Про ту самую кубышку на непредвиденный случай знают плюс-минус все. И айтишники не исключение: обитатели этой сферы также откладывают часть зарплаты на черный день. Но как вообще выглядит «черный день» в их представлении, как много белорусские айтишники готовы на него откладывать и насколько плотной должна быть финансовая подушка — рассказываем в сегодняшнем материале.
Родион признается, что в принципе не любит тратить заработанные деньги. 36-летний бэкенд-разработчик утверждает, что уже десять лет тратит за месяц только половину зарплаты, а все остальное откладывает:
— Я коплю деньги с самого детства. То, что мне дарили на день рождения и Новый год, я не тратил на быстрый дофамин типа конфет или игрушек. Мне просто нравилось ощущение, что сейчас в копилке у меня много денег. Это успокаивало: я знал, что если захочу купить условную приставку, то не надо будет ждать хорошего настроения со стороны матери — такую вещь я просто могу купить сам.
Часть зарплаты Родион откладывал даже тогда, когда еще не работал в IT. Например, во время учебы в колледже он подрабатывал администратором в компьютерном клубе и тогда также не забывал о пополнении финансового загашника. А после того, как белорус оказался на позиции разработчика, откладывать деньги стало еще проще:
— Уровень экономии еще сильно зависит от того, в какой именно компании ты работаешь. Я работал и в местах, где из бонусов были только печеньки да вода в кулере. А на моей нынешней работе, где я нахожусь уже восьмой год, в этом плане сильно лучше.
По словам Родиона, его компания предоставляет своим сотрудникам бесплатные обеды, такси, спортзал и медицинскую страховку, покрывающую «вообще все». Благодаря таким бонусам нашему читателю не нужно тратиться на то, чтобы добраться до работы, или отстегивать часть зарплаты на заболевший зуб. Такие моменты позволяют Родиону комфортно жить на половину зарплаты:
— Квартира мне досталась от бабушки с дедушкой, так что тратиться на аренду тоже не нужно. ПК и MacBook предоставила компания, так что вопрос с техникой решен. Шопинг меня не интересует, дорогостоящих хобби у меня нет: тем же путешествиям я предпочитаю книги, сериалы и игры.
— А траты на вторую половинку в вашей жизни присутствуют?
— А сейчас у меня ее нет. Нет на все это времени и сил, если честно. Но да, с девушкой откладывать получалось бы меньше.
Так на что же Родион так старательно откладывает деньги, раз у него есть и свое жилье, и вся необходимая техника и нет дорогостоящих хобби? Разработчик говорит, что в его случае «черный день» — это внезапные изменения на рынке и в жизни компании, на которые он никак не сможет повлиять:
— Вот вы знаете, что будет в следующем году? И я не знаю. Индустрия меняется сильно, в том числе из-за ИИ, в который вкладываются все сильнее. Я не верю, что такие модели смогут полностью заменить разработчиков. Но считаю, что из-за них в индустрию может попасть орда дилетантов, из-за которых рынок начнет штормить.
Надеяться на авось вообще нет никакого желания. Поэтому я создаю накопления, чтобы не переживать из-за того, что внезапно могу остаться без работы. С нынешним уровнем заначки я могу не работать как минимум несколько лет, ни в чем привычном себе не отказывая. Так мне точно комфортнее, чем жить на последнюю копейку. И вообще страшно, когда на счете меньше $10 000.
В отличие от Родиона, у Константина вторая половинка есть. Его супруга, как и он сам, трудится графическим дизайнером.
— С Аней мы познакомились на совместном проекте. Одна известная белорусская аутсорс-компания нанимала сайд-дизайнеров для цикла задач, на которые у нее не хватало ресурса. Это было семь лет назад: началось все с рабочей переписки в Asana, а закончилось в ЗАГСе. Поженились мы спустя год после знакомства.
— Примерно тогда же мы решили, что пора заняться накоплениями. До этого мы жили от зарплаты к зарплате: все спускали на путешествия, ужины в заведениях, технические апдейты. Еще и у меня, и у Ани есть дорогостоящие хобби: я коллекционирую виниловые пластинки, а Аня лепит из глины.
Что же побудило пару айтишников задуматься о финансовой подушке? Белорус говорит, что важность таких накоплений они осознали после болезни своего любимого питомца. У любимого кота Ани и Константина выявили онкологию в критической стадии. Лечение хвостатого полностью опустошило кошельки пары:
— Все-таки мы не синьоры-разработчики, и наши финансы не безграничны. За два месяца лечения испарились две тысячи долларов, а всего терапия продлилась пять месяцев. Тогда помогли друзья, которые дали в долг. Но мы поняли, что больше с протянутой рукой ходить не будем, и начали копить.
С тех пор Аня и Константи откладывают с каждой зарплаты по 30%. Эти накопления являются неприкосновенными и существуют исключительно для разрешения ЧП. Но сами ребята надеются, что такой экстренный случай не возникнет в их ближайшем будущем.
QA-инженер Арсений считает увесистые накопления признаком базовой финансовой грамотности. Особенно с учетом того, что молодой человек самостоятельно взялся за покупку и ремонт квартиры в Минске:
— Помогать мне особо некому: папа — шофер, мама — специалист по закупкам в детском саду. Ну и возраст такой, что это я им помогать должен, а не они мне. Поэтому либо самому пытаться все контролировать, либо всю жизнь таскаться по съемным квартирам.
С учетом того, что сейчас на плечах Арсения еще лежит кредит за квартиру, ежемесячно откладывать в кубышку у него получается не больше тысячи долларов. Мужчина надеется, что ему удастся выплатить кредит раньше установленного срока и в том же ремонте не придется идти на полумеры:
— Понятно, что сейчас много приходится делать своими руками. Но я не фанат стройки и делаю это вынуждено. А хочется со спокойной душой нанять профессионалов, которые все круто сделают от А до Я. Но это тоже большие деньги, которые не берутся из воздуха.
— Если бы не кредит и ремонт, вы бы все равно откладывали деньги?
— Да, конечно. Это же забота о себе. Гарантий, что на работе все вечно будет хорошо, никаких нет. Я сам был свидетелем того, как людей, которые работали на одном направлении больше десяти лет, увольняли чуть ли не одним днем. Это редкость, но от нее застрахованы только CEO.
После того как Арсений разберется с кредитом и ремонтом, он планирует и дальше наращивать сбережения. Глобально, бесцельно — ради той самой «жировой прослойки», с которой жизнь попросту становится спокойнее:
— У меня есть коллеги, которые ежемесячно спускают всю зарплату в ноль и двигаются на принципе «один раз живем». Мне такое не подходит, потому что за более чем 10 лет в IT я привык к комфорту и не готов возвращаться к выживанию на копейки, если что-то пойдет не по плану.
— А так может случиться, если вы уже больше 10 лет в сфере?
— Очень надеюсь, что нет. Но, к примеру, компания может заявить, что релоцирует бизнес и либо ты с ними, либо дальше сам по себе. Я ни к какому переезду не готов, поэтому наверняка остался бы тут — не просто ж так квартиру строю. И на биржу труда лучше выходить с нормальной суммой в кармане, чтобы не кидаться на любую вакансию чисто из-за того, что у тебя заканчиваются деньги.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by