания о «8 женщинах» Франсуа Озона. А чтобы отыскать все «пасхалки», трехчасовую ленту надо пересмотреть еще хотя бы раз.

Эпилог

Январь подарил целых два громких кинособытия, которые не обманули ожиданий, даже превзошли их. «Омерзительная восьмерка» — фильм-стеб, неполиткорректная насмешка над всем и вся, даже над зрителями, многие из которых заснут или покинут зал еще в первой трети картины.

Оценка Onliner.by — 9 из 10.

Читайте также:


Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by