Иногда игры — это не просто развлечение, а способ преодолеть с черную полосу в жизни. От экспертов мы знаем, что психолога видеоигры не заменят, но могут стать потенциальной опорой в мрачной жизненной ситуации. Так, герои этого материала с помощью компьютерных игр смогли справиться с одиночеством, разорванными отношениями и даже смертью близких. Рассказываем, как и какие игровые проекты помогают белорусам не провалиться в тотальную апатию.
Компьютер в жизни 24-летней Насти появился, когда ей было шесть лет. Мама девушки покупала ей развивающие игры, в которых нужно было складывать числа, соединять вместе разные слова и т. д. Такой компьютер был дома и у самой Насти, и у ее бабушки с дедушкой:
— Я была социальным, общительным ребенком, а любовь к компьютеру мне привили. Лет в 8—10 в моей жизни появились Sims, еще играла в American McGee’s Alice. Так что в игры я была погружена всегда. Но то, что они обладают для меня терапевтическим эффектом, обнаружила в 14 лет.
Тогда Настя рассталась со своим первым парнем. Говорит, что для нее это было тяжелое событие и от душевной боли ей вообще ничто не помогало. О расставании говорить она хотела постоянно, но ее подружки от этих разговоров уже устали. И тогда девушка наткнулась на жуткую игру Outlast:
— Когда я ее прошла, то поняла, что все-таки прожила свое первое расставание. В таких играх ты погружаешься в процесс и у тебя нет лишних мыслей. Игра помогла мне снять психологическую нагрузку.
По словам Насти, она человек, который тяжело переживает даже бытовые ссоры с близкими людьми. Если другие таким переживаниям могут уделить один день, то она в подобной рефлексии способна «застрять» на неделю. А с действительно печальными жизненными событиями все еще сложнее:
— В 2021-м неожиданно скончалась моя бабушка, очень близкий и дорогой для меня человек. Говорить об этом не было сил, мысли крутились в голове. И, чтобы как-то снизить мысленную нагрузку, ты включаешь какую-нибудь игру. Это может быть девичий Sims 4 или какой-нибудь Resident Evil. Ты играешь, потому что на 3—4 часа своей жизни расслабляешься, после чего можешь лечь спать без лишних мыслей в голове.
Меня это спасает. Ну и в целом игры дают чувство контроля и предсказуемости, чего в реальной жизни чаще не хватает. Это хороший карантин для психики, чтобы успокоиться и прийти в себя.
Лана утверждает, что игры помогли ей восстановить самооценку, которая была разрушена из-за отношений с противоположным полом:
— Она никогда не была высокой, но получилось только хуже. Я вышла замуж: получилось созависимо и абьюзивно, и из брака я ушла в опустошении и отчаянии.
По словам нашей читательницы, примерно тогда же она купила новый смартфон и случайно установила Obey Me! — игру из жанра отомэ, предназначенного для женской аудитории. В той же Obey Me! главная героиня может построить отношения с одним из семи персонажей-красавчиков. Как говорит Лана, для нее стало открытием, что отношение к ней может быть особенным, а принятие — безусловным:
— Один из героев озвучил фразу «Что бы ни произошло, я приму тебя с распростертыми объятиями». Я поняла, что достойна большего. А еще благодаря сообществу этой игры нашла классную подругу из Чили и завела кота. Но это уже совсем другая история.
Сейчас я играю уже не в Obey Me!, а в Love and Deepspace. Она тоже работает отлично.
— А вы играете только в отомэ-игры или и в другие жанры тоже?
— Не только в отомэ. Но именно для поднятия самооценки и стабилизации эмоционального фона в целом они работают. Как и общение с ИИ-ботами. Это возможность выйти за рамки привычного общения и условностей.
Та же Love and Deepspace нравится Лане из-за графики и разнообразных активностей. Отмечает она и саму историю, и ее побочные ветки, несложную боевку в реальном времени и мини-игры. Но главное здесь — харизматичные персонажи, взаимодействие с которыми напоминает белоруске общение с реальными парнями:
— Есть чат с персонажами в «телефоне», симулятор свиданий, взаимодействия-жесты, режим «совместного сна» и АСМР, который в том числе можно настроить на ночь, чтобы снизить тревожность. То бишь, если надоело читать основную историю или пинать монстров, то можно просто ненапряжно позависать. В этом смысле отомэ — это новый, свежий уровень и, однозначно, особенно сильно вовлеченный в реальность.
