2424
3
27 июля 2025 в 8:00
РЕЦЕНЗИЯ

У Marvel наконец получилось? Рецензия на новую «Фантастическую четверку: Первые шаги»

Сразу о главном: новая «Фантастическая четверка» от Marvel Studios не упала в грязь лицом. Фильм динамичный, стильный и в чем-то даже более «комиксовый», чем ожидаешь (привет Джеймсу Ганну с «Суперменом»?). Но, как по мне, извечную проблему студии с антагонистом так и не решили — то, как обошлись с основным противником команды на этот раз, и вовсе заслуживает отдельного «разбирательства». Погружаемся в детали. 

Информация о фильме
Название: «Фантастическая четверка: Первые шаги» (The Fantastic Four: First Steps).

Режиссер: Мэтт Шекман.

Сценарий: Питер Камерон, Джош Фридман, Джек Керби.

Актеры: Педро Паскаль, Ванесса Кирби, Джозеф Куинн, Эбон Мосс-Бакрак и другие.

Жанр: фантастика, боевик, супергероика.

Страна: США.

Где смотреть: в кинотеатрах.

Последний шанс перед «Мстителями»

«Фантастическая четверка: Первые шаги» важна для Marvel одновременно по нескольким причинам — и одна проистекает из другой. Основная: это открывающая картина всей шестой главы киновселенной Marvel, и эта фаза призвана исправить общее впечатление зрителей от двух предшествующих — далеко не самых успешных.

Эксперименты с Женщиной-Халком, Лунным рыцарем, Мисс Марвел и остальными героями третьего эшелона, кажется, подошли к концу — студии необходимо бить из всех орудий по узнаваемости как самих персонажей, так и исполняющих их актеров.

«Четверка» в этом плане подходит как нельзя лучше. В комиксах они едва ли не первооткрыватели жанра, за приключениями которых более полувека следит множество фанатов по всему миру. А лица сверхпопулярного сегодня Педро Паскаля (Рид Ричардс, Мистер Фантастик) и Ванессы Кирби (Сью Шторм, Женщина-невидимка) призваны привлечь в кинотеатры тех зрителей, которые далеки от комиксового лора. Да и, вероятно, от «супергероики» в целом.

Еще один важный момент. «Первые шаги» — последний (возможно, за ним вклинится лишь «Человек-паук») фильм Marvel перед грядущими «Мстителями» (в двух частях), в которых общий накал страстей должен выйти на абсолютный максимум. Проще говоря, запороть впечатление аудитории (которое и так было подпорчено) посредственной картиной перед важнейшими ААА-блокбастерами студии, где вернется сам Роберт Дауни — младший, нельзя.

Комментируя пассаж выше: фильм действительно не запороли (во всяком случае, очень старались). Он прекрасно ложится в форму летнего голливудского блокбастера.

Повторюсь: очевидно, что картину разрабатывали с замыслом, по которому быстро влиться во все происходящее в том числе должны зрители, далекие от нюансов в нынешнем положении дел в Marvel после «Финала». Неспроста события разворачиваются в отдельном «мире» мультивселенной, напрямую не связанном на данный момент с основным.

Ретрофутуризм во всей красе

Что в «Четверке» удалось? На мой взгляд, в первую очередь — визуал и общий сеттинг. Ретрофутуризм, намеки на который начали появляться еще во время анонса проекта, демонстрируют во всей красе. Его элементы хорошо вписаны в образы как основных персонажей, так и массовки (условно, в стиль одежды или ведения разговоров).

Мир, в котором олдскульные «пузатые» телевизоры соседствуют со сверхсовременными технологиями телепортации и ускорения выше скорости света также получился притягательным. Робот-компаньон команды по имени Г.Е.Р.Б.И. — большую часть времени выполняет роль маскота, идею исполнения которого наверняка подсмотрели в «Звездных войнах», — усиливает впечатление.

Г.Е.Р.Б.И.

Картинка как таковая (в том числе по CGI) также радует — особенно в первой трети фильма, связанной с перемещениями в пространстве-времени. Первые посмотревшие рассказывали: в «Четверке» есть несколько сцен, в некотором роде отсылающих к «Интерстеллару» Нолана. И не соврали: моменты с приключениями в космическом пространстве получились особенно красочными — как в прямом, так и в переносном смыслах.

А еще обращает на себя внимание саундтрек — не сказать, что он особенно выдающийся, но в немного изменяющихся интерпретациях звучит в ключевых моментах фильма. В общем, отдельной музыкальной темой создатели как будто подтверждают: герои «Четверки» в киновселенной надолго.

Пресный Паскаль и выдающаяся Кирби

Подробнее о персонажах и актерах. Педро Паскаля и Ванессу Кирби я выделил выше неспроста. Именно на их синергии держится драматургия проекта. Во время промотуров «Четверку» часто описывали в стиле «первого фильма Marvel о полноценной семье, хоть и со сверхспособностями». С этим авторы не обманули. То, как герои переживают трудности и к каким выводам в результате приходят, это подтверждает.

