Стив Джобс — фигура такого масштаба (кто бы что о нем ни говорил), которая рано или поздно обязательно должна была попасть на большой экран в виде какого-нибудь пафосного байопика. Увы, смерть сооснователя Apple подтолкнула большие и маленькие, независимые и «зависимые» студии одну за другой клепать фильмы о Стиве Джобсе.
После всенепременной череды «документалок» и театральной постановки «Агония и экстаз Стива Джобса» подошло время художественного кино. Первая попытка в русскоязычном прокате получила манящее название «Империя соблазна». Фильм вышел, честно говоря, так себе. Поклонники кино и Apple возлагали надежды на Sony, от которой ждали мощной и качественной картины об одном из символов эпохи высоких технологий. После скандала съемки передали Universal Pictures, результат получился странным.
«Стив Джобс» не пытается объять необъятное, то есть экранизировать всю жизнь соучредителя Apple. И это хорошо, потому что на примере «Империи соблазна» мы уже увидели, что из кино по мотивам «Википедии» получается в лучшем случае пресный продукт. Авторы новой ленты взяли за основу биографию создателя Apple, написанную Уолтером Айзексоном. Под киноформат книгу адаптировал Аарон Соркин, несколько лет назад получивший «Оскара» за сценарий к фильму о Марке Цукерберге.
Вместо того чтобы переносить на экран все основные жизненные перипетии Стива Джобса, в Universal Pictures решили уделить внимание трем ключевым презентациям «яблочной» компании. Вернее, даже не самим презентациям, а подготовке к ним. Вот Стив Джобс решает семейные проблемы перед анонсом самого первого Macintosh, через полчаса — слушает наставления бывшего соратника Джона Скалли и умиляется углам черного ящика Next, еще минут через 40 — репетирует показ iMac и выясняет отношения со Стивом Возняком.
Параллельно главный герой все время с кем-нибудь встречается, беседует, ругается и смеется. Если вы не читали написанной Уолтером Айзексоном биографии, то столкнетесь с постоянно сыплющимися, ничего не значащими новыми именами и увидите множество незнакомых, ежеминутно сменяющих друг друга лиц. Вот мужик, который приходит к Джобсу перед каждой презентацией и плаксиво «втирает ему какую-то дичь». А вот непонятная женщина, которая то ли бьет ребенка, то ли вымогает деньги, то ли просто выполняет роль декорации. Скучно, уныло, пестро, неинтересно…
Безусловно, идти на фильм стоит только в том случае, если вы не только знаете, какую компанию возглавлял Стив Джобс, но и внимательно прочитали книгу Уолтера Айзексона. Тогда вы быстро сориентируетесь, что постоянно оправдывающийся, поучающий и хныкающий персонаж — это уволивший Джобса гендиректор Apple. А хиппующая девица — Крисанн Бреннан, первая юношеская любовь противоречивого бизнесмена. Однако и в этом случае большое удовольствие от просмотра ленты получить сложно.
Мешает несоответствие сценария его первооснове. Картину попытались насытить самыми разными фактами из жизни Стива Джобса, которые действительно имели место быть. Однако в действительности они были растянуты во времени, а не представлены в виде очередной «говорящей головы» только для того, чтобы кивнуть зрителю — смотри, мол, как мы ловко ввернули в фильм очередную страницу из биографии.
К тому же портят впечатление резкие переходы между тремя эпизодами. Логической связки между ними, если не считать личности главного героя, нет. Остается только слушать набор статейных заголовков и цитат для событий, предшествовавших одной из трех ключевых сцен ленты.
Проблема «Стива Джобса» в том, что у него нет четко определяемой аудитории. Те, кто слабо интересуется личностью создателя Apple и не знаком с его биографией, утонут в бесчисленных персоналиях и вообще не поймут, что это за капризный очкарик и зачем о нем сняли кино.
Если о Джобсе вы вспоминаете каждый раз при упоминании «яблочного» продукта и перечитали биографию трижды от корки до корки, то по мере просмотра столкнетесь с раздражением. Потому что будете знать — все эти «случайные» встречи с «судьбоносными» разговорами созданы искусственно. Оригинальное книжное повествование, как это не раз бывало, намного интереснее киноадаптации.
При этом как «вещь в себе» фильм Дэнни Бойла весьма хорош. Структурно сценарий подан изобретательно, диалоги по большей части хоть и придуманы, но эмоциональны и не кажутся фальшивыми. Операторские приемы с использованием разных видов пленки и «цифры» должны растопить даже каменные сердца самых придирчивых киноманов. Но все же как бы ни был «Стив Джобс» технически хорош в качестве кино, смотреть его мало кому интересно.
Не добавляют оптимизма и актеры. Никаких претензий к замечательному Майклу Фассбендеру нет, но он банально не похож на молодого Стива Джобса (при этом здорово перевоплощается в более зрелого сооснователя Apple). У актера, сыгравшего Стива Возняка, та же проблема — его сложно ассоциировать с реальной личностью.
Вот и получается, что вместо просмотра скучного «Стива Джобса» интересующимся Apple будет намного полезнее прочитать биографию Уолтера Айзексона и посмотреть настоящие презентации предыдущего гендиректора компании. Сама лента, увы, не трогает ни ум, ни сердце зрителя.
Оценка Onliner.by — 6 из 10.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by