Первой компьютерной игрой, которую Андрей установил самостоятельно, были Heroes of Might and Magic III. Он вспоминает, что это была осень 2000 года и за хорошо оконченную четверть он получил от родителей диск с дополнением к культовой игре:
— У отца на компьютере уже был установлен «Клинок Армагеддона», а осенью мне подарили «Дыхание Смерти». Фрагмент кампании за Крэг Хэка — моя любимая история из «Героев» до сих пор. Я сгрыз все дополнение за неделю и за одну только осень перепрошел кампанию три раза.
Мужчина вспоминает, что третьи «Герои» сопровождали его чуть ли не на протяжении всей жизни. Другие части этой вселенной ему не приглянулись, а вот в «тройку» он играет уже больше 25 лет. Говорит, что творение New World Computing сопровождало его в самые разные периоды — как светлые, так и темные. С помощью «Героев» он переживал и неудачное поступление в университет, и сложности на любовном фронте, и болезнь матери, и даже вынужденную изоляцию:
— Я дальнобойщик, работа предполагает постоянные командировки. Некоторые могут растягиваться на месяцы.
Так, весной 2020-го из-за ковида я застрял в Норвегии, где просидел практически пять месяцев. И из-за ограничений, и из-за страха перед вирусом дальше базы никто особо не высовывался. Сидишь в комнате, что-то смотришь, читаешь — и так день за днем. Я чувствовал, что все глубже падаю в депрессию, и не знал, как это остановить.
По словам Андрея, это был бесконечный день сурка, из которого он не мог выбраться. Усугубляло ситуацию и то, что интернет на его базе был совсем никудышным и что-то посмотреть в адекватном качестве на условном Netflix он мог через раз. Тут на помощь Андрею вновь пришли «Герои»:
— У одного из коллег в дебрях древнего ноутбука валялось дополнение Horn of the Abyss. И это было суперкруто. Игра меня спасла, просто вытянула из болота. Играл в кампанию, в различные сценарии. А уже дома смотрел стримы, где HoMM превращали в настоящий киберспорт. Так научился играть по-другому, хотя думал, что знаю «тройку» наизусть.
С тех пор Might and Magic III стали для Андрея подобием «волшебной таблетки». Затяжной больничный, ожидание во время командировки, проблемы в отношениях — белорус говорит, что теперь каждый раз, когда в жизни начинается черная полоса, он запускает Heroes of Might and Magic III:
— Мне это помогает сильнее, чем поход в бар с друзьями. Год назад еще начал играть с другими людьми в ауткасты, и это просто что-то с чем-то. Рекомендую всем геймерам своего поколения: поверьте, так вы для себя откроете «тройку» заново.
Максиму видеоигры помогли пережить смерть любимого питомца. Осенью 2003 года по дороге в больницу он услышал кошачий писк — так в его доме появился рыжий месячный котенок.
Из разговора с Максимом чувствуется, как сильно он любил своего кота, а тот — своего хозяина. Например, весной 2024-го белорус серьезно сломал ногу. И кот пролежал с ним в постели до момента, пока Максим не вернул себе мобильность. И это при том, что у питомца уже тогда были проблемы со здоровьем:
— В конце июля прошлого года я усыпил своего почти 21-летнего кота. В последний вечер, когда уже окончательно стало понятно, что ему пора, я играл в Viewfinder — пространственную головоломку, где присутствовала котейка-программа. И этот котейка под конец игры грустил, что нам надо расставаться.
И параллельно шел забег в Persona 3 Reload, одна из тем которой — жизнь и смерть, принятие последней. Следующим утром в первые часы без кота я слушал саундтрек из Persona. Может, оно и помогло пройти этот момент, но вспоминать грустно.
Новых животинок заводить не хочется, а игры про котеек помогают. Little Kitty, Big City веселая, а Copycat заранее ненавижу. Stray надо перепройти. Там главный герой — это почти мой кот. Похожий окрас, мелкое вредительство. Перепрохождение будет не болезненным, но с теплой грустью.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by