Впрочем, Паскаль в образе гениального ученого Рида Ричардса (супера Мистера Фантастики) вышел — опять же, субъективно — довольно пресным. Не поймите превратно: это камень не в огород актера (в моментах, где требуются эмоции, Паскаль их выдает), а к сценаристам и постановщику Мэтту Шекману. Нынешняя версия Рида — более отстраненная и как будто менее решительная. Если добиться такого эффекта изначального было целью, вопрос снимается.

Рид Ричардс (Педро Паскаль)

Ванесса Кирби в образе жены Рида Сью Шторм (Женщины-невидимки), напротив, вдохновитель, лидер и «клей» для всей команды (то есть собственной семьи). Обойдемся без прямых спойлеров, но именно персонаж Кирби принимает одни из самых ответственных решений и отважнее всех выступает против главного врага «Четверки» — Галактуса, о котором речь пойдет ниже.

Сью Шторм (Ванесса Кирби)

С ролями как матери (такой спойлер все же себе позволю), так и защитницы Земли Кирби-Сью, на мой взгляд, справляется просто на отлично — за ее игрой приятно и интересно наблюдать.

Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, HLG, DTS:HD, DTS:X, Wi-Fi, смарт пульт
Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

«Почти все время на подхвате»

Оставшиеся два члена «Четверки», Джонни Шторм (Человек-факел) и Бен Гримм (Существо), конечно, далеки от простых «функций», но почти все время выступают на подхвате.

«Факела» сыграл Джофеф Куинн, известный, например, по «Очень странным делам». Справился ли актер с персонажем? Вполне — за ним стоит как минимум один важный сюжетный поворот. Да и в целом заносчивым дураком Джонни на этот раз, в отличие от прошлых итераций в кино, не видится.

Джонни Шторм (Джофеф Куинн)

Роль Бена исполняет Эбон Мосс-Бакрак. Но, учитывая CGI-внешность «Существа», в человеческом обличии герой появляется лишь несколько раз за весь фильм. При этом сам по себе «Существо» — каноничный: несмотря на устрашающий вид, добрый и справедливый. И, слава богу, не обвиняющий Рида Ричардса во всех грехах, связанных с собственным внешним обликом.

Существо в CGI-версии

Какие моменты в «Четверке» спорные?

А теперь о минусах. Общая сюжетная канва как минимум не выдающаяся. О том, чем закончится картина, можно догадаться после получаса просмотра, причем в подробностях. Или же — после двух трейлеров, которые цитируют если не все, то большинство основных поворотов в повествовании.

Если не брать в расчет финальные титры, то хронометраж фильма — порядка 1 часа 45 минут. Этого, объективно, мало. Зрителей буквально кидают с места в карьер, уделив представлению героев небольшой вступительный ролик.

Окей — будем считать, что со становлением протагонистов массовый зритель уже знакомился ранее и повторять его необязательно. Но в качестве супергероев — Мистера Фантастики, Человека-факела, Женщины-невидимки — герои действуют в лучшем случае 30% от всего экранного времени. Проще говоря, демонстраций суперспособностей членов «Четверки» не хватает.

Наконец, стоит сказать про антагонистов, с которыми в Marvel традиционно не все гладко. Галактус в комиксах — сверхсущество, мотивацию которого подробно раскрывают со множества сторон. Зачастую он действительно только и делает, что пожирает миры, встречающиеся на пути. Но истоки такого «постоянного голода» объясняют, благодаря чему откровенным негодяем считать его бывает сложно.

Галактус

В фильме же от объяснений практически полностью отказываются — остается лишь «постоянный голод». Благодаря этому скрытые мотивы Галактуса кажутся не такими уж и скрытыми. Да и то, как герои справляются с угрозой от него в финале проекта, весьма спорно.

Cеребряный серфер

Примерно такими же фразами можно охарактеризовать серебряного серфера (на этот раз — серфершу). Ее предысторию, если не брать в расчет смену пола, напротив, почти никак не изменяли. В определенный момент складывается ощущение: «Где-то я уже это видел».


Так что в итоге: новая «Фантастическая четверка» вышла годным фильмом? На самом деле — вполне. Особенно в качестве летнего и, что немаловажно, семейного блокбастера. По крайней мере, если постараться воспринимать ее скорее как самостоятельное произведение, а не как проект, успех или провал которого напрямую повлияет на будущее киновселенной Marvel.

Другое дело, что уйти от подобного флера, помня про близость «Мстителей», картине весьма нелегко. И, честно говоря, с этой точки зрения — опять же: на мой взгляд — «Четверка» справляется не лучшим образом. Если придираться, то история слишком предсказуемая, глубины не хватает, а злодеев, мотивацию которых в комиксах раскрывают сполна, тут сливают. С другой стороны, стоит ли разбирать кино на молекулы так дотошно?

Одновременно «Четверка» выделяется отличным визуальным рядом, проработанным и завлекающим ретрофутуристическим сеттингом и на самом деле работающей синергией основных персонажей. Отдельную похвалу хочется выразить Ванессе Кирби. Ее Сью Шторм выделяется на фоне остальных героев, оставляя позади даже Педро Паскаля.

Выбор покупателей
саундбар 2.1, 300 Вт, Bluetooth, USB, цвет черный
Выбор покупателей
саундбар 2.0, 30 Вт, частота 80-20000 Гц, Bluetooth, цвет черный

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

ОБСУЖДЕНИЕ