Иногда фильмы, начиненные внушительными бюджетами, оказываются максимально посредственными и в прокате собирают крохи. Но бывают и противоположные ситуации, когда картины, снятые за мизерные для кинематографа деньги, срывают кассу. Именно о таких лентах мы сегодня и хотим поговорить: вспоминаем образцовую фантастику со скромными бюджетами, но впечатляющими сборами.
Режиссер — Джордж Миллер
Год выхода — 1979
Бюджет — 350 тысяч долларов. Кассовые сборы — 99,7 миллиона долларов
Практически национальное достояние Австралии, которое собрало в прокате больше оригинальных «Звездных войн». К созданию «Безумного Макса» Миллера подтолкнули постоянные новости о смертях на дорогах и опыт, который он получил во время работы врачом неотложки: там он успел насмотреться на жуткие травмы, которые получали мотоциклисты.
Чтобы накопить денег на съемки «Безумного Макса», Миллер постоянно брался на работе за срочные вызовы. Из-за скромного бюджета съемки велись на заброшенных объектах, в качестве актеров была приглашена банда знакомых байкеров, а костюмы и бутафорское оружие приходилось делать своими силами. Впрочем, в итоге все эти моменты сработали Миллеру на руку: местами лента выглядела аскетично, но брала харизмой и интересным сеттингом.
Так на экране развернулась история офицера Главного силового патруля Макса Рокатански, которому приходится бодаться с мерзавцами-байкерами в антиутопической Австралии. Лента получилась пыльной и кровавой, но удивительно обаятельной — во многом из-за игры Мела Гибсона. Продолжение было лишь вопросом времени, и колеса франшизы завертелись. Иногда они наезжали на кочки (например, на триквел «Под куполом грома»), но глобально «Безумный Макс» до сих пор остается одной из самых знаковых антиутопий.
Режиссеры — Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван
Год выхода — 2022
Бюджет — 25 миллионов долларов. Кассовые сборы — 138 миллионов долларов
Яркое доказательство того, как инди-фантастика превращается в международный хит. Картина «Все везде и сразу», вышедшая из-под крыла студии А24, была номинирована на 11 категорий премии «Оскар», а ухватить смогла аж семь — в том числе награду за главный фильм года.
Коренной темой ленты стала мультивселенная: в 2022-м она еще не успела набить оскомину и выглядела максимально свежо. По сюжету замученная владелица прачечной Эвелин Вонг сталкивается со множеством разношерстных реальностей. Казалось, что еще пару часов назад ее самой большой проблемой была налоговая декларация, но теперь ей приходится спасать мультивселенную от своей дочери из другого мира. Шайнерт и Кван ловко смешали в одном чане семейную драму, комедию и фантастику и присыпали это дело тонной отсылок.
Кому рекомендуем? В принципе, всем, кто ценит синтез абсурда и сверхъестественного. Тут пальцы превращаются в сосиски, губная помада становится точкой входа в другой мир, а главная опасность для всего сущего походит на пончик — в прошлом похожие трюки выдавали только авторы «Рика и Морти».
Режиссер — Джеймс Кэмерон
Год выхода — 1984
Бюджет — 6,4 миллиона долларов. Кассовые сборы — 78 миллионов долларов
В начале 80-х Кэмерон слег в постель с пищевым отравлением и в температурном бреду увидел хромированного скелетообразного робота, выползающего из огня. Проснувшись, режиссер сделал несколько зарисовок этого образа. А затем вокруг них выстроилась картина, которой суждено было стать хитом.
6,4 миллиона долларов — деньги, за которые сейчас многие голливудские режиссеры даже не разлепят веки. И особенно ироничен тот факт, что с этой суммой Кэмерону еще повезло: изначально на «Терминатора» выделялось всего четыре миллиона. Сам режиссер вложил в эту работу все, что у него было: одно время он держался на одних купонах «Макдоналдса».
При этом дистрибьютор Orion Pictures в успех «Терминатора» особо не верил, поэтому оставил ленту без продвижения и пресс-показов. Но за две недели в прокате релиз собрал практически 40 миллионов долларов США, прокат растянулся на весь мир, и герой Шварценеггера постепенно становился культовым. И если первый «Терминатор» начинал с 6,4 миллиона, то бюджет сиквела разросся до 102 миллионов долларов — тогда киноделам уже было понятно, что эта история стоит своих денег.
Режиссеры — Эрик Бресс и Дж. Макки Грубер
Год выхода — 2003
Бюджет — 13 миллионов долларов. Кассовые сборы — 95 миллионов долларов
Самый приземленный и одновременно самый мрачный фильм в этом материале. В «Эффекте бабочки» есть всего один фантастический элемент, но он, как локомотив, тащит за собой всю картину.
