Сразу о главном: новая «Фантастическая четверка» от Marvel Studios не упала в грязь лицом. Фильм динамичный, стильный и в чем-то даже более «комиксовый», чем ожидаешь (привет Джеймсу Ганну с «Суперменом»?). Но, как по мне, извечную проблему студии с антагонистом так и не решили — то, как обошлись с основным противником команды на этот раз, и вовсе заслуживает отдельного «разбирательства». Погружаемся в детали.
Режиссер: Мэтт Шекман.
Сценарий: Питер Камерон, Джош Фридман, Джек Керби.
Актеры: Педро Паскаль, Ванесса Кирби, Джозеф Куинн, Эбон Мосс-Бакрак и другие.
Жанр: фантастика, боевик, супергероика.
Страна: США.
Где смотреть: в кинотеатрах.
«Фантастическая четверка: Первые шаги» важна для Marvel одновременно по нескольким причинам — и одна проистекает из другой. Основная: это открывающая картина всей шестой главы киновселенной Marvel, и эта фаза призвана исправить общее впечатление зрителей от двух предшествующих — далеко не самых успешных.
Эксперименты с Женщиной-Халком, Лунным рыцарем, Мисс Марвел и остальными героями третьего эшелона, кажется, подошли к концу — студии необходимо бить из всех орудий по узнаваемости как самих персонажей, так и исполняющих их актеров.
«Четверка» в этом плане подходит как нельзя лучше. В комиксах они едва ли не первооткрыватели жанра, за приключениями которых более полувека следит множество фанатов по всему миру. А лица сверхпопулярного сегодня Педро Паскаля (Рид Ричардс, Мистер Фантастик) и Ванессы Кирби (Сью Шторм, Женщина-невидимка) призваны привлечь в кинотеатры тех зрителей, которые далеки от комиксового лора. Да и, вероятно, от «супергероики» в целом.
Еще один важный момент. «Первые шаги» — последний (возможно, за ним вклинится лишь «Человек-паук») фильм Marvel перед грядущими «Мстителями» (в двух частях), в которых общий накал страстей должен выйти на абсолютный максимум. Проще говоря, запороть впечатление аудитории (которое и так было подпорчено) посредственной картиной перед важнейшими ААА-блокбастерами студии, где вернется сам Роберт Дауни — младший, нельзя.
Комментируя пассаж выше: фильм действительно не запороли (во всяком случае, очень старались). Он прекрасно ложится в форму летнего голливудского блокбастера.
Повторюсь: очевидно, что картину разрабатывали с замыслом, по которому быстро влиться во все происходящее в том числе должны зрители, далекие от нюансов в нынешнем положении дел в Marvel после «Финала». Неспроста события разворачиваются в отдельном «мире» мультивселенной, напрямую не связанном на данный момент с основным.
Что в «Четверке» удалось? На мой взгляд, в первую очередь — визуал и общий сеттинг. Ретрофутуризм, намеки на который начали появляться еще во время анонса проекта, демонстрируют во всей красе. Его элементы хорошо вписаны в образы как основных персонажей, так и массовки (условно, в стиль одежды или ведения разговоров).
Мир, в котором олдскульные «пузатые» телевизоры соседствуют со сверхсовременными технологиями телепортации и ускорения выше скорости света также получился притягательным. Робот-компаньон команды по имени Г.Е.Р.Б.И. — большую часть времени выполняет роль маскота, идею исполнения которого наверняка подсмотрели в «Звездных войнах», — усиливает впечатление.
Картинка как таковая (в том числе по CGI) также радует — особенно в первой трети фильма, связанной с перемещениями в пространстве-времени. Первые посмотревшие рассказывали: в «Четверке» есть несколько сцен, в некотором роде отсылающих к «Интерстеллару» Нолана. И не соврали: моменты с приключениями в космическом пространстве получились особенно красочными — как в прямом, так и в переносном смыслах.
А еще обращает на себя внимание саундтрек — не сказать, что он особенно выдающийся, но в немного изменяющихся интерпретациях звучит в ключевых моментах фильма. В общем, отдельной музыкальной темой создатели как будто подтверждают: герои «Четверки» в киновселенной надолго.
Подробнее о персонажах и актерах. Педро Паскаля и Ванессу Кирби я выделил выше неспроста. Именно на их синергии держится драматургия проекта. Во время промотуров «Четверку» часто описывали в стиле «первого фильма Marvel о полноценной семье, хоть и со сверхспособностями». С этим авторы не обманули. То, как герои переживают трудности и к каким выводам в результате приходят, это подтверждает.