Будням главного героя, Эвана Треборна, не позавидуешь. Молодой человек страдает не только из-за тяжких жизненных обстоятельств, но из-за провалов в памяти. Со временем он выясняет, что эти провалы связаны с прыжками во времени: Эван может перемещаться в таймлайне, листая свои подростковые дневники. Он решает использовать эту способность для того, чтобы исправить темные моменты своей жизни.
На деле же оказывается, что перемещения Эвана во времени усложняют или его жизнь, или жизнь его близких. Выбрав из благих намерений неудачную временную ветку, Эван может оказаться или за тюремной решеткой, или в инвалидном кресле — и это еще не самое худшее, с чем молодому человеку предстоит столкнуться.
Отметим, финалов под стать временным разветвлениям в сюжете в фильме несколько. Режиссерская версия, кинопрокатный релиз, версия для DVD — так два зрителя, запустившие один и тот же фильм, могут столкнуться с разными историями.
Режиссер — Нил Бломкамп
Год выхода — 2009
Бюджет — 30 миллионов долларов. Кассовые сборы — 210 миллионов долларов
Приземленная фантазия на тему того, что люди еще не готовы ко встрече с пришельцами. Фантастика Бломкампа не просто тормошит темы расизма, терпимости, ксенофобии и гуманности, но и делает это в динамичном, адреналиновом ключе.
Во многом динамика картины связана с методами съемки, которые велись на девять цифровых камер RED One и сочетались с кадрами из новостей, видео с камер наблюдения и эпизодами в жанре найденной пленки. К слову, камеры RED One принадлежали Питеру Джексону. Он стал продюсером этого проекта и изначально хотел снимать с Бломкампом экранизацию Halo. Но в итоге решился поддержать начинающего режиссера в превращении его короткометражки «Выжить в Йобурге» в полноценный фильм.
По сюжету фильма над Йоханнесбургом зависает инопланетный корабль. Внутри находятся истощенные инопланетяне, которых люди переселяют в закрытый лагерь для поселенцев, который называют «Район №9». Через 20 лет количество пришельцев серьезно возрастает, их район превращается в гетто, а терпимость людей к инопланетным соседям истекает. Навести порядки в этом месте берется организация MNU, в которую входит главный герой, Викус ван де Мерве. Правда, инопланетный артефакт меняет его планы: теперь Викусу приходится сотрудничать с одним из пришельцев, чтобы выжить.
Режиссер — Дэн Трахтенберг
Год выхода — 2016
Бюджет — 15 миллионов долларов. Кассовые сборы — 110 миллионов долларов
Образцовая картина режиссера, выпустившего свежего «Хищника». Больше, чем ленты о монстрах, Трахтенберг любит только фильмы о людях, которые ведут себя как монстры. И «Кловерфилд, 10» — как раз такой.
Девушка Мишель, попавшая в автокатастрофу, в себя приходит уже в бункере. Вместе с ней там находятся старик Говард, которому принадлежит этот бункер, и Эммет, его подручный. Говард заявляет Мишель, что мир разрушен ядерной атакой и выбраться наружу получится только через несколько лет. Казалось бы, девушка смиряется с жизнью в этом убежище, но что-то подсказывает ей, что в бункере может быть намного опаснее, чем снаружи.
«Кловерфилд, 10» — камерный, удушливый фильм с налетом параноидальности. Тайны здесь живут рука об руку с настольными играми, а загадки усеивают весь хронометраж. Отметим, что релиз до последнего оставался чем-то неизвестным даже для тех, кто в нем снимался: название этой фантастики удерживалось в тайне от актеров. А зрители узнали о существовании «Кловерфилд, 10» менее чем за два месяца до релиза, что, впрочем, не помешало фильму сорвать жирную кассу.
Режиссер — Джош Транк
Год выхода — 2012
Бюджет — 12 миллионов долларов. Кассовые сборы — 126 миллионов долларов
Помните, как в «Человеке-пауке» говорили о том, что вместе с великой силой приходит и великая ответственность? Герои «Хроники» же могли бы прибавить, что в довесок к такой силе могут насыпать отчаяние, горе и неуемный гнев.
Тройка старшеклассников, Эндрю, Мэтт и Стив, попадает в пещеру, в которой находятся таинственные кристаллы. После контакта с этими артефактами парни открывают у себя способности к телекинезу. В начале они используют этот навык для сборки конструктора и розыгрышей, но аппетит приходит во время еды. Вот они уже летают и переносят автомобили силой мысли, однако телекинез открывает не только дополнительные возможности, но и темные стороны их душ. И то, что изначально казалось им даром, со временем становится проклятием.
Как и в «Районе №9», в «Хронике» используется стиль найденной съемки. Из-за этого похождения Эндрю, Мэтта и Стива выглядят пугающе реалистично — со старта и не скажешь, что этими персонажами руководит режиссер-новичок. Жаль только, что «Хроника» так и осталась лучшей фантастикой Джоша Транка: дальше он взялся за «Фантастическую четверку», которая оказалась не прорывом, а финансовым провалом.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by