Впрочем, Паскаль в образе гениального ученого Рида Ричардса (супера Мистера Фантастики) вышел — опять же, субъективно — довольно пресным. Не поймите превратно: это камень не в огород актера (в моментах, где требуются эмоции, Паскаль их выдает), а к сценаристам и постановщику Мэтту Шекману. Нынешняя версия Рида — более отстраненная и как будто менее решительная. Если добиться такого эффекта изначального было целью, вопрос снимается.
Ванесса Кирби в образе жены Рида Сью Шторм (Женщины-невидимки), напротив, вдохновитель, лидер и «клей» для всей команды (то есть собственной семьи). Обойдемся без прямых спойлеров, но именно персонаж Кирби принимает одни из самых ответственных решений и отважнее всех выступает против главного врага «Четверки» — Галактуса, о котором речь пойдет ниже.
С ролями как матери (такой спойлер все же себе позволю), так и защитницы Земли Кирби-Сью, на мой взгляд, справляется просто на отлично — за ее игрой приятно и интересно наблюдать.
Оставшиеся два члена «Четверки», Джонни Шторм (Человек-факел) и Бен Гримм (Существо), конечно, далеки от простых «функций», но почти все время выступают на подхвате.
«Факела» сыграл Джофеф Куинн, известный, например, по «Очень странным делам». Справился ли актер с персонажем? Вполне — за ним стоит как минимум один важный сюжетный поворот. Да и в целом заносчивым дураком Джонни на этот раз, в отличие от прошлых итераций в кино, не видится.
Роль Бена исполняет Эбон Мосс-Бакрак. Но, учитывая CGI-внешность «Существа», в человеческом обличии герой появляется лишь несколько раз за весь фильм. При этом сам по себе «Существо» — каноничный: несмотря на устрашающий вид, добрый и справедливый. И, слава богу, не обвиняющий Рида Ричардса во всех грехах, связанных с собственным внешним обликом.
А теперь о минусах. Общая сюжетная канва как минимум не выдающаяся. О том, чем закончится картина, можно догадаться после получаса просмотра, причем в подробностях. Или же — после двух трейлеров, которые цитируют если не все, то большинство основных поворотов в повествовании.
Если не брать в расчет финальные титры, то хронометраж фильма — порядка 1 часа 45 минут. Этого, объективно, мало. Зрителей буквально кидают с места в карьер, уделив представлению героев небольшой вступительный ролик.
Окей — будем считать, что со становлением протагонистов массовый зритель уже знакомился ранее и повторять его необязательно. Но в качестве супергероев — Мистера Фантастики, Человека-факела, Женщины-невидимки — герои действуют в лучшем случае 30% от всего экранного времени. Проще говоря, демонстраций суперспособностей членов «Четверки» не хватает.
Наконец, стоит сказать про антагонистов, с которыми в Marvel традиционно не все гладко. Галактус в комиксах — сверхсущество, мотивацию которого подробно раскрывают со множества сторон. Зачастую он действительно только и делает, что пожирает миры, встречающиеся на пути. Но истоки такого «постоянного голода» объясняют, благодаря чему откровенным негодяем считать его бывает сложно.
В фильме же от объяснений практически полностью отказываются — остается лишь «постоянный голод». Благодаря этому скрытые мотивы Галактуса кажутся не такими уж и скрытыми. Да и то, как герои справляются с угрозой от него в финале проекта, весьма спорно.
Примерно такими же фразами можно охарактеризовать серебряного серфера (на этот раз — серфершу). Ее предысторию, если не брать в расчет смену пола, напротив, почти никак не изменяли. В определенный момент складывается ощущение: «Где-то я уже это видел».
Так что в итоге: новая «Фантастическая четверка» вышла годным фильмом? На самом деле — вполне. Особенно в качестве летнего и, что немаловажно, семейного блокбастера. По крайней мере, если постараться воспринимать ее скорее как самостоятельное произведение, а не как проект, успех или провал которого напрямую повлияет на будущее киновселенной Marvel.
Другое дело, что уйти от подобного флера, помня про близость «Мстителей», картине весьма нелегко. И, честно говоря, с этой точки зрения — опять же: на мой взгляд — «Четверка» справляется не лучшим образом. Если придираться, то история слишком предсказуемая, глубины не хватает, а злодеев, мотивацию которых в комиксах раскрывают сполна, тут сливают. С другой стороны, стоит ли разбирать кино на молекулы так дотошно?
Одновременно «Четверка» выделяется отличным визуальным рядом, проработанным и завлекающим ретрофутуристическим сеттингом и на самом деле работающей синергией основных персонажей. Отдельную похвалу хочется выразить Ванессе Кирби. Ее Сью Шторм выделяется на фоне остальных героев, оставляя позади даже Педро Паскаля.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by